Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е

1950-е годы проходят под знаком беспечной и красивой жизни, о которой лучше всех рассказал в своей кинокартине «Сладкая жизнь» гениальный Феллини. Эпоха 50-х в целом и очки 50-х в частности сегодня оказались в фокусе нашего внимания.

После кровавого кошмара Второй мировой войны уставший от борьбы мир стремится к забытой роскоши и изобилию. 1950-е годы проходят под знаком беспечной и красивой жизни, о которой лучше всех рассказал в своей кинокартине «Сладкая жизнь» гениальный Федерико Феллини. Эпоха пятидесятых - ее свидетели и символы - сегодня оказались и в фокусе нашего внимания.

Жизнь после войны

Долгая война со всеми ее ужасами и лишениями осталась позади. В США, а затем благодаря реализации «плана Маршалла» и в Европе наступает период бурного экономического подъема, на фоне которого начинает формироваться общество потребления - общество материального благополучия. Социальная роль женщины пересматривается. Независимые девушки - эмансипе, яростно отстаивавшие свои права в 1920-е годы, и боевые подруги 1940-х, готовые разделить с мужчиной все тяготы военного времени, остаются в прошлом. Происходит возврат к традиционной модели распределения ролей между мужчиной и женщиной, согласно которой он - добытчик, она - хранительница домашнего очага. При этом, даже занимаясь домашним хозяйством, она должна была выглядеть безупречно: c тщательно уложенной прической, с макияжем, со свежим маникюром, в нарядной, привлекательной и модной одежде, как то демонстрировали модели в иллюстрированных журналах. Увы, в 1950- е годы женщины вновь оказываются втиснутыми в жесткий корсет, причем как в переносном, так и в прямом смысле.

Главный стиль послевоенной эпохи

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е

Своим возвращением в модный обиход корсет был обязан французскому модельеру Кристиану Диору. В 1947 году, когда парижские улицы еще хранили на себе отпечатки следов недавней войны, а продукты выдавались по карточкам, на авеню Монтань (Avenue Montaigne) он представил свою первую самостоятельную коллекцию под названием «Corolle», что в переводе означает «Венчик цветка». Такое название было выбрано не случайно. В подчеркивающих осиную талию платьях с прилегающим лифом и длинной неслыханной ширины юбкой (для придания ей пышности под нее надевалась легкая многослойная юбка из сетчатой ткани) женский силуэт действительно напоминал собой перевернутый цветок.

Это был не просто новый фасон платья, а новый стиль, который с легкой руки редактора Harper's Bazaar Кармелы Сноу стали называть «нью лук», то есть «новый взгляд», или «новый силуэт». Была ли новая мода удобной в повседневной жизни? Отнюдь. «Нью лук» требовал от женщины хождения на шпильках, и это притом, что обычное платье могло весить около 4 кг, а вечерний туалет - и вовсе 30 кг. Его нельзя было надеть без посторонней помощи, да и танцевать в нем было невозможно. И тем не менее «нью лук» давал уставшим от аскетизма военных тягот женщинам возможность пережить новые ощущения, возвращал в их жизнь романтический шик и утонченность, и взамен они охотно мирились со всеми неудобствами.

Они задавали тон в пятидесятые

Надо сказать, что и представления о женской красоте в 1950-е годы также претерпевают изменения. В моду входит сексапильность. Идеальная девушка пятидесятых должна была обладать красивым высоким бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро1, притягательная и обезоруживающе женственная. Многим она запомнилась по фильму «Как выйти замуж за миллионера», который вышел в свет в 1953 году. Из-за природного кокетства героиня Монро по имени Пола не носила очков, однако будучи особой слабовидящей врезалась в дверные косяки, читала книги вверх тормашками и попадала в другие весьма курьезные ситуации. Замуж она вышла все же не по расчету, а по любви. Избранник смог убедить ее в том, что в своих очках формы «кошачий глаз» она еще более очаровательна, чем без них. В реальной жизни Мэрилин также охотно носила очки этой формы, но не для коррекции зрения, а для защиты глаз от солнца.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 1

В отличие от героини Мэрилин Монро голливудская актриса Грейс Келли, любимица режиссера Альфреда Хичкока и миллионов кинозрителей, одна из самых элегантных женщин XX века, всегда остро чувствовавшая тенденции моды, своих очков не стеснялась. Они отнюдь не помешали ей в начале пятидесятых привлечь внимание монакского князя Ренье, стать его супругой, европейской княгиней, и удостоиться именной сумки Hermes. На фотографиях 1950-60-х годов довольно часто можно увидеть Келли в очках форм «кошачий глаз» и «вайфарер».

С «вайфарерами» тесно связано и имя другой великой актрисы XX века, звезда которой взошла в пятидесятые. Конечно же, мы имеем в виду Одри Хепберн. В 1961 году на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани» с ее участием, который вмиг сделал популярными солнцезащитные очки формы «вайфарер», которые не выходят из моды на протяжении десятилетий. «Выглядеть как Одри Хепберн несложно. Достаточно убрать волосы наверх, купить большие солнцезащитные очки и маленькое платье без рукавов», - говорила актриса.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 2

В погоне за стилем

Чувство стиля, данное Одри от природы, другие постигали, следуя рекомендациям модных журналов. В пятидесятые те предписывали женщинам носить стрижки на основе легкой химической завивки или длинные гладкие волосы, уложенные в «конский хвост», который вошел в моду благодаря Бриджит Бардо2, а также дополнять свои наряды элегантными шляпами, изящными туфлями на шпильке, клипсами, браслетами и брошами. Узкую талию рекомендовалось подчеркивать широким ремнем, а перчатки, платок, сумочку и туфли подбирать в тон ансамблю. С усердием прилежных учениц женщины следовали модным советам, но были ли они столь же последовательны в том, что касалось очков?

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 3

Увы, в начале десятилетия подход к очкам был чисто утилитарным. Б. Михаэль Андрессен в своей книге «Очки: от предмета потребления к объекту культа», вышедшей в свет в Штутгарте в 1998 году, указывает на то, что в Германии, где средняя зарплата в 1950-е годы составляла порядка 500 немецких марок в месяц и уходила главным образом на удовлетворение элементарных потребностей, очки, по данным уже в то время проводимых опросов, приобретались лишь как средство коррекции зрения, но не как аксессуар для усиления привлекательности.

Рядовые немцы вполне довольствовались водяно-прозрачными оправами из целлулоида - материала на основе пластифицированного нитрата целлюлозы, который впервые был получен в 1869 году. Верхом экстравагантности считались ламинированные модели, на которые поверх целлулоида наклеивали слой цветного пластика. Альтернативой им были металлические оправы в стиле унисекс, как мы сегодня сказали бы. Верхний ободок, а также частично заушники этих оправ обтягивались толстым слоем темного целлулоида и выглядели довольно скромно. Впрочем, со своей основной задачей они справлялись, что, собственно, от них тогда и требовалось.

Однако же новому времени, именуемому периодом «экономического чуда», необходимы были новые символы, и производители оправ не могли не отреагировать на этот вызов. Так же как и в большой моде, они стали стремиться к регулярному обновлению своих коллекций, чтобы то, что было модно в этом сезоне, выходило из моды в следующем. Наряду с очками им нужно было производить еще и желание приобретать их. Как? Посредством рекламы, конечно.

Лучше видеть - лучше выглядеть

Для того чтобы направить слабый поток сознания потенциальных потребителей очков в нужное русло, Объединение немецких оптиков запустило рекламную кампанию под девизом: «Лучше видеть - лучше выглядеть». Этот девиз появился еще в конце сороковых годов и не сходил с рекламных полос почти десять лет. Главной задачей рекламистов было донести до возможных покупателей мысль о том, что человек в очках - это красиво. «Перестаньте напрягать свое зрение! Позвольте победить вашему рассудку ради ваших глаз и вашей внешности»3 - гласил рекламный текст. Другой рекламный сюжет тех лет был направлен на борьбу с консервативным отношением мужчин к потреблению. На плакате был изображен один и тот же мужчина в разных моделях очков: в первом случае - в виндзорских очках, мода на которые, как, должно быть, помнит наш внимательный читатель, пришла в Европу в 1920-е годы4, во втором - в современных на тот момент комбинированных очках. Подпись под картинкой была следующей: «Какие очки подходят ему больше? Вы видите разницу? Одно и то же лицо - но изменения очевидны. Некоторые много лет не могут расстаться со своими давно вышедшими из моды очками. Тем самым они наносят вред своей внешности!»

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 4

Немецкая оптическая компания Nitsche und Guenther в своей рекламе апеллировала к растущему чувству собственного достоинства потребителя: «Одежда делает человека, но очки создают лицо». На рекламном плакате компании запечатлены модели очков Nigura Imperator и Nigura Mercedes. Если вдуматься в их названия, то становится очевидным, что эти очки являлись своего рода приглашением в мир роскоши, одной лишь капли которой может быть достаточно, чтобы смягчить тяготы послевоенного времени. Уже в тот период рекламисты активно использовали эту мысль для продвижения товаров. Впрочем, от идеи приобщения потребителя к роскоши путем воздействия на его чувство собственного достоинства они не отказались и сегодня.

Очковые сокровища пятидесятых

Если бы с помощью машины времени мы могли совершить путешествие в пятидесятые годы, то наверняка встретили бы на улицах европейских городов людей в круглых очках, а также в очках «фасона» тридцатых - абсолютно круглых в нижней части и более плоских, почти овальных в верхней,5 металлических или же обрамленных целлулоидом. Тем не менее женщины, стремящиеся создать стильный образ, предпочитали им цветные оправы из пластмассы с большими световыми проемами, широкими заушниками и боковыми креплениями. Зачастую эти оправы были изготовлены уже не из целлулоида, а из ацетатцеллюлозного пластика, более известного нам как ацетат целлюлозы.6 Чем был так плох целлулоид, что от него решили отказаться? Да вообще- то ничем, за исключением того, что он был легко воспламеним, а потому потенциально опасен.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 5

Придать оправам изюминку производители стремились за счет декорирования, используя в этих целях технологию, вошедшую в историю очков под названием «золото на подкладке». По данной технологии производили, естественно, не только элементы декора, но и сами оправы. Таковые, к примеру, можно было найти в ассортименте французских компаний Henry Jullien и Morel. Любопытно, что компания Morel начала производить их в середине пятидесятых, стремясь освоить премиальный сегмент рынка. Одна из первых золотых моделей Morel называлась «Lotus Grand Luxe». Ну чем не достойный ответ немецким «императорам» и «мерседесам» от очков?

Подчеркнуть высокий социальный статус в пятидесятые годы можно было как золотой оправой, так и моделью из рога или черепашьего панциря. Не только материал, но также форма и цвет оправы отражали положение их владельца в обществе. Так, очками промышленников, политиков и иных представителей власти в то время считались очки в тяжеловесной оправе черного или темно- коричневого цветов, порой работавшие на усиление авторитета их носителя не хуже его избирательного штаба.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 6

Однако не только и не столько ими интересны нам пятидесятые годы XX века. 16 октября 1955 года фирма Essel, известная сегодня как Essilor International, представила в Париже абсолютную новинку - первые полуободковые оправы Nylor, крепление линз в которых осуществлялось с помощью нейлоновой лески. Эти оправы, производя впечатление легких, являлись таковыми и на самом деле. Использование лески позволило отказаться от ободка в нижней части оправы (сегодня на рынке можно встретить варианты полуободковых оправ, в которых ободком ограничена как раз нижняя часть рамки), за счет этого сократить ее вес и придать ей абсолютно новый облик. Сама компания Essel отзывалась о своей новинке следующим образом: «Оправы Nylor не только изящны, эстетичны и элегантны, но и практически не ощутимы. К тому же они не ограничивают поле зрения. Наряду с комфортом они обеспечивают и эстетические преимущества: лицо в них сохраняет свою естественность». Оправы Nylor представляют собой образец раннего минимализма в очковой оптике и, надо сказать, весьма достойный образец. Когда в конце семидесятых у Essel истек на них патент, остальные производители с радостью включили полуободковые оправы с креплением линз на леске в свой ассортимент, многие используют данный способ крепления и по сей день.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 7

«Вы смотрите через свои очки... Весь остальной мир смотрит на них»

И все же, как бы хороши и прогрессивны ни были оправы Nylor, лавры символа эпохи снискали полноободковые модели формы «кошачий глаз», которые в пятидесятые можно было увидеть на голливудских дивах и на роскошных героинях фильмов Федерико Феллини7. Едва ли не самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» тех лет была американская компания Tura. Большая слава пришла к ней в 1947 году с выпуском оправ из анодированного алюминия, идею использования которого она заимствовала у производителей авиационной техники. «Вы смотрите через свои очки... Весь остальной мир смотрит на них» - гласил рекламный слоган компании, значительно преуспевшей в том, чтобы придать очкам статус модного аксессуара.

Очки в контексте минувшей эпохи. Роскошные 1950-е 8

Закреплению этого статуса способствовала блестящая идея американских производителей декорировать женские оправы, превращая их в настоящие украшения для глаз. Оправы формы «кошачий глаз» с их достаточно широкими уголками оптимально подходили для реализации задуманного. Из Америки мода на очки-украшения пришла в Италию, распространившись затем по всей Европе. Однако многие ли могли позволить себе экстравагантные очки, декорированные бриллиантовой крошкой, натуральными камнями или пусть даже стразами? Увы, лишь единицы.

Появление нового поколения синтетических полимеризационных пластмасс до определенной степени уравняло потребителей в их правах на оригинальные очки. Методом литья под давлением очки из этих материалов, имитировавших поверхности со структурой ценных материалов (рога, перламутра, серебра и золота), можно было производить в больших количествах и, что особенно важно, самого разнообразного дизайна. Это дало возможность широким массам копировать стиль богатых.

1950-е годы считаются временем «бума» дизайна, в том числе и дизайна очков. Именно в это десятилетие происходит дифференциация на мужские и женские модели, а также на свет появляются «фасоны», которые по праву можно причислить к золотому наследию очковой моды. Пройдет совсем немного времени, и на смену роскошным очкам формы «кошачий глаз» придут большие оправы строгих геометрических форм, пышные юбки и платья сменит одежда в стиле унисекс. Впрочем, это уже совсем другая история...

1 Считавшаяся пышной Монро весила всего 57 кг при росте 162 см и имела окружность талии 57 см.

2 Этой французской кинодиве обязана своей популярностью и прическа «бабетта», прозванная в честь ее героини из фильма «Бабетта идет на войну», вышедшего в свет в 1959 году.

3 Здесь и далее см.: Andressen B. M. Brillen: Vom Gebrauchsartikel zum Kultobjekt. Stuttgart, 1998. S. 45.

4 Более подробно см.: Чуланова Е. Очки в контексте минувшей эпохи. Ч. II. «Золотые» 1920- е // Веко. 2011. № 10. С. 36-40.

5 Нередко в иностранной специальной прессе такие очки называют очками формы «panto». Слово «panto» в переводе с греческого означает «все» или «весь». Размер светового проема в очках этой формы соответствует размеру глазницы, что позволяет владельцу очков видеть «все».

6 В СССР оправы из целлулоида производили вплоть до 1970- х годов.

7 В фильме «Сладкая жизнь» героини не расстаются с солнцезащитными очками формы «кошачий глаз» даже глубокой ночью.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОЧКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1850 ГОДА» (DER GESCHÄRFTE BLICK ZUR GESCHICHTE DER BRILLE UND IHRER VERWENDUNG IN DEUTSCHLAND SEIT 1850) НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Д- РА ФИЛОСОФИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СУСАННОЙ БУК (МАРБУРГ, 2002), КНИГИ «ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ? ОЧКИ ОТ А ДО Я» (ALBARELLO, A. FOR YOUR EYES, ONLY? EYEWEAR FROM A TO Z / ALESSANDRA ALBARELLO, FRANCESCA JOPPOLO. MODENA : LOGOS, 2007), КНИГИ Б. МИХАЭЛЯ АНДРЕССЕНА «ОЧКИ: ОТ ПРЕДМЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЪЕКТУ КУЛЬТА» (BRILLEN: VOM GEBRAUCHSARTIKEL ZUM KULTOBJEKT. STUTTGART, 1998) И КНИГИ Я. Н. НЕКРАСОВА «ОНИ ОПРЕДЕЛЯЛИ МОДУ» (М., 2006)

Чуланова Е., Веко 07, 2012

Узнавайте больше по темам:
Сервисы