Стиль так называемой прекрасной эпохи – непродолжительного этапа на рубеже XIX и XX веков, начавшегося в 1880–1890-е годы и завершившегося с приходом Первой мировой войны, ар-нуво зародился во Франции и стал частью всемирного движения по освобождению искусства от стереотипов и предрассудков, а также реакцией на промышленную революцию.
Ар-нуво, или в буквальном переводе «новое искусство», стремился к объединению искусства и промысла. Поставив во главу угла стилизацию, изящество, элегантность и изысканность, мастера ар-нуво использовали изогнутые линии, богатые узоры и яркие цвета. Они заботились о красоте каждой детали, о пропорциях и гармонии форм.Проникнутый идеями предшественников и современников, новый стиль стал воплощением духа своего времени, символом свободы творчества и индивидуальности и нашел отражение в живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, моде и дизайне.
Так случилось, что ар-нуво развивался одновременно во всех европейских и американских школах искусств, и это привело к различиям в его определениях. Термин «ар-нуво» (art nouveau) закрепился во Франции после открытия под этим названием магазина в центре Парижа, где продавались товары с Востока. В Англии чаще использовали определение modern style, в Бельгии – «стиль Либерти», в Германии – «югендстиль». В Австрии стиль получил название «сецессион», что означает «отделение», «обособление». В России в обиход вошло название «модерн».
Живопись
На раннем этапе стиль формировался преимущественно в графике и в прикладном искусстве. Рождение живописного ар-нуво произошло во Франции и совпало с началом заката импрессионизма. В конце 1880-х появляются картины, где ясно прослеживаются черты нового течения. Одно из таких произведений – картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь», на которой движение небесных светил напоминает орнамент, а динамику создают спирально закрученные линии.Австрийский художник Густав Климт увлекался дизайном и архитектурой, что сильно повлияло на его творчество. Со временем фигуры на его работах стали предельно плоскими, а фон превратился в подобие мозаики, украшенной позолотой и сложными узорами. Художник создавал завораживающие и удивительно чувственные женские образы.
На декоративных панно чешского живописца Альфонса Мухи женщины предстают в окружении затейливо переплетенных цветов и растений. Огромным успехом пользовались афиши художника, где изысканная цветовая гамма сочеталась со сложными спиралевидными узорами.
В России модерн стал первым «буржуазным», купеческим стилем, цитирующим эпохи от Ренессанса до классицизма, щедро «сдобренным» символизмом и любованием природой, столь милой русской душе. Художники-эстеты создали объединение «Мир искусства», в которое вошли Бенуа, Сомов, Серебрякова, Бакст, сказочники Васнецов и Билибин, мистик Врубель, портретист Серов и пейзажист Левитан.
Архитектура
Первые здания в стиле ар-нуво были богато украшены орнаментами снаружи и переполнены ими внутри. Затейливые линии фантастических растений, загадочных зверей, стилизованные изображения листьев, лилий, саламандр сплошным плетеным полотном покрывали полы, стены и лестницы. Сами конструкции зданий, колонны, балюстрады тоже превращались в орнамент.Архитекторы той поры с большим энтузиазмом дополняли свои творения всем, что имело необычные формы. Они обрели свободу говорить на собственном языке, а не копировать орнаменты прошлого, быть современными и в жизни, и в творчестве.
Ранние образцы зданий этого стиля, строившихся почти одновременно повсюду: во Франции, России, США, Бельгии и Германии, выглядели идентично. Везде одни и те же гибкие линии орнаментов, растительные и животные мотивы, ковка, витражи и керамическая плитка.
Но затем стиль утратил единство. Возникли самобытные школы, для которых было характерно обращение к местному архитектурному наследию, но не слепое его копирование. В Москве в этом стиле построены особняки Рябушинского и Шехтеля, а также гостиница «Метрополь». В Петербурге – Витебский вокзал и Дом книги (дом компании «Зингер»), доходный дом инженера Бакта, а также десятки парадных, среди которых и парадная на Клинском проспекте в доме 17, где камин с павлинами оформлял сам Врубель.
Дизайн интерьера
В интерьерах, выполненных в стиле ар-нуво, почти нет «непроработанных» – ровных и гладких – поверхностей и элементов.Если представить современный шкаф, то это, скорее всего, будет прямоугольник с острыми углами из ДСП и дверцами из стекла. Шкаф же в стиле ар-нуво никогда не будет простым прямоугольником: он должен быть сделан из натуральных материалов – дерева или фанеры, иметь ножки изогнутой формы, витражные, с флористическими мотивами стекла дверей и другие элементы бионической, изогнутой формы.
Дизайнеры интерьеров в стиле ар-нуво вдохновляются романтизмом и красотой природы во всех их проявлениях, поэтому интерьер в этом стиле будет напоминать некую обитель нимфы, живущей в волшебном лесу. При этом обстановка будет отнюдь не простой, без пасторальности и темы «пастушки на полянке», наоборот, это будет очень изысканный, декоративный и благородный интерьер.
Чтобы прочувствовать дух ар-нуво в дизайне интерьера, можно посмотреть фильмы «Шери» (2009) и «Господин оформитель» (1988) или наш сериал о Шерлоке Холмсе (1979–1986).
Мода
На текстиль и дизайн одежды ар-нуво оказал большое влияние. Художники и мастера стиля привносили его не только в свои творения, но и в образ жизни, одежду в том числе. Сами формы костюма стали более мягкими, из женского платья исчезли корсеты. Для декора использовали цветы и растительные орнаменты, а мягкие складки платья напоминали листья. Появилась асимметрия в крое.Дизайнеры одежды отказались от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий, предпочитали волнистые линии, природные формы и ценили ручной труд.
Посмотрите на коллекцию Iris van Herpen, в которой сочетаются ар-нуво и футуризм, а также обратите внимание на коллекции Anna Sui, Chloé и многих других модных домов, и вы безошибочно определите в их творениях сильное влияние ар-нуво.
Украшения и аксессуары
Ювелиры эпохи ар-нуво смело расширили границы и нарушили установленные правила: использовали новые материалы, создавали революционные приемы. Пожалуй, на ювелирную сферу ар-нуво оказал самое большое влияние, ознаменовав переход от викторианской эпохи к современному периоду. Украшения ар-нуво впервые появились во Франции и Бельгии, а затем в Англии, Австрии и России.Самыми распространенными мотивами «прекрасной эпохи» стали флора, фауна и женщины. Эти три основные темы постоянно фигурировали в дизайне украшений, и каждый раз мастера придумывали что-то новое. Например, увядающий цветок считался таким же красивым, как и полностью распустившийся; ювелиры обратили свой взор на насекомых и птиц. Фаворитами были стрекозы и бабочки, они очень сильно менялись на разных этапах жизни. Часто мастера изображали в своих работах женщин и особое внимание уделяли их волосам. В качестве декоративного элемента ювелиры использовали плавные пряди, которые трансформировались в извилистые линии.
Украшения в стиле модерн были революционными и оживили то, что считалось шаблонным. Они полностью изменили представление о драгоценностях: платина и бриллианты были заменены золотом, эмалью, цветными камнями и стеклом.
Яркими представителями стиля были Чарльз Льюис Тиффани (в Америке и весь стиль порой называют «тиффани»), Рене Лалик и Питер Карл Фаберже.
Оптические дизайнеры не могли остаться в стороне от влияния этого большого культурного феномена в истории искусства. Плавные линии, цветочные принты и орнаменты, природные цвета и материалы, а также ручное ремесленное производство широко распространены в нашей отрасли. Сейчас, когда тренд возвращения к истокам и всему натуральному неуклонно растет, мы точно увидим отголоски влияния ар-нуво во всем, что связано с очковой модой.