Двойной пожар войны и революции опустошил и наши души, и наши города. Выжженными скелетами стоят дворцы вчерашней роскоши. Новых строителей ждут разгромленные города. К вам, принявшим наследие России, которые (верю!) завтра станут хозяевами мира, обращаюсь я с вопросом:
Какими фантастическими зданиями покроете вы место вчерашних пожарищ?
В. В. Маяковский. Открытое письмо рабочим
Архитектура
Советские архитекторы, чьей задачей было восстановить разрушенные города и придать им новый облик, придерживались строгих принципов конструктивизма. Прежде всего, все будущие строения оценивались с точки зрения эксплуатации зданий, функциональности, а не красоты. Строгость, лаконичность форм, геометрия во внешнем облике здания, элементы новой эпохи (радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки), отсутствие излишнего декора, большие окна, балконы, солнечные террасы – вот что пришло на смену буржуазной архитектуре. Знаменитые проекты советских архитекторов-конструктивистов: «Башня Татлина» (Владимир Татлин), «Дом Наркомфина» (Моисей Гинзбург), «Дом культуры имени С. М. Зуева» (Илья Голосов).
Искусство
Художники, ограниченные принципами стиля, стремились создать иллюзию объема с помощью геометрических форм и линий, применяли различные перспективы и углы зрения. Они стремились видеть по-новому самые обычные вещи. В противовес буржуазной живописи их картины были лишены эмоциональности и субъективности, зато изобиловали применением новых материалов и технологий. Их отличала красота геометрии и цвета. В арт-обьекты превращались стекло, металл и пластик. Широкое распространение получили техники коллажа и монтажа. Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко – вот лишь немногие представители этого направления.
Мода
На современную моду конструктивизм также оказал огромное влияние. Несмотря на то что родиной стиля принято считать советскую Россию, нет, наверное, страны, модельеры которой не пробовали бы адаптировать его в своих коллекциях. В разное время к конструктивной моде прибегали Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Кристобаль Баленсиага, Иссей Мияке. Истоки популярных сейчас минимализма, колор-блокинга лежат в конструктивизме. Модельеры-конструктивисты создавали вещи с пространственным принтом или декором, такая отделка создавала ощущение двух- или трехмерности. Чистота палитры, отсутствие излишнего декора, четкие линии и ясные формы пользуются большой популярностью и сейчас.
Аксессуары
Не обошел конструктивизм и создателей украшений, аксессуаров и дизайнеров очков. Аксессуары, созданные в этом стиле, не содержат лишних декоративных элементов, а вместо этого акцентируют внимание на форме, материале и цвете. Использование самых передовых и совершенных материалов, подчеркнутая важность функциональности и простоты, эксперименты со структурой и объемом – вот характерные черты современного конструктивистского дизайна аксессуаров.
Очень многое из того, что составляет основу стиля, оказалось верным предвидением, востребованным и сегодня. Модульные формы, функциональность, трансформирующаяся и встроенная мебель, находки в области архитектуры, живописи и дизайна. Наше внимание по-прежнему магнетически приковывают загадочные рисунки Кандинского или геометрическая абстракция Малевича.
В 1970-х годах в Италии большим тиражом были выпущены светильники Александра Родченко, которые он создал для артистического кафе «Питтореск». Между проектом и его реализацией прошло около 60 лет, но это нисколько не отразилось на актуальности дизайна или покупательском спросе. Это и есть та самая универсальность узнаваемых оригинальных образцов, которая заставляет производителей тиражировать репринты вещей, созданных в России в 1920-е годы. Время стерло флер советского идеологического начала в русском конструктивизме, а чистота и красота формы победили содержание.