Несмотря на обилие стилей, искусству не хватало свежих веяний и легкости, недоступных классицизму и реализму. Помимо этого, политические события конца XIX – начала ХХ века также провоцировали бунт против устоявшихся правил и канонов. Именно он нашел отражение в картинах художников-импрессионистов.
Эдуард Мане. В лодке
Эдгар Дега. Танцовщицы в розовом
Их самые первые картины выставлялись в «Салоне отверженных». Эта выставка была создана приказом Наполеона III для работ, которые не были приняты Парижским салоном. Когда эти произведения увидели свет, Луи Леруа, известный журналист карикатурной газеты, выпустил статью с разгромной критикой художников, которых он назвал «импрессионисты» (от фр. impression – «впечатление»).
Стиль живописцев, подразумевающий нечеткую манеру передачи изображения и размытие контуров, подвергся осуждению и высмеиванию. Особенно досталось полотнам Клода Моне: название его картины «Impression, soleil levant» («Впечатление. Восходящее солнце») с пренебрежительным оттенком – «впечатленцы» – было использовано для описания всей выставки. Так, неожиданно для всех это название стало именовать целое направление в искусстве, распространившееся далеко за пределы Франции.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Импрессионисты стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого они изобрели новые живописные методы: отказались от черного цвета, не брали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки. Их вдохновляла идея наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные чувства и впечатления. Наиболее известными художниками этого направления были Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей.
В России импрессионизм появился на рубеже ХХ века. Одной из первых русских картин, относящейся к этому направлению, была работа Константина Коровина – «Портрет хористки». В отличие от своих французских коллег, русские импрессионисты – Архип Куинджи, Исаак Левитан, Валентин Серов – не писали городские пейзажи, а обращались к деревенским сюжетам. Для их произведений была характерна этюдность, незавершенность.
Валентин Серов. Летом (Портрет О. Ф. Серовой)
Исаак Левитан. Вид на Нижний Новгород
Константин Коровин. На террасе
Алексей Саврасов, учитель Коровина, писал: «Пейзаж не писать без цели... в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
К концу XIX века на импрессионизм обрушился эйфорический восторг. Но спустя буквально два десятилетия восторг сменился эмоциональной усталостью, появились другие приоритеты: стал модным открытый авангард, а затем – постмодернистское искусство. Несмотря на то что период увлечения импрессионизмом длился недолго, без его идей и приемов сложно представить современное искусство, моду и дизайн.
Многие современные художники, дизайнеры и модельеры черпают вдохновение у классиков искусства. Трудно себе представить моду без «цитат» из стилей, которые были популярны в эпоху расцвета импрессионизма. Дизайнеры также пытаются запечатлеть момент, сделать его более выразительным за счет игры цвета и света, используют живописные природные принты, необычные, многослойные текстуры. Такой подход позволяет достичь гармонии и непредсказуемости, оригинальности одновременно.
Клод Моне. Ирисы
Посмотрев на современные показы мод, можно убедиться, что красота, легкость и изящество импрессионистского стиля продолжают питать и вдохновлять дизайнеров и любителей моды во всем мире.
А если мы обратим внимание на последние тенденции в очковой моде и особенно на модели сезона весна-лето–2024, то увидим, что игра света, текстур, «прозрачные» и пастельные оттенки присутствуют в коллекциях очень многих дизайнеров.
Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику. Именно это произошло и с самим импрессионизмом. Зародившийся в позапрошлом веке и недолго находившийся на пике популярности, импрессионизм превратился в стиль вне времени и культурных рамок, он вдохновляет людей разных возрастов, профессий и национальностей. Размытые оттенки, пастельные цвета, нечеткие переходы, идеи за пределами видимого, мимолетное ускользающее мгновение, попытка изобразить то, что остается в памяти, — все эти характеристики стиля вряд ли утратят свою привлекательность и впредь.