Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом

Пользователей его очков - экс-канцлера ФРГ Гельмута Коля, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, поэта и автора гимна СССР и России Сергея Михалкова знают все, в то время как их создатель Константин Ливас (Konstantin Livas) известен лишь довольно узкому кругу

Пользователей его очков - экс-канцлера ФРГ Гельмута Коля, короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, поэта и автора гимна СССР и России Сергея Михалкова знают все, в то время как их создатель Константин Ливас (Konstantin Livas) известен лишь довольно узкому кругу профессионалов. Мы решили исправить досадную несправедливость и предлагаем вашему вниманию интервью с замечательным немецким дизайнером, который поделился с нами не только своим профессиональным, но и жизненным опытом.

- Господин Ливас, слышала, что вы выросли в артистической семье. Так ли это?

- Да, мой отец был оперным певцом греческого происхождения, мама - актрисой, немкой по национальности. Однако они довольно рано расстались. Вторая жена моего отца, так же как и он, была оперной певицей, да к тому же еще и пианисткой.

- И вы с детства были окружены музыкой?

- Совершенно верно, отец даже намеревался определить меня в хор мальчиков. Однако классика меня на тот момент мало впечатляла. Мне гораздо ближе была рок-музыка.

- Отец поет оперные арии, а сын играет рок на бас-гитаре. Со стороны это должно было выглядеть довольно... колоритно?

- Так и было. (Смеется.) Но хотя разногласия на этот счет между нами и возникали, все всегда заканчивалось мирно.

- А за что вы больше всего благодарны своим родителям?

- Наверное, за то, что они наградили меня даром творчества.

- Можно ли, по-вашему, научить быть креативным? Не знаю, как в Германии, но в России сегодня родители, кажется, помешались на раннем развитии детей, считая, что оно поможет им воспитать по-настоящему творческую личность.

- Вы знаете, способность к творчеству, она либо есть, либо ее нет. У моего брата, например, творческое начало всегда было развито слабо, хотя он рос в тех же условиях, что и мы с сестрой, играл на тех же музыкальных инструментах. Сестра моя, кстати, стала органистом. Для меня также рано стало понятно, что я непременно выберу для себя творческую стезю, хотя я и не знал, чем именно буду заниматься.

- А ваша дочь способность к творчеству унаследовала?

- Да, она дизайнер украшений.

- Возможно, что когда-нибудь она создаст и украшения для глаз?

- Не исключено.

- А как очки появились в вашей жизни?

- Мои родители были дружны с одной семейной парой, которая владела оптическим салоном в Эслингене (немецкий город на территории земли Баден- Вюртемберг. - Е. Ч.). Детей у этой пары не было, и когда я приходил к ним, они были мне очень рады. В старших классах я даже подрабатывал в их салоне. После окончания школы я получил профессию оптика и стал работать по специальности. При ближайшем рассмотрении обязанности оптика показались мне, правда, довольно скучными, а вот то, что меня действительно захватило, так это дизайн очков, которым я занимался вечерами на кухне.

- Дело было, насколько понимаю, в 1960-е годы?

- Да, в то время модных оправ на рынке было очень мало. В один прекрасный день в салон, где я работал, зашел представитель компании Neostyle, который обратил внимание на очки, что были на мне. Узнав, что я сам изготовил их по своему эскизу, он, по всей видимости, был впечатлен. Я показал ему и другие модели собственного авторства. А через два месяца, начиная с 1 марта 1968 года, я уже работал в Neostyle дизайнером.

- Получается, что вашему сотрудничеству с Neostyle в этом году исполняется 45 лет?!

- Совершенно верно.

- Как-то дизайнер, который в течение многих лет разрабатывал коллекции одной и той же марки (к слову, очень даже успешной), сказал мне в приватной беседе, что, будучи вынужденным строго придерживаться ее стиля, оказался придавлен им. Фактически от него всегда ожидали одного и того же, пусть и с небольшими вариациями. Как вам удалось избежать сей участи? Ведь клиенты Neostyle также имеют весьма конкретные ожидания.

- В моем случае это было нетрудно. Коллекция Neostyle является очень разноплановой. У нас есть престижная линия Dynasty, есть оправы из 18- каратного золота, которые являются своего рода визитной карточкой Neostyle, но есть также и, например, линия College, адресованная молодым людям, есть немного «сумасшедшая» линия Eos, предназначенная поклонникам авангардного дизайна. Так что я работаю в самых разных направлениях.

- Русская поэтесса Анна Ахматова в свое время писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». А из чего «растут» ваши оправы? Как выглядит процесс их создания?

- Имея за плечами многолетний опыт разработки оправ, я могу просто нарисовать будущую модель на листе бумаги. Однако когда мне нужно найти что-то принципиально новое, я начинаю с того, что беру в руки кисть и рисую портрет.

Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом

- Портрет?

- Да. Портрет конкретного заказчика или целевой аудитории, для которой в данный момент работаю. Ее визуальные характеристики подсказывают мне решение модели очков, которая должна стать идеальным дополнением образа. Сначала я рисую очки на лице, затем делаю их чертеж, после чего с помощью лобзика, напильников, газовой установки изготавливаю их образец в своей мастерской.

- То есть вы сами выполняете все операции, начиная с создания эскиза и заканчивая готовым образцом?

- Абсолютно верно.

- А компьютерные технологии в работе используете?

- У меня даже нет компьютера. (Смеется.) Я вполне успешно обхожусь без него.

- Пабло Пикассо, который одним из первых стал критиковать компьютеры, говорил: «Компьютеры бесполезны. Они могут только давать ответы». Должно быть, художникам свойственно сторониться компьютеров. Знаю, что кроме портретов пользователей очков у вас есть и другие картины...

- Да, живопись - вторая моя страсть после дизайна. Но если, разрабатывая модели очков, я все-таки должен принимать во внимание технические аспекты реализации своих идей и соотносить то, что я делаю, с модными тенденциями, то, рисуя, я даю своей фантазии полную свободу. На многих моих картинах на первый план выходит красота женского тела. Будучи страстным любителем виски, я также создал серию картин, на которых запечатлел винокурни по изготовлению этого напитка. Я работаю шпателем, использую масляные краски.

- Скажите, а как бы вы определили, что такое искусство?

- Отвечу словами Пикассо, которого вы ранее уже цитировали: «Вы хотите, чтобы я сказал вам, что такое искусство? Если бы я знал, я бы сохранил это знание при себе».

- Хорошо, от абстрактного давайте перейдем к конкретному. Не могу удержаться, чтобы не спросить вас о легендарных очках модели Nautic, в которых в начале семидесятых Элвис Пресли выступал на сцене «Мэдисон-сквер-гарден». Вы разрабатывали эту модель специально для короля рок-н-ролла?

- Нет, это не было задумано специально. Элвис сам обратил внимание на эту модель во время посещения своего оптика, чей салон располагался на бульваре Сансет в Лас-Вегасе. Он был так впечатлен, что заказал сразу пять очков - видимо, с расчетом на то, что фанатки могут сорвать его очки с лица, - и еще трое попросил изготовить для него из 18-каратного массивного золота. На заушниках золотых очков мы, кстати, воссоздали подпись Элвиса.

Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом 1

- Очки модели Nautic в 70-е годы прошлого века принесли Neostyle большую славу, а что вся эта история означала для вас лично?

- Честно говоря, на тот момент я как-то не задумывался об этом, однако же сегодня, оглядываясь назад, я горжусь тем, что мои очки носил сам Элвис Пресли, которого я слушал по радио AFN (American Forces Network. - Е. Ч.), когда мне было девять. Радиоприемники в то время еще были далеки от идеальных, так что мне приходилось подходить максимально близко, чтобы что-то услышать.

- Многие дизайнеры, насколько мне известно, черпают вдохновение для работы в путешествиях. А вы путешествовать любите?

- Скорее нет, чем да, хотя с компанией Neostyle я и изъездил весь мир. Был и в Японии, и в России. Поездка в Россию была, кстати, одной из самых лучших моих поездок. Мы совершили путешествие на корабле по Волге. Это было незабываемо!

- А не могли бы вы описать свой идеальный день. Как он выглядит?

- Идеальный день? (Смеется.) Ну, просыпаюсь около десяти, завтракаю, немного занимаюсь спортом, затем начинаю работать над моделями: эскизы, чертежи, мастерская... И так до вечера. Вечером же наливаю себе немного виски, рисую, слушаю музыку, которая меня вдохновляет на творчество.

Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом 2

Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом 3

Интервью с дизайнером оправ Константином Ливасом 4

- Похоже, что вы описали свой обычный день, разве что подъем немного поздний. Я же просила вас описать свой идеальный день...

- Дело в том, что создание оправ для меня сродни хобби. Поэтому порой у меня такое чувство, что я и не работаю вовсе.

- В свете того, что многие воспринимают работу как тяжелую повинность, вы, должно быть, счастливый человек.

- Пожалуй что так.

Да, Константин Ливас - однозначно счастливый человек. Он любит то, чем занимается, живет в гармонии с собой и, как добрый волшебник, привносит чувство гармонии во все, что создает.

Eленa Чуланова, журнал «Веко», 05/2013

© OCHKI.net

Узнавайте больше по темам:
Сервисы