- На грани самоуничтожения
- «Эта страна - твоя страна!»
- «Хороший вкус - смерть. Вульгарность - жизнь»
- Стиль космического века
- Очковая мода на рубеже эпох
- Приметы очков 1960-х годов
- Как на Востоке узнать уважаемого господина?
- Очки как символ мира
- Занимайтесь любовью, а не войной
1960-е годы - ярчайшее десятилетие в истории XX века, время больших открытий и зарождения новых течений. События тех лет перевернули привычные представления о жизненном укладе и красоте, в том числе и о красоте очков.
На грани самоуничтожения
Эпоха шестидесятых началась с угрозы третьей мировой войны - в 1962 году случился так называемый Карибский кризис. Причиной ему послужило размещение Советским Союзом ядерных ракет на Кубе, являющееся ответной мерой на дислоцирование Соединенными Штатами своего ядерного оружия на территории Турции. После того как советское «наступательное оружие» было обнаружено, тогдашний президент США Джон Кеннеди принял решение о создании специального Исполнительного комитета, которому было вверено найти путь выхода из ситуации. Военные советники президента всерьез обсуждали силовой вариант решения проблемы и призывали нанести удар по Кубе с целью уничтожить пусковые установки. От приведения этого замысла в исполнение американцев удержало лишь то, что несколько советских ракет уже находились в состоянии боевой готовности, и наступление неминуемо привело бы к ядерной войне.
Две недели мир, затаив дыхание, наблюдал за происходящим, гадая, чем обернется конфронтация двух супердержав. В конце концов конфликт, к счастью, был урегулирован мирным путем. Ответом же на октябрьские события 1962 года явилось начало массового антивоенного движения в Европе и Америке *, активными участниками которого стали молодые люди, прежде всего из студенческой среды.
«Эта страна - твоя страна!»**
Еще никогда молодежь не была столь политически и социально активна, как в шестидесятые. Она выступала на митингах, участвовала в демонстрациях, требовала прекращения войны во Вьетнаме и ликвидации расовой дискриминации и, главное, заставляла власти считаться со своим мнением. Под влиянием такого натиска в 1966 году американский журнал Time, традиционно выбирая «человека года», отошел от своих правил и вместо конкретной персоны, оказавшей существенное влияние на ход событий в мире, удостоил высокого звания целое поколение - тех, кому 25 лет и меньше. Представителей этого поколения часто называют беби-бумерами, ибо родились они в послевоенное время, когда в Европе, а особенно в Америке наблюдался демографический бум. Они выросли в обстановке материального благополучия, а повзрослев, восстали против авторитаризма и строгих моральных устоев предшествующих поколений. Их кумирами стали король рок-н-ролла Элвис Пресли, лидер ливерпульской четверки Джон Леннон, фронтмен «The Rolling Stones» Мик Джаггер, без которых «свингующие» шестидесятые не были бы собственно «свингующими». Впрочем, этот термин имеет отношение не только к музыке. С начала 1960-х годов понятие «свингующий» употребляется и в значении «модный». 15 апреля 1966 года уже небезызвестный нам еженедельник Time окрестил «свингующим городом» вчера еще тихий и чопорный Лондон, ставший в шестидесятые центром молодежной культуры и столицей мировой моды.
«Хороший вкус - смерть. Вульгарность - жизнь»***
Именно в 1960-е годы молодежная мода выделилась в отдельное направление. Ее символом стала скандальная мини-юбка, появившаяся на свет в Лондоне в 1963 году. За это изобретение нам следует отдать должное британскому модельеру Мэри Куант****, по меньшей мере, она его запатентовала. Тому, чтобы привить девушкам вкус к мини-юбке немало способствовала и британская модель Лесли Хорнби, больше известная как Твигги.***** Прозрачная худышка Твигги с наивным взглядом огромных глаз олененка Бэмби, одетая в почти детские платьица, цветные гольфики и туфельки на плоской подошве, стала лицом эпохи шестидесятых и вошла в историю как первая супермодель.
Не исключено, что стиль, олицетворением которого она стала, был навеян образом набоковской Лолиты. Фильм американского режиссера Стэнли Кубрика по роману Владимира Набокова вышел в прокат в 1962 году. Те из наших читателей, кто неравнодушен к старому кино, возможно, припомнят афишу, на которой героиня Набокова изображена в очках-сердечках. Любопытно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму. С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих с тех пор ассоциируются в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам.
Стерн, кстати, немало снимал и саму Твигги, обрекшую несколько поколений девушек на ужасы голодания ради сохранения «мальчишеских форм». Поклонницы хотели походить на нее не только фигурой (что было довольно проблематично: при росте 169 см она весила 40 кг), манерой одеваться и двигаться, но и прической.
Ну а прически Твигги были делом рук легендарного лондонского парикмахера Видала Сассуна, в шестидесятые придумавшего точные геометрические стрижки, уход за которыми сводился к простой формуле: «мой и иди». Стрижки Сассуна стали символом эмансипации и независимости женщины, и, глядя на его моделей, становилось понятно, что роль примерных домохозяек, коими девушки стремились стать в 1950-е годы, им уж точно не грозит.
Стиль космического века
В середине шестидесятых зародившийся в Лондоне молодежный стиль обосновывается на французских подиумах. В 1964 году французский кутюрье Андре Курреж представляет первую коллекцию от-кутюр, адресованную молодым. Коллекция называется «Космическая эра» и инспирирована первым полетом человека в космос. Для ее создания Курреж использует винил и синтетические материалы, казавшиеся в 1960-е годы символом прогресса. К показу коллекции модельер привлекает манекенщиц нового формата: юных, со спортивными фигурами и узкими бедрами. Он называет их «лунными девушками». Для своих лунных девушек Курреж придумывает не только похожие на шлемы головные уборы, но и необычные очки, в которых роль световых проемов играют узкие щели, словно говоря, что теперь у этого продукта преобладает не функциональный, а сугубо эстетический аспект.
Очковая мода на рубеже эпох
В очковой моде смена эпох прошла гораздо более гладко, чем в моде на одежду и образ жизни. В начале шестидесятых большинство производителей все еще придерживались традиционных форм и расцветок: «кошачий глаз», строгие двуцветные оправы - темные в верхней и почти прозрачные в нижней части рамки. Б. Михаэль Андрессен в своей книге «Очки: от предмета потребления к объекту культа», вышедшей в свет в Штутгарте в 1998 году, указывает на то, что самыми популярными сочетаниями были бордо - водяно-прозрачный, а также синий - водяно-прозрачный. Спросом пользовались и оправы из материалов со структурой поверхности, имитировавшей, например, драгоценные металлы и перламутр. Модели таких оправ были декорированы синтетическими драгоценными камнями, внешне, кстати сказать, мало отличавшимися от природных. Новые коллекции производители представляли каждые полгода. Речь, конечно, не шла об абсолютно новых моделях, скорее о модификации уже имеющихся оправ или же о предложении новых цветов.
Объектом воздействия рекламы по-прежнему часто были мужчины. «Как Вы выглядите, так Вас и оценивают», - авторитетно заявляли рекламисты. В начале шестидесятых для мужчины - пользователя очков хорошо выглядеть означало иметь на носу массивные роговые очки, например такие, как у канцлера ФРГ Людвига Эрхарда - в солидной квадратной оправе с характерной «линией бровей». Мужчинам с ярко выраженными бровями часто приписывают мужественный и решительный характер. Должно быть, по этой причине оправы с «усиленной» верхней частью, которые делают взгляд жестче, а лицо строже, по сей день ассоциируются у нас с власть имущими.
Приобретая оправу, мужчина в первую очередь интересовался тем, как долго она ему прослужит. Сомнений в том, что она не выйдет из моды, у него не возникало. Некоторые модели действительно не сходили с дистанции на протяжении, страшно сказать, десятилетий. Ярким примером такого долголетия является модель Rocco от компании Rodenstock. Впервые она появилась на рынке в 1961 году и затем выпускалась на протяжении 30 лет. Винтажные экземпляры этой модели и сегодня можно найти на просторах Интернета, где они, кстати, пользуются немалым успехом.
Приметы очков 1960-х годов
В отличие от среднестатистического мужчины, для женщины при покупке оправы главным было не то, сколько оправа прослужит, а то, идет ли она ей, украшает ли ее. Ведь если не идет, какая разница, сколько прослужит? «Каждая женщина любит наряжаться! Используйте эту милую особенность женской натуры и предложите женщине наши современные замечательные очки-украшения!» - рекомендовала своим клиентам франкфуртская компания Boehler & Co.
Если в пятидесятые главным очковым украшением для женщин считались оправы формы «кошачий глаз», то в шестидесятые на «модном посту» их сменили модели строгих геометрических форм, такие, как в свое время носила известная певица греческого происхождения Нана Мускори. К слову сказать, однажды выбранной форме очков она не изменяет и сегодня.
Бум на абстрактную геометрию, который мир переживает в 1960-е годы, находит отражение и в очковой моде. В шестидесятые популярными становятся оправы с черно-белой графикой: клетками, полосками, другими геометрическими элементами. В 1966 году «клетчатые» оправы, к примеру, присутствуют в ассортименте немецкой компании Neostyle, всегда очень тонко интерпретирующей тенденции.
В 1960-е годы в темный цвет окрашивается уже не только верхняя часть рамки, но и оправа полностью. Названия модных цветов имеют сладкий привкус дальних странствий и связанных с ними открытий: сиена, сьерра, бамбук, рубин. Все незнакомое воспринимается потребителями как исключительное. Европейские производители очковых оправ на волне этих настроений привлекают к рекламе своих продуктов звезд первой величины - Софи Лорен, Бриджит Бардо, Надю Тиллер, Курта Юргенса, которые должны придать оправам некий флер эксклюзивности и возбудить в клиентах желание ими обладать. Однако же, похоже, попытки не увенчались тем успехом, на который рассчитывали рекламисты. Победить стереотип до конца не удалось. Очки для коррекции зрения в шестидесятые продолжали оставаться прерогативой пожилых людей, страстных любителей чтения, интеллектуалов и государственных мужей.
Как на Востоке узнать уважаемого господина?
Тем не менее производители рук не опускали, стремились к расширению ассортимента и к быстрому обновлению модельного ряда оправ. Для этого им, конечно, нужны были новые технологии и материалы. И в 1968 году такой материал появился. Речь идет об оптиле - материале, созданном на основе эпоксидных смол, который до этого использовался в производстве ракет и компьютеров. Благодаря оптилу стало возможно серийное производство литьевых оправ вакуумным способом, что означало существенную экономию материала и времени. При этом технология была такова, что окрашивался не исходный материал, а уже готовая оправа. Таким образом, цветовой ассортимент моделей значительно расширился, а производители получили возможность быстро реагировать на изменения в моде.
Впервые оправы из оптила появились в коллекции Christian Dior. Это случилось в конце шестидесятых. Через некоторое время была запущена рекламная кампания, направленная на продвижение оправ из оптила, - яркая и довольно провокационная по своему характеру. Одним из ее героев стала экстравагантная галеристка Пегги Гуггенхайм, которая советовала поразмыслить о том, можно ли считать произведением искусства любые очки, другим - мужчина из Юго-Восточной Азии в национальном костюме и очках, которые предлагалось рассматривать как основной аргумент в пользу его высокого статуса.
Очки как символ мира
Те же, кого статусность не интересовала вовсе, - молодые люди, выступавшие на митингах и участвовавшие в антивоенных демонстрациях, в шестидесятые выбирали для себя металлические никелированные очки с небольшими круглыми световыми проемами. Во время двух самых кровопролитных мировых войн в таких очках воевали. В шестидесятые же они были призваны стать символом ненасилия. Этим смыслом круглые никелированные очки наделил еще Махатма Ганди - один из самых известных политических деятелей XX века и отец индийской нации, убитый в 1948 году. Очки - один из немногих предметов, оставшихся после смерти этого в высшей степени скромного и непритязательного в быту человека, ставшего для многих новых борцов за свободу примером для подражания.
Еще одним человеком, прославившим круглые никелированные очки, был Джон Леннон, молодые поклонники которого стремились иметь что-то подобное. Модель Granny, которую носил Леннон, на взгляд простого обывателя выглядела довольно дешево, однако на самом деле это была дизайнерская вещь.
Занимайтесь любовью, а не войной
Многие из тех, чьим героем был Джон Леннон, принадлежали к так называемым хиппи - молодым людям, в 1960-е годы бросившим вызов системе западных ценностей. «Make love not war» - призывали хиппи, что означало: «Занимайтесь любовью, а не войной». Своим символом они выбрали небезызвестный «пацифик» - значок в виде круга с рисунком, напоминающим отпечаток лапки голубя. Кроме пацифизма философия хиппи предполагала отказ от комфортабельной городской жизни и достижений научно-технического прогресса. Стараясь обрести желанную свободу, они переодевались в джинсы и майки, покидали свои городские квартиры и устремлялись в леса и поля.
Своеобразным гимном молодежной субкультуре шестидесятых стал американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider). Он вышел в прокат в 1969 году и ознаменовал собой закат эпохи беспечных и прекрасных грез о свободе. Что же касается очков главного героя, рокера-хиппи, которого сыграл Питер Фонда, то о закате их славы речи быть не могло. Именно после фильма «Беспечный ездок» очки Ray-Ban формы «авиатор» стали объектом настоящего культа.
Слава «авиаторов» не померкла вместе с началом семидесятых. Напротив, в эту эпоху очки-капли стали еще более желанными, чем когда-либо прежде. Впрочем, это уже совсем другая история...
* В СССР также стали раздаваться голоса, призывающие к ограничению гонки ядерных вооружений и усилению роли общества в принятии политических решений. В 1965 году в Москве на Пушкинской площади прошел первый в СССР правозащитный митинг.
** Перевод названия песни Вуди Гатри «This land is your land», считающейся неофициальным гимном США.
*** Лозунг, который выбрала модельер Мэри Куант в 1963 году для показа своей первой коллекции одежды с длиной мини.
**** Мэри Куант приписывают, кстати, и создание скандального имиджа «роллингов».
***** Успешное будущее мини-юбки обеспечила также Джеки Кеннеди, считавшаяся едва ли не самой элегантной женщиной своего времени. Ее стиль способствовал «омоложению» моды.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОЧКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1850 ГОДА» (DER GESCHÄRFTE BLICK ZUR GESCHICHTE DER BRILLE UND IHRER VERWENDUNG IN DEUTSCHLAND SEIT 1850) НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Д-РА ФИЛОСОФИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СУСАННОЙ БУК (МАРБУРГ, 2002), КНИГИ «ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ? ОЧКИ ОТ А ДО Я» (ALBARELLO, A. FOR YOUR EYES, ONLY? EYEWEAR FROM A TO Z / ALESSANDRA ALBARELLO, FRANCESCA JOPPOLO. MODENA : LOGOS, 2007), КНИГИ Б. МИХАЭЛЯ АНДРЕССЕНА «ОЧКИ: ОТ ПРЕДМЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЪЕКТУ КУЛЬТА» (BRILLEN: VOM GEBRAUCHSARTIKEL ZUM KULTOBJEKT. STUTTGART, 1998), А ТАКЖЕ САЙТОВ RU.WIKIPEDIA.ORG, OLD.WIN.RU
Чуланова Е., Веко 8, 2012