- О римском императоре, китайских судьях и жителях Крайнего Севера
- Зелёные, синие или всё-таки жёлтые?
- Аксессуар нового времени
- Из числа первого брендового «солнца»
- Очки как средство самопрезентации
- Защита от морщин
- Для уверенных и сомневающихся
- Солнцезащитные очки на подиуме
О римском императоре, китайских судьях и жителях Крайнего Севера
Римский император Нерон, живший в I веке, использовал для защиты от яркого солнца изумруд, через который наблюдал бои гладиаторов
Известно, что глаза от яркого солнца защищали еще древние римляне. Так, римский император Нерон, живший в I веке, использовал для этого изумруд, через который, словно через монокль, наблюдал бои гладиаторов. А вот китайцы в Средние века темные очки использовали отнюдь не ради комфорта глаз, а долга ради. Китайские судьи надевали их на время судебных заседаний, дабы до оглашения решения скрыть от присутствующих свое отношение к происходящему. Для того чтобы затемнить кварцевые линзы очков, использовалась обычная сажа. Способ не то чтобы очень изысканный, но вполне, как оказалось, действенный.
Со временем судьи заметили, что их очки защищают глаза не только от взглядов жаждущих правосудия или его избегающих, но и от солнца. Когда же в 1430 году в Китай из Италии привезли первые шлифованные линзы, китайские мастера их снова затемнили, используя для этого уже известный нам способ, и опять отдали судьям. Дескать, пусть носят, а мы и без них обойдемся.
А вот те, кому без защиты от солнца было никак не обойтись, особенно в весенний период «сияния снегов», так это народам Крайнего Севера, которых нередко называют изобретателями очков. В решении вопроса защиты глаз они проявили немалую смекалку, используя для этого имеющиеся в их распоряжении подручные средства: слоновую кость, дерево, китовый ус, конский волос. Из этого изготавливались специальные приспособления с узкими прорезями для глаз, некоторые из них сохранились вплоть до наших дней.
Народы Крайнего Севера использовали для защиты глаз специальные приспособления с узкими прорезями для глаз
Зелёные, синие или всё-таки жёлтые?
Теперь же обратимся к Центральной Европе. В период Позднего Средневековья и в начале Нового времени там были в ходу очки с зелеными линзами.* По большей части их носили по медицинским показаниям. Считалось, что зеленые линзы оказывают благотворное действие при переутомлении глаз и даже избавляют от некоторых глазных болезней. Популярность зеленых линз постепенно сошла на нет в начале XIX века. Им на смену пришли синие линзы, которым приписывались почти те же замечательные свойства, что в свое время зеленым. Немецкий медик и исследователь очков Рихард Греф (Richard Greef; 1862-1938) писал: «Во времена моей юности и на здоровых, и на больных можно было видеть лишь большие изогнутые защитные очки с ярко-синими линзами»**. Однако были медики, которые активно критиковали синие линзы, считая их вредными для глаз, и рекомендовали отказаться от них в пользу желтых. Наряду с синими и желтыми во второй половине XIX века появились также серые дымчатые линзы. Наконец, в 1912 году швейцарский офтальмолог Альфред Фогт (Alfred Vogt) доказал, что длинноволновое ифракрасное излучение представляет опасность для хрусталика глаза. После чего были разработаны линзы, защищающие от этого излучения. Например, таковые появились в ассортименте компании Carl Zeiss под названием «Uro-Punktal».
В период Позднего Средневековья и в начале Нового времени в Европе были в ходу очки с зелёными линзами, на смену которым в начале XIX века пришли синие линзы
Изготовление корригирующих линз, которые наряду с коррекцией зрения одновременно защищали бы и от солнца, было достаточно проблематичным: из-за разной толщины оптических зон линзы интенсивность ее цвета на разных участках различалась. В 1797 году англичанин Джон Ричардсон элегантно решил проблему, предложив так называемые двойные очки, предусматривающие сразу два набора линз: корригирующих и откидывающихся афокальных солнцезащитных. Когда требовалась защита от солнца, пользователь очков просто закреплял плоские солнцезащитные линзы поверх корригирующих, в откинутом же положении они обеспечивали боковую защиту глаз от ветра и пыли. В конце XIX века эти очки получили широкое распространение среди тех, кому приходилось много передвигаться железнодорожным транспортом. Думается, что к своим очкам путешественники в то время относились примерно так же, как сварщики - к своим, то есть как к средству защиты глаз, не более того.
Следующим шагом на пути эволюции солнцезащитных линз, а соответственно, и очков стало соединение в одной линзе корригирующих и солнцезащитных свойств, которое в 1850 году удалось-таки произвести парижскому оптику Н. Ж. Леребурсу (N. J. Lerebours).
Аксессуар нового времени
И тем не менее, несмотря на все усилия со стороны оптиков, основные потенциальные клиенты, то есть дворяне и буржуа, в конце XIX - начале XX века не особенно жаловали солнцезащитные очки своим вниманием. Все дело в том, что мода тех лет предписывала им ради сохранения аристократической бледности кожи пользоваться зонтами и широкополыми шляпами. Фортуна многообещающе улыбнулась очкам в тот момент, когда на свет появились первые автомобили. Из-за того что они не имели крыш, головные уборы с широкими полями стремительно и эффектно улетали от своих хозяев, как только автомобиль набирал скорость. В отличие от шляп, очки никуда не улетали и при этом защищали глаза водителя не только от солнца, но и от дождя, встречного ветра и дорожной пыли, которые, как известно, часто сопровождали автомобилистов в пути.
Фортуна многообещающе улыбнулась очкам в тот момент, когда на свет появились первые автомобили
Когда же в 20-е годы XX века приобрели популярность солнечные ванны (моду на загар ввела, кстати, Коко Шанель) и занятия спортом под открытым небом (такими как игра в теннис и гольф, скалолазание), то солнцезащитные очки и вовсе стали считаться символом спортивного образа жизни, здоровья, молодости и успеха и наконец-то обратили на себя внимание тех, кто еще вчера не воспринимал их всерьез. Теперь, отправляясь на курорт, модная публика непременно брала с собой солнцезащитные очки. О том, чтобы своевременно о них позаботиться, ей напоминали рекламные плакаты с изображением привлекательных молодых женщин в купальных костюмах и, само собой, в темных очках.
Из числа первого брендового «солнца»
Надо сказать, что производители солнцезащитных очков не преминули воспользоваться нечаянным счастьем и поспешили обеспечить разнообразие предлагаемых ими моделей очков - как того и следует ожидать от производителей модных аксессуаров. Но вот ведь курьез: создавая в 1930-е годы модель солнцезащитных очков, ставшую чуть ли не самой популярной моделью прошлого века (а вполне возможно, что и нынешнего), разработчики - специалисты компании Bausch & Lomb - даже и не думали о моде. Они просто выполняли заказ Военно-воздушных сил США, поставивших перед ними вполне конкретную задачу: защитить глаза пилотов от слепящего солнца на больших высотах. Задачу решили успешно - так на свет появились модель очков «Авиатор» (Aviator) марки Ray-Ban с серо-зелеными линзами-каплями. Целесообразность и функциональная оправданность этих очков покорили не только американских пилотов, но и тех, кому никогда не приходилось летать даже во сне. Однако статус культовых «авиаторы» приобрели лишь после того, как Питер Фонда появился в них в фильме «Беспечный ездок», который вышел на экраны в 1969 году.
Статус культовых очки модели «авиатор» приобрели после того, как Питер Фонда появился в них в фильме «Беспечный ездок», который вышел на экраны в 1969 году
Очки как средство самопрезентации
Начиная с середины XX века главная функция солнцезащитных очков, которая отражена в их названии, отходит для потребителя на второй план. В пятидесятые, отмеченные растущим уровнем жизни и чувства самодостоинства людей, очки рассматриваются скорее как средство презентации себя, нежели защиты от солнца. «Вы смотрите через свои очки... Весь остальной мир смотрит на них», - гласил рекламный слоган компании Tura, значительно преуспевшей в том, чтобы придать очкам статус модного аксессуара. Закреплению этого статуса способствовала и блестящая идея американских производителей декорировать женские оправы, превращая их в настоящие украшения для глаз.
Закреплению статуса модного аксессуара способствовала блестящая идея американских производителей декорировать женские оправы, превращая их в украшения для глаз
За популярность солнцезащитных очков в те годы отвечали голливудские звезды. Так, модель «Вайфарер» (Wayfarer) - создателем этого «фасона» является Рэй Штегманн (Ray Stegmann) - компания Bausch & Lomb представила в 1952 году, и она стала популярной благодаря Одри Хепберн и Мерилин Монро, нередко скрывавшим свои лучистые глаза за большими черепаховыми или черными «вайфарерами».
Понимая, что именно кинозвезды своим примером могут побудить потребителей покупать солнцезащитные очки, американская компания Foster Grant в 1950-е годы активно привлекала их к участию в своих рекламных кампаниях. Анита Экберг, Эльке Зоммер, Питер Селлерс - это лишь некоторые из тех, кто рекламировал очки Foster Grant в то время. Так что в итоге, если потребитель видел на лице какой-нибудь звезды очки, он думал, что это непременно должны быть очки от Foster Grant. По крайней мере рекламное агентство, с которым сотрудничала компания, было абсолютно уверено в том, что это именно так.
К числу посланниц Foster Grant в 1950-е принадлежала кинозвезда Анита Экберг
Защита от морщин
Вместе с тем оптические компании стремились обратить внимание потребителей и на защитную функцию очков, оберегающих не только глаза, но и кожу вокруг них. Последнее утверждение можно проиллюстрировать рекламным текстом компании Carl Zeiss 1950-х годов: «Пребывание на воде во время отпуска часто сопряжено с такими неприятными последствиями, как солнечный ожог и боль в глазах. Кожа защищается против ультрафиолетовых лучей. Она краснеет. В нее втирают масла и крема. Кожа становится коричневой, и мы радуемся ее "здоровому" цвету. Потом она все-таки слезает. Глаза защищаются сами. Их прищуривают, когда вода и солнце ослепляют. Из-за этого в уголках глаз образуется десяток морщин и морщинок. И чем темнее кожа, тем они заметнее. Человек "стареет" на глазах. Абсолютно иная картина была бы, будь у него хорошие солнцезащитные очки. На защищенном ими лице не будет морщин, а глазам станет намного комфортнее. Великолепные очки компании Carl Zeiss с линзами Umbral позволят сполна насладиться каждым солнечным днем отпуска»***.
Оптические компании, в том числе компания Carl Zeiss стремились обратить внимание потребителей и на защитную функцию очков
Указание на то, что без солнцезащитных очков человек быстрее стареет, по сей день является веским аргументом в их пользу, который, кстати сказать, действует не только на женщин, но и на мужчин.
Для уверенных и сомневающихся
В 60-е годы XX века рекламисты начали проводить активную политику продвижения солнцезащитных очков с прицелом на мужчин. Так, в рекламе солнцезащитных очков марок Alain Delon, Carrera, Jaguar, Porsche упор делался на то, что очки подчеркивают имидж сильного мужчины. «Для личностей, которые находятся в середине своей жизни и знают, чего хотят», - гласил один из рекламных слоганов того времени. Те же, кто не знал, чего хочет, пытаясь скрыть свою неуверенность, выбирали очки с зеркальными линзами, которые давали возможность четко видеть окружающий мир, не позволяя другим наблюдать за выражением их глаз. Китайским средневековым судьям этот вариант, должно быть, тоже пришелся бы по душе, представься им случай его оценить.
В 60-е годы XX века рекламисты начали проводить активную политику продвижения солнцезащитных очков с прицелом на мужчин
Женщинам же в конце шестидесятых предлагалось примерить на себя очки утрированно крупных размеров в цветных оправах. Пластиковые линзы этих очков теперь также окрашивались в спектральные цвета. Дом моды Christian Dior был одним из первых, в чьей коллекции появились эти доселе невиданные огромные очки, выполненные из оптила. Однако же на фоне белых непрозрачных очков «лунных девушек» французского кутюрье Андре Куррежа (Andre Courreges) с узкими щелями вместо световых проемов, внушающими специалистам серьезные опасения относительно функциональности очков, они, надо сказать, выглядели довольно скромно. Не случайно все-таки говорят, что всё познается в сравнении.
Непрозрачные очки «лунных девушек» Андре Куррежа с узкими щелями вместо световых проемов, внушали специалистам серьезные опасения относительно своей функциональности
Солнцезащитные очки на подиуме
До 1980-х годов солнцезащитные очки на подиуме можно было увидеть нечасто и лишь те, что разрабатывались под конкретный показ. Их функция, как правило, сводилась к тому, чтобы дополнительно акцентировать внимание на представляемой одежде. Такое в некоторой степени пренебрежение дизайнеров к очкам было связано с тем, что им редко нравилось то, что могли предложить производители. Однако же, не будучи вовлеченными в процесс разработки очков, дизайнеры мало могли повлиять на результат.
Положение дел изменилось во второй половине 80-х годов XX века, когда известные кутюрье сами взялись за очки. Одними из первых, кто стал разрабатывать дизайн очков и дал им собственное имя, были Джорджио Армани (Giorgio Armani) и Ромео Джильи (Romeo Gigli), которые смогли поднять престиж солнцезащитных очков в глазах потребителей на новую высоту.
Одним из первых, кто стал разрабатывать дизайн очков и дал им собственное имя, был Джорджио Армани
Их примеру последовали другие дизайнеры. После того как практически у каждого модного дома появилась своя собственная линия очков, в создании моделей непосредственно для модного показа отпала необходимость - всегда можно было использовать те, что есть в актуальной коллекции. Хотя исключения все-таки были, и здесь хотелось бы вспомнить очки Джона Гальяно (John Galliano), полностью усыпанные стразами (включая линзы), которые он разработал специально для одного из модных показов Christian Dior.
Специально для одного из модных показов Christian Dior Джон Гальяно разработал очки, полностью усыпанные стразами
С начала 20-х годов XX века и по сей день солнцезащитные очки воспринимаются в первую очередь как модный аксессуар. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что такое отношение к солнцезащитным очкам обеспечивает их высокие продажи, и кстати говоря - не только в оптических салонах. Плохо, потому что подчас, чрезмерно заботясь об эстетической стороне вопроса, потребитель совсем забывает о функциональном аспекте. Потому нам хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на том, что солнцезащитные очки - это не шляпа и не бусы: главной их функцией является все-таки, уж простите за тавтологию, солнцезащитная.
* Сохранились очки с зелеными линзами, принадлежавшие ученому и альпинисту Орасу Бенедикту Сосюру (Horace Benoît Saussure; 1740-1799), в 1787 году первым покорившему Монблан.
** Цит. по: Buck S. Der geschärfte Blick zur Geschichte der Brille und ihrer Verwendung in Deutschland seit 1850. Philipps-Universität Marburg, 2002. S. 38.
*** Andressen B. M. Brillen: vom Gebrauchsartikel zum Kultobjekt. S. 185.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОЧКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1850 ГОДА» (DER GESCHÄRFTE BLICK ZUR GESCHICHTE DER BRILLE UND IHRER VERWENDUNG IN DEUTSCHLAND SEIT 1850) НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СУСАННОЙ БУК (МАРБУРГ, 2002), КНИГИ «ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ? ОЧКИ ОТ А ДО Я» (ALBARELLO A. FOR YOUR EYES, ONLY? EYEWEAR FROM A TO Z. MODENA : LOGOS, 2007), КНИГИ Б. МИХАЭЛЯ АНДРЕССЕНА «ОЧКИ: ОТ ПРЕДМЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЪЕКТУ КУЛЬТА» (BRILLEN: VOM GEBRAUCHSARTIKEL ZUM KULTOBJEKT. STUTTGART, 1998).
Елeнa Чуланова, журнал «Веко», 10/2012