Российские производители мягких контактных линз

По разным оценкам, большую долю российского рынка контактных линз занимает продукция зарубежного производства.

Как и практически во всем мире, наш рынок в основном поделен между такими «китами» в сфере контактной коррекции зрения, как «Bausch & Lomb», «Johnson & Johnson», «CIBA Vision», «Cooper Vision», «Ocular Sciences» и т.п. Российские производители  контактных линз находятся не в самых выгодных условиях, к тому же они обделены поддержкой государства, однако компании делают все от них зависящее, чтобы победить в борьбе за свое место на рынке. В данной статье мы сделаем обзор состояния дел в этом сегменте отечественного производственного сектора.

Если взглянуть на развитые рынки контактной коррекции зрения, скажем стран ЕС, то, как следует из регулярно публикуемых отчетов различных агентств (например, «Eurom Contact»), совершенно очевидно то, что эти рынки в основном заполнены контактными линзами плановой замены, выпускаемыми крупными компаниями. Данная продукция вытеснила с рынка до определенной степени контактные линзы традиционного ношения. По словам ведущих менеджеров крупных компаний-производителей, традиционные контактные линзы занимают новую для них нишу: все чаще это контактные линзы для тех людей, кто ограничен в средствах, а также контактные линзы специальные, выполненные по индивидуальному рецепту. Хотя, по мнению некоторых производственников, последние – это, можно сказать, хлеб лабораторий контактной коррекции зрения, работающих в различных регионах страны.

Судя по всему, подобная судьба уготована традиционным мягким контактным линзам и в нашей стране, хотя в настоящее время они занимают достаточно большую долю рынка (по разным оценкам, до 45% рынка). Не подумайте только, что данный вывод сделан поспешно – в принципе с ним соглашаются сами российские производственники, с которыми нам удалось побеседовать на эту тему, и именно им мы и предоставим слово в публикуемом материале. Но сначала перечислим те компании, которые занимаются производством контактных линз. Это предприятие «Конкор» (Вологда) – самое крупное по объемам производства, фирмы «Оптикон» (Москва), «Оптимедсервис» (Уфа), «Октопус» (Самара), «Невская оптика» (Санкт-Петербург), «Контлинз», (Архангельск), «Ликонт» (Волгоград), ЧП Кунина (Белгород) и некоторые другие. Все они производят мягкие контактные линзы традиционного ношения методом точения.

Чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются наши производственники и какими они видят перспективы развития своих предприятий, мы побеседовали с представителями ряда вышеназванных фирм и попросили их ответить на ряд вопросов. Своими мыслями на эту злободневную тему поделились с нами директор фирмы «Конкор» Виктор ПРОСЯНЮК, директор фирмы «Оптикон» Борис ДЫМАН, представитель компании «Оптимедсервис» Урал ЯНТУРИН и один из руководителей производственно-внедренческой фирмы «Октопус» Сергей ГОЛОЩАПОВ.

Веко: Какую долю рынка контактных линз, по вашим оценкам, занимает продукция отечественного производства?

Виктор Просянюк: Согласно проведенным нами исследованиям, около 50 процентов, из них половина приходится на контактные линзы производства «Конкор».

Борис Дыман: В настоящее время оценить долю рынка, занимаемую отечественными традиционными контактными линзами сложно, но исходя из общих объемов производства – а это приблизительно 30–40 тысяч штук в месяц – можно предположить, что эта доля составляет 10–15 процентов, не больше.

Веко: Какими вы видите перспективы развития отечественного производства контактных линз?

Виктор Просянюк: Печально то, что дела у российских производственников идут в настоящее время не очень хорошо, некоторые предприятия даже закрываются. Получается, что нет единой программы развития, нет поддержки государственных программ, и наши производства вынуждены идти на поводу у крупных западных компаний. Одной из главных проблем является диктуемая нашим рынком ценовая политика. Если, скажем, на Западе традиционные контактные линзы продаются по 8–10 долларов за штуку, то мы вынуждены назначать цену как на контактные линзы плановой замены – 2–3 доллара, в результате чего работаем на крайне низкой рентабельности, практически на пределе. В результате не можем позволить себе широкой рекламной кампании и закупки более современного производственного оборудования, необходимого для изготовления современной продукции – контактных линз плановой замены, контактных линз в блистерах, растворов для ухода за контактными линзами.

Борис Дыман: Будущее – за контактными линзами плановой замены, организовать производство которых нашим предпринимателям практически невозможно. Поэтому традиционные контактные линзы будут вынуждены занять нишу продукции для граждан с невысоким уровнем материальных доходов, а также для тех людей, которые консервативны во взглядах и привыкли к этим контактным линзам, хотя средства и позволяют им купить более дорогие контактные линзы плановой замены. И это обязательно произойдет – годом раньше или годом позже.

Сергей Голощапов: Положительных тенденций в сфере отечественного производства контактных линз я не вижу. Просто смотрю на вещи реально, поскольку сам являюсь совладельцем сети оптических салонов и вижу динамику роста продаж контактных линз плановой замены с 10–15 процентов в 1997 году до 87 процентов в 2003-м. Рано или поздно традиционные контактные линзы будут вытеснены с рынка, и нашим производителям придется, как и на Западе, перейти на выпуск специальных контактных линз – для кератоконуса, торических (астигматических контактных линз), с большой рефракцией; все остальное будет занято контактными линзами плановой замены. А начать самим с нуля производство плановых контактных линз в России не представляется возможным, разве что сами западные компании построят здесь производственные мощности и окончательно собьют цены.

Веко: Как бы вы оценили состояние рынка контактной коррекции зрения, способствует ли оно развитию наших предприятий?

Виктор Просянюк: Рынок обладает большим потенциалом – пока доля населения, пользующегося контактными линзами, составляет 1,5 процента. Если взглянуть на страны Европы, то там эта доля 5–7 процентов. Следует ожидать, что наш рынок должен достичь подобной доли распространения контактных линз. Поэтому потенциал у рынка большой. На самом рынке контактной коррекции наблюдаются настораживающие тенденции – уменьшается число первичных пациентов. Это говорит о том, что врачам-контактологам следует больше думать о своей гражданской ответственности: их задача – не продать контактные линзы, а обеспечить человеку полноценное зрение, чтобы он был доволен услугой. Тогда он будет и дальше пользоваться контактными линзами. А пока получается, что в обществе растет число неправильных представлений о контактных линзах как о методе коррекции, который чреват страшными осложнениями.

Сергей Голощапов: За 2003 год продажи у нас выросли на 20 процентов, и в принципе с момента основания фирмы годовой рост составлял 15–20 процентов. Продажи в настоящее время ведутся во все регионы Российской Федерации и других стран СНГ. Наибольшей популярностью пользуются контактные линзы «Элит-38» с 38-процентным влагосодержанием.

На рынке установилась внутренняя конкуренция между отечественными производителями, так что цена застыла в районе 2–2,5 доллара за единицу продукции. Рентабельность снижается, и в настоящий момент она очень низкая, – хотя цены на стоимость материалов не меняются, растут расходы на аренду, электричество, заработную плату и так далее, а следовательно, увеличивается и себестоимость.

Урал Янтурин: За прошедший год рост продаж контактных линз составил 20 процентов. Это благодаря тому, что мы проводили активную маркетинговую политику: участвовали во всех региональных и центральных выставках, давали много рекламы. Есть ли какие-нибудь трудности? Да в принципе нет – на наш товар существует хороший спрос. Нужно просто больше работать – и дела будут идти хорошо. Рентабельность производства, конечно, низкая. Но держаться на плаву можно, нужно лишь работать.

Веко: Многие специалисты считают, что линзы с 38-процентным содержанием влаги небезопасны для здоровья глаз пациентов. Стоит ли тогда вообще производить такие линзы?

Виктор Просянюк: Конечно, мы понимаем, что контактные линзы с 38-процентным влагосодержанием нельзя рекомендовать носить целый день. Именно поэтому мы призываем врачей помнить о своей гражданской ответственности и продавать не контактные линзы, а зрение. Нужно объяснять пациентам особенности ношения контактных линз с низким влагосодержанием. Опять же, осознавая недостатки контактных линз с 38-процентным содержанием влаги, мы выпускаем контактные линзы с 70-процентным влагосодержанием. А сейчас должны быть официально зарегистрированы контактные линзы 55-процентные. Также собираемся выпускать контактные линзы с 67-процентным содержанием влаги из материалов компании «Контамак» – «Contaflex 67».
Лично я сам ничего не имею против контактных линз плановой замены: их нужно иметь в ассортименте. Но исходя из ситуации в нашей стране, кабинетам нужно иметь и традиционные контактные линзы. Не все жители страны могут сейчас позволить себе каждый месяц менять контактные линзы, для них это дорого. Им нужны контактные линзы традиционные, которые носят дольше до замены на новые.

Веко: Есть ли какие-нибудь трудности с материалами для производства линз?

Виктор Просянюк: Есть, конечно. Например, «семидесятка» (с 70-процентным содержанием влаги) от «Лямда Политех» не очень устраивает нас – от партии к партии у нее колеблются характеристики материала, поэтому каждый раз нужно перенастраивать таблицы расчета перед производством, прогнав предварительно несколько десятков заготовок. Также при гидратации контактные линзы плохо вымываются винил-пропиленовые связи полимера, в результате чего часть пациентов жалуется на жжение в глазах.

Веко: Что ваше предприятие может противопоставить экспансии крупных западных компаний-производителей?

Виктор Просянюк: Мы можем противопоставить крупным компаниям наши сильные стороны. Во-первых, наши контактные линзы обладают большим диапазоном параметров – от –20 до +20 диоптрий. В результате кабинеты контактной коррекции зрения часто закупают, скажем, у «Бауш энд Ломб» линзы с рефракцией до –6 диоптрий, а остальное – у нас. А потом, распробовав их, покупают и все рефракции у нас. Во-вторых, при точении и трехэтапном контроле качества мы даем брак лишь на уровне 1,5 процента. Контактная линза проверяется на наличие сколов, микротрещин и так далее после точения в сухом виде, затем – после гидратации и еще раз – перед упаковкой. И другое дело – контактные линзы, производимые штамповкой на крупных производствах, таких как, скажем, у той же компании «Бауш энд Ломб», – у них, насколько я знаю, качество проверяется лишь у 10 процентов партии товара.

Поэтому, и я в этом убежден, по нашим ГОСТам экспортируемые контактные линзы плановой замены следует считать браком в 90 процентах случаев. Наши традиционные контактные линзы куда более качественные. Прошу понять меня правильно: я не против каких-то определенных западных компаний, а против идеологии засилья контактных линз плановой замены. Эти контактные линзы производятся с меньшими требованиями по качеству, и соответственно, у них резко снижен рекомендуемый срок ношения. Контактные линзы традиционные можно носить больше, так как их качество выше.
В-третьих, у нас самая широкая дилерская сеть – нет тех регионов, где у нас не было бы официального представительства. Поэтому наши контактные линзы более доступны, и поэтому спрос на них превышает предложение.

Сергей Голощапов: Что касается возможности конкурировать с «Бауш энд Ломб», то это бессмысленно. Наши контактные линзы рассчитаны на малообеспеченные слои населения, которые больше потратить не могут. Если у них появятся другие деньги, они обязательно перейдут на контактные линзы плановой замены – здоровье дороже. Опять же, производственная база у нас устаревает. Десять лет назад мы купили новые станки «Gfeller». Сейчас они уже морально устарели, да и физически изнашиваются. Может, протянут еще лет пять. А что потом? Потом везде будут контактные линзы от «Бауш энд Ломб», «Джонсон и Джонсон» и других западных крупных производителей.

Урал Янтурин: Наши контактные линзы хорошо держат форму, с ними легко обращаться при надевании и снятии – этим они импонируют некоторым пациентам. Но будущее, естественно, за контактными линзами плановой замены, поэтому мы понимаем, что рано или поздно производство традиционных контактных линз будет вынуждено переключиться на производство контактных линз специальных, как это произошло на Западе.

Веко: Как же выживать при столь нерадужных перспективах?
Сергей Голощапов:
Вот поэтому и приходится заниматься не только контактными линзами, но и другими сферами оптического бизнеса – например, очками, лазерной коррекцией.

• • •
Итак, как следует из высказываний большинства наших собеседников, перспективы отечественного производства контактных линз традиционного ношения не очень радужны. Рынок все больше и больше заполняется недорогими контактными линзами плановой замены производства крупных западных фирм, растет информированность населения о том, что контактные линзы плановой замены более безопасны для здоровья глаз, чем контактные линзы традиционного ношения и низкого влагосодержания. Соответственно, растут продажи контактных линз зарубежного производства. Однако одновременно растут продажи и у российских компаний. Так, большинство наших собеседников отметили рост продаж контактных линз собственного производства за прошедший год – в среднем на 10–15%. В принципе это объясняется тем, что пока в стране наблюдается рост рынка контактной коррекции зрения и его заполнение идет за счет продукции как западных компаний, так и российских. Это позволяет нашим производственникам держаться на плаву, а в случае, например, «Конкора» – даже расширять производство и выпускать новые марки контактных линз, поскольку спрос превышает предложение.

Что же касается будущего, то оно, как это следует из слов наших собеседников, пока довольно туманно. Как видно из ответов на вопросы, прогнозы неутешительные: либо сокращение производства, либо полное перепрофилирование или даже уход с рынка контактной коррекции зрения. Наиболее оптимистично в этом отношении настроен лишь «Конкор», как наиболее крупное производство. 

Российские производители контактных линз

Октопус

Производственно-внедренческая фирма «Октопус» – одно из крупнейших в Поволжье предприятий, производящих высококачественные мягкие и жесткие контактные линзы. Контактные линзы изготавливаются из материала фирмы «Contamac» (Великобритания) методом точения на станках фирмы «Gfeller» (Швейцария) с использованием компьютерных средств управления. Здесь же осуществляется контроль качества каждой изготовленной контактной линзы.
Компания была образована в 1993 году; таким образом, в этом году ей исполняется 11 лет. В 1994 году фирма приобрела производственное оборудование «Gfeller» (Швейцария), а несколько позднее с помощью специалистов компании «Lamda Polytech Ltd.» производство было модернизировано. Расширился и ассортимент изготавливаемых контактных линз: теперь «Октопус» выпускает мягкие контактные линзы с 38- и 55%-м влагосодержанием «Элита 38» и «Элита 55» из импортных материалов фирмы «Contamac», а также жесткие и жесткие газопроницаемые контактные линзы. Помимо бесцветных контактных линз фирма «Октопус» изготавливает на оборудовании компании «Lamda Polytech Limited» косметические контактные линзы.

Оптимедсервис

Научно-медицинская ассоциация (НМА) «Оптимедсервис» создана в 1993 году и сегодня занимает лидирующие позиции на офтальмологическом рынке Уральского региона. С 1994 года компания производит мягкие контактные линзы под маркой «Optimed» на компьютеризированной технологической линии фирмы «City Crown» (Великобритания). Выпускается один тип линз: «Оптимед-38» с 38%-м содержанием влаги.
Подробнее смотри здесь...

Конкор

Фирма «Конкор» появилась в 1991 году. Первоначально производство контактных линз велось на отечественном оборудовании. Однако оно не обеспечивало качества контактных линз, достаточного для создания конкурентоспособной продукции, и в 1993 году было принято решение приобрести у фирмы «Lamda Polytech Ltd.» восстановленные станки фирмы «Chase». Это стало качественным шагом вперед, и продукция от «Конкор» стала завоевывать популярность у врачей-контактологов.
Сегодня компания выпускает мягкие контактные линзы под маркой «Конкор» – из материалов «Гиполан-2», «Benz-38 tint», «LM-70VP». В процессе регистрации находятся традиционные мягкие контактные линзы с 55%-м содержанием влаги.
Согласно проведенным компанией исследованиям, в настоящее время продукция фирмы «Конкор» занимает на российском рынке 25%, еще 25% – доля присутствия других отечественных производителей, а 50% – это продукция западного производства, половина которой приходится на «Bausch & Lomb».

Оптикон

Фирма «Оптикон» образована в 1991 году сотрудниками НПО «Медоборудование», имевшими большой опыт в производстве первых отечественных мягких контактных линз из материала «Гиполан» (а также в разработке и создании самого этого материала). Помимо «Гиполана» фирма пробовала изготавливать контактные линзы из материалов компаний «Lamda Polytech Ltd.» и «Vista», но в итоге остановила свой выбор на материалах «Benz» и «LM».
Фирма «Оптикон» производит мягкие контактные линзы под торговыми марками «Оптикон 38» и «Оптикон 72». Первые изготавливаются из материала «Benz 38», вторые – из «LM-70»; предлагаются также цветные варианты этих линз. 

 

Вадим Давыдов, Веко № 5 (79), 2004
Узнавайте больше по темам:
Сервисы