Цветные очки при нарушениях развития и обучения

Как именно очки с цветными линзами могут помочь при наличии проблем развития и обучения? Об этом мы побеседовали с Тамарой Давыдовной Абуговой, к.м.н., главным врачом сети оптических салонов «Оптик Сити».
 
Начну с предыстории. Отдыхая летом с ребёнком в художественном лагере, я обратила внимание на девочку-подростка. На фоне других участников лагеря она выделялась не только своими талантливыми работами, но и тем, что на протяжении всей смены даже в помещении не снимала очков с тёмно-зелёными линзами. Её мама объяснила мне, что это не обычные солнцезащитные очки, как можно было подумать, а очки для коррекции дислексии, которые помогают её дочери воспринимать и обрабатывать информацию. От неё же я узнала о Тамаре Давыдовне Абуговой – кандидате медицинских наук, главном враче сети оптических салонов «Оптик Сити» и главном специалисте по цветотестированию и цветокоррекции в Москве. Мы связались с Тамарой Давыдовной, чтобы узнать, как именно очки с цветными линзами могут помочь при наличии проблем развития и обучения.
 
— Тамара Давыдовна, как давно вы принимаете детей с проблемами развития и обучения на цветокоррекцию? Что послужило толчком к началу этой работы?
— Эта работа началась для меня совершенно случайно. Примерно 2–2,5 года назад руководитель департамента профессионального обучения по очковым линзам Rodenstock Наталья Вадимовна Ринская, которая проводит консультации по призматической коррекции зрения в нашем салоне «Оптик Сити» на Таганке, положила мне на стол небольшой листок. В нем рассказывалось, что есть такой метод подбора цветных очков, которые могут помочь при некоторых заболеваниях. Его автор, Евгения Киселева из Шотландии – сотрудник лаборатории Иана Джордана, создателя этого метода, – предлагала приехать к ним, убедиться в эффективности метода и вместе с ней начать работу в России. Предложение меня заинтересовало, и я ответила на это письмо. Около года мы переписывались, я читала литературу, старалась найти контакты со специалистами, а потом Евгения приехала в Москву и провела первый семинар в нашей компании, а также на Московской международной оптической выставке в Москве. Во время первой встречи мы обсудили вопросы сотрудничества, и в течение года Евгения вела прием пациентов в нашей компании. С июня 2017 года мы стали самостоятельно принимать их, а Евгения начинает работу с новой компанией в Санкт-Петербурге.
   
— Какие именно заболевания и/или особенности развития поддаются коррекции с помощью цветных линз? Работаете ли вы со взрослыми пациентами?
— Цветокоррекция помогает при большом количестве нарушений и у детей, и у взрослых. В процессе работы мы постепенно расширяем показания. У детей это прежде всего дислексия и дисграфия*. Труднее работать с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эффективна помощь и при легких формах аутизма. Какой-нибудь диагноз даже не обязательно должен быть уже поставлен.

Поводом для попытки помочь могут быть просто трудности в обучении, особенно при чтении, письме, трудности понимания и запоминания, трудности в сложении чисел, нарушения речи, проблемы с балансом, координацией движений. Кроме того, ребенок может долго не начинать говорить или он странно рисует, особенно человечков или лица.

Цветные очки при нарушениях развития и обучения
Примеры, демонстрирующие то, как видят текст люди с дислексией
Источник фото: Irlen H. "Reading by the Colors. Overcoming Dyslexia and Other Reading Disabilities Through the Irlen Method." Includes a color – keyed self – test. New York, USA, Penguin Group Inc., 2005, 201 c.
 
У взрослых – это те же проблемы, потому что они остаются у людей с детства, а трудная работа специалистов направлена в основном на облегчение адаптации этих пациентов к обычной жизни. Возможны попытки помощи при коррекции цветом у пациентов, которую перенесли инсульт или черепно-мозговую травму. В этих случаях делается попытка компенсации возникших нарушений речи, чтения, баланса. В некоторых случаях возможна помощь пациентам с рассеянным склерозом, паркинсонизмом, фотосенситивной эпилепсией. Есть и зрительные нарушения, с которыми можно работать при цветотестировании: это повышенная чувствительность к свету, искажения, вызванные центральными дистрофиями сетчатки, или нарушения цветопередачи после перенесенного ретробульбарного неврита на одном глазу. Иан Джордан считает, что цветокоррекция может помочь почти при 200 различных нарушениях.

— Расскажите о тех, кто стоял у истоков метода.
— Основоположниками метода являются уже названный мною выше Иан Джордан Шотландии – учитель Евгении Киселевой и Хелен Ирлен из США. Они занимаются данным вопросом около 20–25 лет. За это время накоплен большой клинический материал, разработаны методики исследования и виды линз, написаны книги. В шотландском городе Эр успешно функционирует лаборатория Иана и Бетрис Джордан, ежедневно принимая пациентов со всей Великобритании. Иан Джордан – оптик про профессии, читает лекции в разных странах, проводит обучение специалистов. Хелен Ирлен – школьная учительница, впервые выявившая проблемы обучения у школьников. Ею проведены широкомасштабные исследования и на основании полученных результатов описаны многие виды нарушений, которые она объединяет в так называемый синдром Ирлен. В США создан институт Ирлен, по всему миру работает около 170 центров Ирлен. С июня 2017 года такой центр открыл свои двери и в России, в городе Красноярске. Есть еще некоторое количество оптических салонов, производств очковой оптики и средств контактной коррекции зрения, которые знают о цветокоррекции и применяют её, но эти работы менее масштабны и пока мы с ними недостаточно знакомы.
 
— Судя по названию вашего центра – Центр цветотестирования и цветокоррекции, ваша работа с пациентом должна включать в себя как минимум два этапа: цветотестирование и цветокоррекцию. Расскажите, пожалуйста, о каждом этапе. За счёт чего достигается терапевтическое воздействие цветных окрашенных линз на пациента?
— Наша работа действительно состоит из нескольких этапов. Пациентов к нам чаще всего направляют специалисты, с которыми мы уже начали сотрудничать. Это неврологи, в частности московского центра «Невро-мед», дефектологи, логопеды, нейрофизиологи. Придя к нам, пациент прежде всего заполняет большую анкету. Она помогает понять, есть ли у него признаки, с которыми мы сможем работать, а также составить план дальнейшего обследования. Осмотр всегда начинается с приема нашего офтальмолога. Нам важно понимать, какие нарушения зрения есть у пациента и какие очки ему нужны. Эти данные необходимы и для цветотестирования, и для выписки окончательного рецепта на очки. Цветотестирование и цветокоррекция – это практически один следующий этап. Он длится около 1,5–2 часов. На этом этапе выявляются признаки, которые требуют исправления. Затем проводится индивидуальный выбор цвета, который компенсирует зрительные нарушения. После выбора цвета проводится проверка его эффективности в пробных очках с цветными линзами, причем на этом этапе проверяются не только зрительные нарушения, но и изменения в работе других органов чувств. При положительном эффекте цвет уточняется в условиях разного освещения – люминесцентный свет, лампы накаливания, естественное освещение в дневное и вечернее время. После этого повторно уточняется выписанный ранее рецепт на очки, который с цветом может немного измениться. Далее при положительном эффекте заказываются подобранные очки и проводятся повторные осмотры в них при выдаче готовых очков и через 3 месяца их ношения. Если желаемый эффект от цветных очков получить не удается, мы стараемся направить пациента к другим специалистам.

За счет чего в каждом случае достигается определенный эффект – это вопрос сложный и еще не всегда достаточно понятный. Например, частично понятно, почему цветом можно исправить не только зрительные нарушения, но и изменения других органов чувств.

Офтальмологи хорошо знают, что цвет воспринимается сетчаткой глаза, и эта информация по зрительным путям передается в первичную зрительную кору, которая расположена в затылочной доле мозга. Далее эта информация поступает в так называемую зону мозга V4** – она воспринимает только два вида сигналов: цвет и линии. Наверно, поэтому нам удается по тесту с линиями выбирать цвет. Из зоны V4 информация о цвете передается в высшую мозговую кору, причем образуются цветовые колонки. Они занимают почти 60 процентов площади коры и «вплетаются» в пути нейронов, передающих информацию от всех органов чувств. Эта блок-схема открыта российскими учеными из МГУ Чингизом Абильфазовичем Измайловым и Евгением Николаевичем Соколовым. Мне кажется, что это очень важный механизм, позволяющий понять, почему цвет может исправить нарушения, вызванные как патологией отдельных органов чувств, так и их совместной работой, то есть сенсорной интеграцией.

— Каких успехов уже удалось достичь вашему центру? Что было открытием в этой работе лично для вас?
— В нашей работе важно разделять практические и теоретические задачи. Сегодня мы имеем собственную методику исследования, которая уже позволяет вести полноценный прием пациентов, но одновременно еще дополняется и дорабатывается. У нас уже есть российский завод, на котором успешно работает научная группа специалистов, благодаря этому сегодня в России производятся почти все необходимые нам цветные линзы. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами-клиницистами. Этот круг постоянно расширяется. Уже запланированы научные исследования с видными специалистами по цвету, психофизиологии цвета и другими, которые могут поставить работу на серьезную научную основу. Все это позволяет нам сегодня вести прием пациентов. Работа с каждым пациентом творческая и поисковая. Именно такой деятельностью я и занималась всю свою профессиональную жизнь.

Каждая маленькая победа в помощи пациенту – это не только открытие для последующей работы, это еще и большая радость для нас, пациентов и родителей, которая дает силы идти дальше.

Цветные очки при нарушениях развития и обучения 1
 
— Можно ли сказать, что Центр цветотестирования и цветокоррекции компании «Оптик Сити» оказывает уникальную для нашей страны услугу?
— Думаю, что в целом можно. Сегодня эту работу ведет еще Центр аутизма в Красноярске и в ближайшее время в Санкт-Петербурге начнет прием пациентов Евгения Киселева. Первым всегда труднее, несмотря на то что потребность в цветотестировании и цветокоррекции очень большая. Еще впереди научное обоснование, подготовка материалов для лицензирования метода, разработка единых подходов в ведении пациентов разными специалистами, так как эта работа на стыке разных специальностей. Но главное, что эта деятельность началась в России, и уже сегодня мы можем помогать людям, которые в этой помощи нуждаются. Хочу, пользуясь случаем, еще раз поблагодарить тех людей, которые привезли этот метод в Россию, – соотечественниц Евгению Киселеву и Ольгу Богдашину, и тех, кто открыл метод цветотестирования и цветокоррекции, – Иана Джордана и Хелен Ирлен.
 
Мы же со своей стороны хотим поблагодарить Тамару Давыдовну за интересное интервью и пожелать ей дальнейших успехов в её непростой, но очень полезной деятельности.

* Дислексия – специфическая особенность развития ребенка, проявляющаяся в избирательном поражении способности освоить процесс чтения и затрудняющая понимание прочитанного. Дисграфия – нарушение письма, сопровождаемое заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов.
** Более подробно об этом см.: Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М. :Изд-во МГУ, 1989. 206 с.

 
БЕСЕДОВАЛА ЕЛЕНА ЧУЛАНОВА
Узнавайте больше по темам:
Сервисы