Некоторые сведения о лазерной коррекции зрения

Беседа с главным офтальмологом Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, доктором медицинских наук, профессором Ю. С. Астаховым.

Беседа с главным офтальмологом Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, доктором медицинских наук, профессором Ю. С. Астаховым

Лазерная коррекция аномалий рефракции вызывает у людей, подумывающих об обращении в клинику, где проводят эксимер-лазерные операции, немало вопросов. И нередко со своими вопросами на эту тему они обращаются к оптометристам, работающим в оптическом салоне, рассчитывая при этом получить достоверную информацию. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью, которое Юрий Сергеевич Астахов любезно согласился дать нашему корреспонденту, из которого, на наш взгляд, вы можете почерпнуть необходимые сведения по лазерной коррекции зрения.

– Юрий Сергеевич, насколько целесообразно проведение эксимер-лазерной операции?
– Часто ко мне обращаются пациенты с вопросами по лазерной коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма. В таких случаях нередко приходится решать: целесообразно ли проводить операцию, нет ли к ней противопоказаний? Если операцию проводить можно, то пациент должен четко представлять себе, насколько она ему нужна и зачем. Возьмем, например, человека, занимающегося умственным трудом и имеющего близорукость 2,5–3 диоптрии. При такой степени миопии он всю жизнь сможет нормально читать без очков или контактных линз. Этому человеку я задал бы вопрос: «А зачем вам операция? Ведь даже при идеальном исходе операции к 40 годам вам понадобятся очки для чтения, а при сохранении вашей близорукости такие очки будут не нужны. Следует учесть, что ведь основную часть вы проводите за работой на близком расстоянии – пишете, читаете, работаете с компьютером».

Следует отметить, что многие пациенты не понимают, каковы возможности подобных операций. После операции в возрасте после 37–40 лет человек не может одинаково хорошо видеть и вблизи и вдаль, хотя молодые люди после удачно проведенной лазерной коррекции будут видеть одинаково хорошо на близких и далеких расстояниях. Однако с возрастом, когда у них появится пресбиопия, то и им необходимы будут очки для работы вблизи. С другой стороны, если вышеупомянутый человек имеет работу или хобби, которые требуют хорошего зрения вдаль, то мы можем согласиться, что операция целесообразна.

– Во всех ли случаях удачно проведенная операция может избавить человека, скажем, от близорукости?
– Если речь идет о близорукости высокой степени, то больной должен понимать, что таким изменениям рефракции, как правило, сопутствуют дистрофические процессы в глазу. Лазерная коррекция зрения не избавляет человека от близорукости и ее осложнений в частности от изменений со стороны глазного дна, а в идеальном случае лишь уменьшает его зависимость от очков или контактных линз. Поэтому таким больным иногда перед проведением эксимер-лазерной операции делают уже аргоновым либо диодным лазером коагуляцию дистрофических очагов на глазном дне, чтобы предотвратить возможное отслоение сетчатки.

Больной должен понимать, что операция может исправить стабилизированную близорукость, то есть близорукость, которая не прогрессирует на протяжении по меньшей мере двух лет. Кстати, это не означает, что в дальнейшем заболевание не будет прогрессировать. Например, у женщин в период беременности стабилизировавшаяся в прошлом близорукость может начать прогрессировать. В этом случае результаты выполненной ранее операции будут сведены на нет.

– С какими возможными осложнениями может столкнуться человек, решивший исправить свое зрение с помощью эксимер-лазерной операции?
– Больные должны быть психологически готовы к возможности осложнений, как в ходе самой операции, так и после нее. Например, в свое время был широко разрекламирован метод радиальной кератотомии, который, однако, приводил к ослаблению прочности роговой оболочки. Даже по прошествии 10–15 лет после операции при небольшой физической травме глаза наружная капсула может разорваться по надрезам. Это нередко приводит к утрате зрительных функций. По этой причине во всем мире данную операцию выполняют теперь только в редких случаях (чаще для исправления астигматизма).
К счастью, после лазерных операций прочность роговой оболочки изменяется незначительно. Но у эксимер-лазерных операций есть и свои особенности. После проведения операции ФРК у ряда больных послеоперационный период проходит нелегко из-за болей в глазу. В некоторых случаях после эксимер-лазерной операции могут наблюдаться изменения прозрачности роговицы, что в свою очередь ведет к снижению зрения. Встречаются и тяжелые инфекционные осложнения. Кроме того, в ходе самой операции могут возникнуть осложнения, которые далеко не всегда зависят от хирурга и оборудования.

Чтобы избежать многих осложнений, необходимо проведение тщательного предоперационного обследования. Эксимер-лазерная операция не рекомендуется, например, людям, больным диабетом, с выраженной аллергией, коллагенозами, гормональными нарушениями, беременным женщинам. Естественно, существуют и противопоказания со стороны состояния глаз: глаукома, катаракта, синдром сухого глаза и так далее. В ряде случаев они могут служить причиной отказа от хирургического вмешательства. Также врачу следует обратить внимание на то, как больной в целом относится к состоянию своего здоровья, оценить, станет ли он соблюдать рекомендации и назначения врача после операции, не будет ли с его стороны нарушений режима, которые могут привести к механическому повреждению роговой оболочки после операции или ее инфицированию.

Что касается степени близорукости и дальнозоркости, которые могут быть корригированы, то здесь существуют разные подходы и возможности в различных центрах коррекции зрения. Следует помнить и о том, что в определенном проценте случаев близорукость и дальнозоркость могут в той или иной мере «вернуться». Мне кажется, что наши пациенты заслуживают того, чтобы их подробно информировали о возможностях каждого метода хирургического вмешательства в целях исключения неоправданных надежд, об осложнениях, которые могут возникнуть в ходе самой операции, а также об особенностях зрения после ее проведения. Пациент может испытывать, например, повышенную слепимость, особенно неприятную при управлении транспортным средством в темное время суток, «гало» (halo) – яркое кольцо вокруг источников света. Некоторые больные с имевшейся до операции близорукостью с трудом привыкают к работе на близком расстоянии.

Кроме того, хочется отметить, что очень многое зависит от вида и типа лазерной установки, от того, к какому поколению она относится, от качества предоперационного обследования, от техники проведения операции, от методики послеоперационного ведения больных. Лучшим выбором для пациента будет врач, имеющий большой опыт работы именно в этой области офтальмологии, в сочетании с самой современной аппаратурой. Несомненно, больной должен быть уверен и в том, что врач возьмет на себя всю ответственность не только за качество проведения операции, но и за лечение больного в послеоперационный период, особенно в случае осложнений.

Мы благодарим Юрия Сергеевича за интервью и надеемся, что данная информация безусловно окажется полезной для всех, кого интересует лазерная коррекция зрения.

 

Интервью подготовлено Вадимом Давыдовым, Веко#4(58)

Сервисы