Игра по-крупному

На кону люксовые фешен-бренды
События, которые происходят сегодня на оптическом рынке, напоминают хорошо известную всем игру «Монополия». С той лишь разницей, что борьба между участниками — акулами оптического бизнеса — разворачивается не за объекты недвижимости, а за популярные у потребителей лицензионные люксовые фешен-бренды, которые в последнее время так часто переходят из одних рук в другие, что порой недолго и запутаться в этих связях. Помочь разобраться в сложившейся на рынке ситуации, а также понять, как меняются правила игры, призван наш сегодняшний материал.
Еще древнегреческие философы заметили: ничто в этом мире не происходит без причины, и переходы фешен-брендов, за которыми мы имели возможность c интересом наблюдать на протяжении всего последнего года, тоже, разумеется, не беспричинны. Они являются следствием существенных, если не сказать грандиозных, изменений, произошедших за последнее время в расстановке сил среди главных участников оптического рынка. Об этих изменениях мы и поговорим далее.

SAFILO И DIOR: СПЕКТАКЛЬ ОКОНЧЕН

Начнем немного издалека, а именно с июльского сообщения в прессе*, согласно которому 31 декабря 2020 года, то есть практически с боем курантов, закончит свое действие лицензионный договор между компанией Safilo и правообладателем марки Dior. За 23 года – именно столько продлилось их сотрудничество – итальянский производитель продал, по его собственным оценкам, больше 30 млн оправ и солнцезащитных очков Dior. В 2018 году доля очков этой марки в общем объеме его продаж составила 13 %.
Все это, разумеется, наводит на мысль, что марка Dior – весьма существенная для Safilo потеря, восполнить которую, даже несмотря на то, что козырей в «колоде» компании осталось еще немало (но об этом позже), будет нелегко. И это понятно всем: как только прекращение отношений между Safilo и Dior было предано огласке, акции итальянского производителя на миланской фондовой бирже сразу же упали в цене. На 8 % за акцию.

LVMH И БОГИНЯ ЗРЕНИЯ

Собственно говоря, конец сотрудничества Safilo и Dior, равно как и конец других многолетних альянсов, которые распались за два последних года, можно было предвидеть. И для этого даже не надо быть провидцем, а нужно просто понимать, что происходит на верхних этажах фешен-власти, которые занимают отнюдь не модные дома, как наивно думают многие конечные потребители, а большие корпорации, владельцы фешен-брендов.
Самой крупной из этих корпораций является концерн Moët Hennessy – Louis Vuitton SE, также известный как LVMH, во главе с Бернаром Арно (Bernard Arnault), занимающим в рейтинге самых богатых людей мира по версии журнала Forbes четвертую строчку. LVMH принадлежит 75 уникальных брендов, включая Dior, а также свыше 46 тыс. магазинов по всему миру, где изделия этих брендов продаются.
 
Игра по-крупному
Бернар Арно – глава концерна Moët Hennessy – Louis Vuitton SE, также известного как LVMH
 
Долгое время LVMH не особенно интересовался очковым бизнесом. Концерну вполне было достаточно роялти, которые он как лицензиар получал от своих лицензиатов за данное им право производить и реализовывать очки принадлежащих LVMH брендов. Однако несколько лет назад LVMH пересмотрел свою позицию на сей счет (возможно, задуматься об этом побудил его главный конкурент, о котором мы расскажем далее), в результате чего на свет появилась компания Thélios. Ее название восходит к именам двух греческих богов: богини зрения Тейи (в англоязычном варианте Théia) и бога солнца Гелиоса (в англоязычном варианте Hélios).
Компанией Thélios LVMH владеет не единолично. Это совместное предприятие, совладельцем которого выступает небезызвестный нам всем итальянский производитель очков Marcolin, чья доля в новом бизнесе составляет 49%. Главой компании Thélios, с появлением которой стало возможно говорить о новой для оптического рынка бизнес-модели, стал Джованни Зоппас (Giovanni Zoppas). До этого назначения он, как известно, был директором компании Marcolin, а сегодня остается членом ее правления. Для того чтобы покрепче скрепить узы братства, в 2017 году концерн LVMH приобрел 10 % акций компании Marcolin, благодаря чему стал ее совладельцем.
В декабре 2017 года LVMH нанес Safilo свой первый удар, лишив его лицензии на право производства и реализации очков Céline – теперь их наряду с очками марок Loewe, Fred, Kenzo, Berluti (а скоро к ним присоединится и Dior) производит компания Thélios. Ничего личного, просто именно Safilo был основным лицензиатом LVMH. Как говорят инсайдеры, на этом «коллекционер брендов» не успокоится. Открыв совместно с Marcolin первую фабрику по производству очков, он тут же взялся за создание второй и, как только она будет запущена, сможет производить на ней более 4,5 млн очков в год. Так что, возможно, руководство компании Safilo, в портфеле которой еще остались такие марки LVMH, как Furla, Givenchy и Marc Jacobs, уже мысленно с ними попрощалось.

ЛИЦЕНЗИАТ НОВОГО ТИПА

Впрочем, LVMH не был первым из поставщиков предметов роскоши, кто решил подмять под себя очковый бизнес. Опередил LVMH его же главный конкурент – французский концерн Kering, главой которого является миллиардер Франсуа Пино (François Pinault).
 
Игра по-крупному 1
Франсуа Пино – глава французского концерна Kering
 
Для того чтобы реализовать задуманное, в 2014 году он создал небезызвестную участникам оптического рынка компанию Kering Eyewear, с появлением которой отношения между концерном и компанией Safilo вышли на новый уровень. Лицензионное соглашение, по которому Safilo производила очки марки Gucci, было преобразовано в договор на изготовление и поставку, что совсем не одно и то же. Кстати, в октябре 2019 года этот договор, вопреки прогнозам многих, был продлен еще на четыре года, что если и можно считать победой, то не особенно грандиозной. Что же касается таких марок концерна Kering, как Bottega Veneta, Saint Laurent, Alexander McQueen, McQ, производителем и дистрибьютором которых раньше также выступала компания Safilo, то они полностью отошли Kering Eyewear.
Кроме очков собственных марок, Kering Eyewear взялась также за очки люксовых брендов, не входящих в личный портфель концерна. К их числу принадлежат Cartier и Montblanc (на протяжении 17 лет очки Montblanc ассоциировались исключительно с компанией Marcolin). Права на эти бренды компания Kering Eyewear получила от их владельца, люксового швейцарского концерна Compagnie Financière Richemont, в обмен на долю его участия в ней.

КОЗЫРЬ В КОЛОДЕ SAFILO

А что же Safilo? Несмотря на все удары судьбы, компания, похоже, не теряет веры в светлое будущее. «Мы полностью сконцентрируемся на нашей креативности, нашем технологическом ноу-хау, наших человеческих ресурсах, что позволит нам и дальше расширять свой портфель брендов, который и без того значительно усилен сейчас за счет продления лицензионных соглашений с владельцами таких марок, как Kate Spade New York, Tommy Hilfiger, Havaianas и Fossil, а также благодаря недавнему подписанию новых лицензионных соглашений, закрепляющих за нами право на производство и реализацию очков марок Levi’s, Missoni и David Beckham», – отметил в июльском пресс-релизе генеральный директор компании Safilo Анджело Троккья (Angelo Trocchia)**. Не стоит забывать и про собственные, так называемые домашние бренды компании, а именно Polaroid, Smith, Carrera, которые, по словам ее руководителя, также имеют большой потенциал роста. Впрочем, помимо хорошо сбалансированного портфеля брендов, у Safilo есть и еще один козырь, который до недавнего времени позволял компании чувствовать себя на рынке уверенно.
 
Игра по-крупному 2
Так выглядит портфель лицензионных брендов компании Safilo в настоящее время
 
Мы имеем в виду следующее: с 2010 года мажоритарным акционером компании Safilo (ему принадлежит более 49 % ее акций) является голландская инвестиционная группа HAL. Одно лишь ее упоминание способно значительно подпортить настроение независимым европейским оптикам. Причина в том, что именно группе HAL до недавнего времени принадлежала оптическая розничная компания Grand Vision, чья торговая сеть насчитывает 7,2 тыс. магазинов оптики и онлайн-платформ в более чем 40 странах мира с особенно сильным присутствием в Европе и Латинской Америке (в России компания представлена сетью оптических салонов «Линзмастер»). Такое «родство», разумеется, значительно упрощало жизнь Safilo. «Упрощало» – потому что в начале августа 2019 года стало известно: группа HAL достигла договоренности о продаже 76,72 % принадлежащих ей акций Grand Vision. О том, кто выступает покупателем в этой сделке и что из этого следует, читайте далее.

ESSILORLUXOTTICA: И ЦЕЛОГО МИРА МАЛО

Вы, должно быть, уже догадались, что покупатель Grand Vision – компания EssilorLuxottica***, являющаяся на сегодняшний день главным актером на оптической сцене. И хотя многие европейские оптики все еще надеются, что антимонопольная служба Евросоюза наложит на сделку вето, полагаться на это вряд ли стоит, особенно учитывая, что к объединению двух гигантов оптического рынка эта служба в свое время отнеслась весьма спокойно, не увидев в нем никаких нарушений правил конкуренции. Ожидается, что сделка будет закрыта через 12–24 месяца, а сумма ее может составить до 8 млрд долл. США.

Игра по-крупному 3
Богатое собрание брендов компании Luxottica

 
В результате сделки EssilorLuxottica, уже сейчас владеющая более чем 7 тыс. магазинами, получит контроль над еще 7,2 тыс. точками продаж, что способно ощутимо осложнить жизнь остальным ретейлерам. Хотят они того или нет, но им придется принять то, что вертикальная система сбыта на оптическом рынке, когда реализация товаров осуществляется производителем через собственные сети в обход всех остальных салонов оптики (да и как последние могут конкурировать с ценами поставщиков), сменяет горизонтальную, а где-то уже сменила ее.
Означает ли это, что в сложившихся условиях обычным оптическим салонам места под солнцем не останется? Этот вопрос мы задавали своим собеседникам на парижской выставке SILMO особенно часто и пришли к выводу, что это не так. У креативных, активных, гибких в принятии решений, готовых к экспериментам, а главное клиентоориентированных представителей оптического сообщества шансы на успех определенно есть, что, конечно же, вселяет большой оптимизм.

Ну а пока игра в монополию на оптическом рынке продолжается. Посмотрим, кто приобретет следующий лот.

* Safilo Group сообщает об истечении срока действия лицензии c Dior // OCHKI.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.ochki.com/news/6928 (дата обращения: 13.11.2019).
** Safilo announces closing of Solstice transaction and confirms expiration of Dior license // WMIDO  [Electronic resource]. URL: https://www.wmido.com/safilo-annuncia-closing-della-transazione-solstice-saluta-dior/ (дата обращения: 13.11.2019).
*** EssilorLuxottica была образована в 2018 году в результате слияния компаний Essilor International и Luxottica Group.

 
ПОДГОТОВЛЕНО ЕЛЕНОЙ ЧУЛАНОВОЙ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛов САЙТОВ EYEBIZZ (WWW.EYEBIZZ.DE), WMIDO (WWW.WMIDO.COM), OCHKI.COM (WWW.OCHKI.COM) 
Узнавайте больше по темам:
Сервисы