Особенности коррекции пресбиопии

Возрастная аккомодационная недостаточность, или пресбиопия, – следствие постепенного снижения эластичности хрусталиковой капсулы и уплотнения вещества линзы, уменьшающих возможности ее фокусирующей деформации.

Возрастная аккомодационная недостаточность, или пресбиопия, – следствие постепенного снижения эластичности хрусталиковой капсулы и уплотнения вещества линзы, уменьшающих возможности ее фокусирующей деформации. Эластичность хориоидеи и сократительная способность цилиарной мышцы с годами тоже ухудшаются, но несколько в меньшей степени. Хотя сроки ослабления аккомодации при всех видах рефракции примерно одинаковы, трудности при чтении возникают сначала у гиперметропов, затем у эмметропов, а потом у миопов одинакового возраста. При эмметропии пресбиопические проявления становятся клинически значимыми в возрасте 43–47 лет. «Ранние» случаи пресбиопии в большинстве своем представлены нераспознанной скрытой дальнозоркостью, гораздо реже – последствиями чрезмерной зрительной нагрузки или перенесенной интоксикации. Истинная пресбиопия у человека моложе 40 лет – явление столь же экстраординарное, как и хорошая сохранность аккомодации у человека старше 60 лет.

Может ли выраженность пресбиопии уменьшиться? Странный вопрос, казалось бы, ведь процессы старения необратимы. Тем не менее известны случаи временного досрочного усиления степени пресбиопии после хирургических вмешательств под наркозом, когда после восстановления аккомодационной функции до возрастной нормы (иногда в течение 1–2 лет) потребовалось ослабление силы пресбиопических очковых линз.

Живущее сейчас поколение, в отличие от людей начала прошлого века, стало более рослым (примерно на 10 см), у них увеличилась средняя продолжительность жизни (по крайней мере, в цивилизованных странах), а также возросла миопизация. Иными словами, среднестатистический житель планеты теперь обладает более сильной рефракцией, у него несколько улучшилась возрастная аккомодационная сохранность, а ближняя рабочая дистанция увеличилась.

Все это приводит к тому, что люди позднее обращаются за первыми пресбиопическими очками и используют меньшую возрастную прибавку. В целом пресбиопическая прибавка соответствует общепринятой, расчетной только у значительного числа (20–30%) миопов, она меньше у эмметропов и еще меньше у гиперметропов. У наших современников при абсолютной остроте зрения каждого глаза 0,8–1,0 для рабочей дистанции 35–37 см аддидация в среднем составляет: в возрасте 40 лет – 0,50–0,75 дптр; в 45 лет – 1,00–1,25 дптр; в 50 лет – 1,50–1,75 дптр; в 55 лет – 2,00 дптр; в 60 лет – 2,25 дптр; в 65 и более лет – 2,50–2,75 дптр.

Мы разделяем мнение Ю. И. Вязовского, который считает: «Процесс подбора пресбиопической коррекции заключается не в перемещении ближайшей точки ясного зрения на рабочее расстояние, а в эмпирическом определении наибольших кругов светорассеяния (наименьшей силы очковых линз), при которых еще возможна работа (чтение шрифта) на ближнем расстоянии. Этот процесс зависит не только от объема аккомодации, но также от остроты зрения и диаметра зрачка».

Первые пресбиопические очки у гиперметропов с полной относительной остротой зрения вынужденно и преждевременно корригируют и имеющуюся дальнозоркость. Начав носить такие очки, пациенты отмечают, что зрение вдаль без коррекции за короткий срок ухудшается. Работая подобно «стеклянному атропину», собирательные очковые линзы провоцируют «аккомодационный обвал»: скрытая дальнозоркость переходит в явную. Для смягчения этого явления следует чаще рекомендовать выбирать в качестве первых пресбиопических очков так называемые половинки. Ухудшение зрения на всех расстояниях, связанное с данным переходом, на рабочей дистанции компенсируется усилением пресбиопических очковых линз. Складывается впечатление, что в этот период собственно пресбиопическая прибавка «пробуксовывает» или даже останавливается в своем развитии. Многие пресбиопы считают, что ношение вторых очков, корригирующих декомпенсированную гиперметропию, ускоряет прогрессирование возрастных изменений. В действительности нормализация работы аккомодации на дальней дистанции повышает ее трудоспособность в целом и обеспечивает физиологическое протекание пресбиопических изменений. То же самое можно сказать и о бифокальных очках. Противоречия между данным и предыдущим тезисами нет: скрытая (компенсированная) дальнозоркость в коррекции не нуждается, а явную – нужно корригировать.

Поскольку первые пресбиопические очки формируют новые зрительные привычки, а визуальный стереотип пациента перестраивается с годами все сложнее, очень важно правильно их подобрать и изготовить. Поэтому вторые и последующие пресбиопические очки не должны слишком отличаться от первых (предыдущих) очков. То есть в новых очках желательно сохранять ту же разницу в силе корригирующих очковых линз (или ее одинаковость), которая была в старых очках, а коррекцию не следует усиливать более чем на 1,00 дптр. Сказанное выше отнюдь не означает, что не нужно исправлять ошибки, допущенные в уже имеющихся очках.

Определяя, какими очками пользовался пациент ранее, нужно иметь в виду следующее обстоятельство. Иногда в качестве старых очков пользователи предъявляют пресбиопические очки, которые они длительное время не носили, не сообщая при этом, что последние полгода или год читают в более сильных очках супруга (подруги, матери, сослуживца). Достаточно часто привычка к неправильным старым, иногда чужим, очкам становится причиной дискомфорта в новых, грамотно подобранных и правильно изготовленных очках, поскольку многие пациенты в свое время смогли адаптироваться к неверному, чаще избыточному, межцентровому расстоянию и пользовались очками с подобным центрированием многие годы. Поэтому при оптической силе очковых линз 2,00 дптр и более в имеющихся очках желательно сравнить значения межцентрового расстояния и межзрачковой дистанции. При наличии расхождений в 3 мм и более межцентровое расстояние, указываемое в рецепте на новые очки, нужно увеличить (уменьшить), по сравнению с межзрачковым, на 1–2 мм. Внесенная поправка облегчит адаптацию к вновь подобранным очкам. Если же пациента, который привык к очкам с неправильным межцентровым расстоянием, поэтапно не научить носить правильно отцентрированные очки, данная привычка может стать противопоказанием для назначения ему очков с прогрессивными очковыми линзами.

При многолетнем ношении некоторых пластиковых оправ в зоне носовой перемычки возникает деформация – так называемый выворот оправы (за счет нагревания этого места спинкой носа), когда наружные края ободков выступают вперед по отношению к перемычке и внутренним краям. Посадка очков нарушается, но призматический эффект увеличивается крайне медленно, и пациент легко и незаметно к нему адаптируется. А в новых, недеформированных очках у него возникает чувство дискомфорта, появляются пространственные искажения. В таких случаях приходится хорошо сидящей новой оправе придавать форму предыдущих очков. Аналогично следует поступать и при наличии других перекосов в старых очках.

В случае если пациент затрудняется в выборе между старыми и новыми очковыми линзами, хотя до этого был недоволен имеющимися очками, нужно во время чтения стандартного текста приставить к его прежним очкам пробные очковые линзы +0,25 дптр (+0,50 дптр).
Острота зрения вблизи за счет уменьшения аберраций при сужении зрачка, эйконии собирательных очковых линз, «ближней» бинокулярной суммации и прочего часто оказывается выше, чем вдаль. В некоторых случаях пациенты с абсолютной остротой зрения 0,1–0,2 справляются с чтением стандартных текстов с расчетными очковыми линзами. Изредка отмечается и обратная ситуация, когда при зрении вдаль 0,8–1,0 возникают трудности при чтении со стандартной пресбиопической коррекцией. Ухудшение способности распознавать буквы при уменьшении расстояния между ними может отмечаться при некоторых формах макулодистрофии.

Перекоррекция пресбиопии встречается относительно редко: у 2–3 из 100 клиентов оптического магазина. С другой стороны, многие «нечувствительные» пресбиопы без особых хлопот носят доставшиеся «по наследству» сильные мамины или бабушкины очки. У женщин практически каждый третий подобный случай – «психологическая» перекоррекция («у подруги очки слабее»). Изредка это встречается и у мужчин. Причины зрительного дискомфорта при избыточной коррекции: сдвиг рабочей зоны ближе к глазам, что вызывает дополнительную нагрузку на конвергенцию и очковую гетерофорию, а также ухудшение зрения в ближне-средней зоне. Появляющееся в глазах напряжение при работе в таких очках не уменьшается в течение ближайших нескольких дней. Необходимо уменьшить силу корригирующих очковых линз. Некоторые пациенты, особенно женщины, с большим трудом соглашаются на увеличение силы пресбиопических очковых линз, считая, что это «старит» человека, причем и косметически, и психологически.

В то же время, когда пресбиопические очки становятся слабыми, пациенты в большинстве случаев сдвигают их вниз по переносице и отодвигают рабочий текст. Примерно у каждого четвертого после нескольких минут чтения в таких очках появляется чувство напряжения в глазах, затем периодически наплывает «туман». После прекращения работы отмечается ухудшение зрения вдаль, которое проходит в течение 10–15 минут. Подобное затруднение в переключении фокусировки близь-даль, когда пациент еще обходится без очков, является ранним симптомом надвигающейся пресбиопии.
Изредка у дальнозорких пресбиопов может отмечаться и более выраженная аккомодационная инертность, являющаяся источником ошибок при подборе очков.

Пример из практики.
Женщина 53 лет, недовольна старыми очками для близи (OD Sph +2,0 D; OS Sph +3,0 D). При осмотре: Vis OD = 0,5 не корр. Vis OS = 0,4 co Sph +1,5 D = 1,0. Rou = H 1,0–1,5 D. Глазное дно без патологии. После подбора очковой линзы для левого глаза предпринята повторная попытка откорригировать правый, которая оказалась успешной. Теперь глаз «принял» очковую линзу. Vis OD co Sph +1,25 D = 1,0. Выписаны изометропические очки для дали и близи. При предшествующем подборе было откорригировано мнимое разноглазие. Нам же повезло: аккомодационное напряжение во время приема релаксировалось.

Как исключение, у пресбиопов диагностируется «мобильная» астигматическая ось, то есть отмечается значимое изменение ее положения за время между подбором и изготовлением очков, иногда очень дорогостоящих (прогрессивных или бифокальных, например), что становится причиной недовольства подобранной коррекцией. Если вы упомянете о подобной возможности и повторно проверите положение астигматических осей после получения рецептурных очковых линз, это поддержит ваш авторитет, хотя и не спасет оптический магазин от материальных потерь. Изредка при небольших степенях астигматизма у пресбиопов зона колебания оси цилиндра, причем с одинаковой прибавкой остроты зрения, может достигать 30 и более градусов. При подобном «секторальном» астигматизме желательно ограничиться сферической коррекцией.

С наступлением пресбиопии небольшая анизометропия вполне может оказаться благом.
Случай из практики.
Женщина 47 лет, кондуктор трамвая. В течение 17 лет пользовалась очками с очковыми линзами –3,75 дптр. Последние 4–5 месяцев испытывает затруднения во время денежных расчетов. Снимать очки при этом неудобно – нужно контролировать обстановку в вагоне. При осмотре: Vis OD/OS = 0,1/0,1 co Sph –3,75 D/Sph –2,75 D = 1,0/1,0. Rod = M 4,0 D; Ros = M 3,0 D. Глаза спокойны. Глазное дно – миопические конусы, возрастной ангиофиброз. Выписаны очки: OU Sph –2,5 D. Vis OU в/о = 0,9–1,0. В очках свободно читает, четко различает достоинство монет. Подобранная коррекция сохраняет сложившийся зрительный стереотип, при этом доступна, снимает проблему адаптации.

Довольно редко при подборе пресбиопических очков обнаруживается анизометропия вблизи при изометропии вдаль.

Приведем пример.
Женщина 50 лет. Отмечает затруднения при чтении в старых очках. При осмотре: Vis OD/OS = 1,0/1,0. Rou = Em. С коррекцией для близи OU Sph +1,75 D отмечает, что левый глаз видит существенно хуже. Окончательный подбор: OD Sph +1,75 D; OS Sph +2,25 D. Существует довольно значительная категория пациентов, вполне удовлетворенных несколько пониженным зрением, считающих свою аметропию компенсированной (в житейском смысле, конечно) и не пользующихся коррекцией. Эти люди хорошо адаптированы и к повседневному быту, и к выполнению своих профессиональных обязанностей. Они обращаются за очками для чтения (первыми очками!), как и эмметропы, только с наступлением пресбиопии. Их не вызывающую нареканий одностороннюю или двустороннюю (равных и разных степеней) аметропию и сложившийся на этой основе зрительный динамический стереотип, как это ни парадоксально, можно в ряде случаев рассматривать как вариант индивидуальной визуально-рефракционной нормы. С этих позиций и нужно подходить к коррекции пресбиопии у таких пациентов. Она чаще должна быть одинаковой сферической, но может быть анизометропической и астигматической. Последний вариант для адаптации является более трудным в силу отсутствия привычки к подобным очкам и с учетом возраста пользователей. Иногда необходима поэтапная коррекция, а четкий инструктаж о сложностях адаптационного периода в каждом случае обязателен.

Иллюстрация из практики.
Женщина 53 лет, врач-стоматолог. В течение недели не может привыкнуть к первым пресбиопическим очкам, выписанным в поликлинике: OD Sph +1,0 D, Cyl +1,0 D ax 0; OS Cyl +1,0 D ax 180. Очками для дали не пользовалась и не намерена носить их в будущем. При осмотре: Vis OD/OS = 0,3/0,1–0,2 с корр. Cyl –1,0 D ax 90/Sph –1,0 D, Cyl –1,0 D ax 90 = 0,8/0,8. Vis OU с корр. = 0,9. Vis OU без корр. = 0,4. Глазное дно без патологии. Tn. Выписаны очки для близи: OU Sph +1,0 D. Осмотр через 3 дня: в новых очках свободно работает и читает, чувствует себя при этом комфортно. Сохранено главное преимущество зрения пациентки на ближней дистанции – увеличенная длина клинического фокуса, как монокулярного (за счет астигматизма), так и бинокулярного (за счет анизометропии).

Отдельно остановимся на особенностях очковой коррекции у лиц почтенного возраста, составляющих весьма значительную часть пресбиопов. Главным образом это неработающие пенсионеры со стажем. Врачу непросто иметь с ними дело, поскольку заведомо известен высокий риск возврата изготовленных очков и, соответственно, возможного недовольства со стороны дирекции оптического магазина.

При подборе очков для дали у дальнозорких пациентов старше 65 лет иногда определяется «коридор» протяженностью в 1,00–1,50 дптр с одинаковой абсолютной остротой зрения (обычно 0,5–0,6) и субъективным улучшением («вижу лучше, резче»), которое усиливается по мере увеличения оптической силы предлагаемых очковых линз. Такой же «коридор», в том числе при полной остроте зрения и без субъективного улучшения («вижу так же»), может быть обнаружен и при подборе очков для чтения. Более протяженный «коридор» характерен для пациентов с выраженным сенильным миозом, и особенно у тех, кто инстиллирует пилокарпин. При наличии указанных «коридоров» новые очки, как правило, не должны быть слабее имеющихся (предыдущих). Ситуация еще более осложняется, если внутри «коридора» наступает ухудшение (чаще парадоксальная реакция на очередные 0,25 диоптрии), которое для врача служит сигналом об окончании подбора. Избежать ошибки поможет сравнение остроты зрения, полученной с новой коррекцией и с очковыми линзами, дополнительно усиленными на 1,00 дптр, либо с коррекцией в старых очках.

В общении с престарелыми людьми крайне необходимы терпение, неторопливость и такт, подробные, часто повторные, разъяснения, беседы с сопровождающими их лицами и т. д. Сведения о силе очковых линз и межцентровом расстоянии в предыдущих очках, полученные со слов пациента пожилого возраста, обязательно должны перепроверяться. Очень важно учитывать психологические особенности пожилого человека (обидчивость, недоверчивость, боязнь быть обманутым), возрастные изменения всего организма, глаз, зрительной коры, полиморбидность, а также помнить о возможной неадекватности оценки качества подбираемой пресбиопической коррекции из-за нарушений высшей нервно-психической деятельности, приема медикаментов, метеозависимости пациентов и т. д. Хотелось бы также отметить случаи временной миопизации при повышении уровня сахара в крови, стойкой прогрессирующей миопизации при возрастной катаракте, преходящих ухудшений зрения при спазмах сосудов сетчатки и зрительных центров и перепадах АД, понижения зрения при глаукоме, дистрофиях сетчатки, парезах наружных мышц глаза и прочем, что нередко трактуется пациентами как «плохие» очки. Особо упомянем о выраженной зависимости относительной и абсолютной остроты зрения от эмоционального состояния пожилого человека.
Ухудшение или улучшение зрения по указанным выше причинам, характерное для пациентов почтенного возраста и отмечаемое с различными интервалами, иногда даже разовое, одиночное, но совпавшее по времени с посещением кабинета окулиста, может стать поводом для претензий к подобранной коррекции. Убедить же пожилого человека в их необоснованности, как правило, не удается.
Неустойчивость функциональных показателей у данной категории пользователей очков является главной причиной «промахов» врачей-оптометристов. Вторая причина – отступление от привычного стереотипа коррекции.

В случаях, когда прослеживается риск возврата очков (пациент излишне суетлив, неуверен, многословен, постоянно напоминает о предыдущих очках, дезориентирован в возможностях и задачах врача, не способен внятно объяснить свои ощущения и пожелания, имеет множество «плохих» очков, недоволен другими окулистами, избыточно – вплоть до слез – выражает свою благодарность и т. д.), лучше подстраховаться, назначая коррекцию, близкую к таковой в старых очках, а при изготовлении использовать линзы и оправы недорогой ценовой категории. Рассмотрим два интересных примера.

Пример 1.
Женщина 71 года. Жалобы на преходящее, иногда попеременное, понижение зрения вдаль в связи с эмоциональными переживаниями во время просмотра телевизионных сериалов, отмечаемое в течение двух последних месяцев. OU спокойны. Факосклероз, ангиофиброз сетчатки. Tn. Vis OD и OS во время обследования колеблется от 0,5–0,6 до 0,9–1,0 без коррекции и с коррекцией Sph от +0,5 до +1,0 D. Анизометропия переходит в изометропию, и наоборот. Постепенно пациентка успокаивается, зрение стабилизируется на 0,9–1,0 каждым глазом без коррекции. В очках для близи (+3,25 дптр) свободно читает стандартные образцы.

С чем связаны эти колебания остроты зрения и коррекции? Видимо, в основном с сосудистыми нарушениями эмоционального генеза на фоне возрастных изменений. Подобная нестабильность остроты зрения и коррекции, причем необязательно на эмоциональной почве, может не осознаваться пациентом и продолжаться в течение всего приема. В таких случаях рекомендуется повторный осмотр.

Пример 2.
Однажды в нашем магазине побывала дама 80–85 лет, которая могла короткое время читать в очках, но только при определенном наклоне головы. И это было никак не связано с оптикой. Вероятно, положение тела при чтении существенно влияло на кровоснабжение сетчатки или зрительной коры.

Напоследок два вывода-рекомендации.
Задача пресбиопической коррекции – компенсация возрастной потери аккомодации с максимально бережным отношением к ее остаточной функции. Частично работающая аккомодация, при восстановленной зрительной трудоспособности, обеспечивает гармонизированное протекание процессов старения глазных яблок. По этой причине пациентам в возрасте до 55 лет лучше назначать монофокальные, бифокальные очки или очки с очковыми линзами «Intervista», а очки с прогрессивными очковыми линзами рекомендовать пресбиопам более старшего возраста.

В конце подбора обязательно сравните зрение пациента почтенного возраста в уже имеющихся и во вновь подобранных очках. Это позволит вам избежать множества недоразумений.

 

Александр Ланцевич, Веко 2(86)2005

Узнавайте больше по темам:
Сервисы