Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта»

«Сам по себе продукт не важен. Он имеет смысл только как предлог, чтобы рассказать о чем-то другом», — считает француз Филипп Старк, самый масштабный дизайнер наших дней. В таком случае о чем призваны поведать нам оправы и солнцезащитные очки Starck Eyes, создаваемые Старком совместно с другим человеком-легендой — Аленом Микли? Разгадку ищите в нашем сегодняшнем материале.

Творческое воображение плюс холодный расчёт

Филипп Старк (Philippe Starck) появился на свет 18 января 1949 года в Париже, у супругов Андре Старка (André Starck) и Жаклин Ланурисс (Jacqueline Lanourisse). Думается, что пытливый ум и тягу к конструированию Филипп унаследовал от отца, посвятившего свою жизнь проектированию самолетов. «Конструирование вменялось мне в обязанность»*, – скажет позднее, уже став известным, дизайнер, вспоминая о своем детстве, прошедшем в окружении чертежных досок и инструментов. «Мой отец всегда говорил мне: для того чтобы самолет взлетел, ты должен быть креативен, а вот чтобы он продолжал работать, тебе необходим “холодный расчет”»** – этот урок отца Филипп хорошо усвоил еще в юности и в дальнейшем никогда о нем не забывал.

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта»
 
В 1965 году Филипп Старк поступил в высшую парижскую школу дизайна Ниссима де Камондо (Ecole Nissim de Camondo), во время учебы в которой всерьез увлекся дизайном интерьеров. В 1969 году на парижской выставке Salon de l’Enfance он представил свой знаменитый надувной дом, благодаря которому к нему впервые пришло профессиональное признание. Шутка ли сказать: с предложением о сотрудничестве к молодому человеку обратился сам Пьер Карден! Старк предложение маэстро принял, став в результате художником-оформителем в его издательском доме.
Однако спустя несколько лет, за которые Старк между делом успел много чего спроектировать, молодому таланту наскучило играть по чужим правилам, и он оставил работу. В течение двух лет он путешествовал, а вернувшись в Париж, занялся реализацией проектов по созданию интерьеров парижских ночных клубов, в том числе легендарных La Main Bleue (1976) и Les Bains-Douches (1978). В 1979 году он основал в Париже свою первую дизайнерскую компанию Starck Product***, в число клиентов которой входили крупнейшие европейские производители мебели и предметов интерьера, как то: Driade, Alessi, Kartell, Drimmer, Vitra и Disform.

Как Старк стал суперзвездой?

В 1982 году Филипп Старк получил заказ, благодаря которому мгновенно стал известным не только на родине, но и за рубежом, причем как специалистам, так и широкой публике. Речь идет о декорировании личных апартаментов французского президента Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, являющемся символом высшей власти и эталоном классицизма. Старк сделал апартаменты первого лица государства Франции функциональными и при этом оставил в них место для истории, а также роскоши, традиционно сопутствующей власти.
За этим заказом последовал другой – оформить интерьер кафе Costes, что можно назвать одной из самых известных парижских работ Старка. Кстати сказать, трехногий стул из дерева и металла, спроектированный дизайнером для этого кафе (стул так и называется: Café Costes), стал настоящим культовым объектом, ведь количество его копий уже к 1990 году превысило 400 тысяч. В последующие годы Старк много и успешно работал за границей: в Токио он создал дизайн интерьера ресторана Manini (1985), в Мадриде – интерьер ресторана Teatriz (1990), в Нью-Йорке спроектировал здания отеля Royalton (1988), ставшего своего рода эталоном для гостиниц такого класса, и отеля Paramount (1990).

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта» 1

Меняя облик городов

Как архитектор Филипп Старк прославился своими сооружениями в Японии, где по его проектам были воздвигнуты многофункциональное офисное здание Nani-Nani (1989), здание Asahi Beer Hall, построенное по заказу японской пивоваренной компании Asahi (1990), а также офисное здание Le Baron Vert (1991). Примечательно, что благодаря этим проектам Старк снискал себе славу экспрессиониста от архитектуры.
Здания, построенные по проектам Старка, сегодня можно встретить не только в Стране восходящего солнца, но и в Америке и Европе. Так, в его родном Париже в 1991 году появилась целая «улица Старка», представляющая собой ансамбль жилых и общественных зданий, разместившийся на одном из островов Сены. Как удается Старку столь успешно совмещать занятия дизайном и архитектурой? Собственно говоря, он не видит в этом ничего удивительного: делать щетку для унитаза, стул, машину, корабль или город – работа для него абсолютно одинаковая, разве что масштаб разный, но подчинена она при этом одной цели: заставить людей задуматься о жизни. Надо сказать, что такое целеполагание определенно приносит желанные плоды.

Связь Старка с Россией

С Россией Старка соединяет связь более давняя, чем можно было бы себе представить. Оказывается, что его предки жили в нашей стране в XIV веке и занимались здесь астрономией. И это не досужая выдумка журналистов! А если даже и выдумка, так самого Старка, который не раз говорил в интервью о своих русских корнях.
В последнее время Филипп Старк и сам нередко наведывается в Москву и Санкт-Петербург, где уже успешно реализовал несколько своих проектов. Одним из самых громких стал проект по декорированию московского ресторана Bon (2006). В основу интерьера этого ресторана была положена идея создания царства роскошного хаоса, в котором Старк – великолепный мастер эклектики, балансирующий на грани скандальности и сдержанности, китча и изящества, – смешал бесформенный минимализм, классическое барокко, провокационный сюрреализм, авангард и небрежный шик.

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта» 2

Всё что угодно, но не очки!

Чего только не приходилось создавать Филиппу Старку за свою жизнь! Помимо разработки дизайна мебели и осветительных приборов он также трудился над внешним видом зубных щеток, соковыжималок (кстати, его соковыжималка Juicy Salif стала настолько популярной, что он ее даже возненавидел), бутылок для минеральной воды, часов, кухонных принадлежностей, мотоциклов, факела для зимних Олимпийских игр 1992 года, багажных сумок, яхт, электровелосипедов, наушников и много чего еще. Вот только от многочисленных предложений заняться дизайном очков Старк долгое время отнекивался, даже невзирая на то, что саму по себе работу над очками считал крайне любопытной. Почему тогда отнекивался, резонно спросите вы? Дело в том, что максималист Старк, резко критикующий сегодня философию потребления и считающий, что мир и так задыхается от бесполезных продуктов, просто не видел смысла в создании еще одних новых очков, аналогичных тем, что уже есть на рынке. Не передумал он даже тогда, когда с предложением о сотрудничестве к нему обратился Ален Микли (Alain Mikli). Ему он тоже ответил нет, при этом, правда, добавив, что если когда-нибудь все же решит создавать очки, то будет делать это непременно вместе с Микли. В лице Микли – обладателя славного носа, на который можно надеть сразу трое очков, – Старк сразу же увидел единомышленника, совершенство изделий которого кроется в его редком умении проникать в саму суть вещей.

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта» 3
 
Тем не менее должно было пройти немало времени, прежде чем Старк вернулся к теме очков. Случилось это после того, как совместно со специалистами по биомеханике им был создан революционный микрошарнир с уникальным биомеханическим соединением, разработанным по принципу действия плечевого сустава человека. Вот тут-то дизайнера и осенило, что с появлением такого шарнира у него появилось моральное право заняться созданием очков, и этим правом он не преминул воспользоваться.

Starck Eyes: совершенство в каждой детали

Первая коллекция очков Starck Eyes, созданная в тандеме с Аленом Микли, была представлена на рынке в 1996 году и сразу же снискала признание профессионалов, свидетельством которого стал Гран-при SILMO, присужденный создателям этих очков в том же году****. Отличительным знаком оправ этой коллекции стал уже упомянутый нами микрошарнир, получивший название Biolink: изготовленный из единого блока медицинской нержавеющей стали, обладающий невероятным запасом прочности, не требующий абсолютно никакого ухода, а главное – обеспечивающий пользователю очков полную свободу движений, которая сопоставима лишь с той, что дарит нам собственное тело.
Биомеханический шарнир, позволяющий заушникам поворачиваться в любом направлении (то, как лихо это происходит, демонстрирует на одном из рекламных плакатов сам Старк), по сей день остается отправной точкой при разработке каждой новой коллекции оправ и солнцезащитных очков Starck Eyes, создаваемой с одной лишь целью: сделать их владельцев более красивыми, более сексуальными. То есть в понимании Старка очки должны быть интересными, особенными, привлекающими внимание собственной индивидуальностью, а отнюдь не увесистым логотипом.

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта» 4
 
Помимо наличия биомеханического шарнира «интеллектуальное» превосходство очков Starck Eyes обнаруживается и во многих других деталях, например в эргономичном дизайне заушников bioox, способных приспосабливаться к малейшим движениям мышц лица пользователя, к любой форме головы и намеренно не соприкасающихся с той ее частью, где сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний, что позволяет пользователю избежать усталости от ношения очков, обычно накапливающейся к концу дня.
Еще одним преимуществом из мира высоких технологий является использование при изготовлении оправ Starck Eyes материала Gravity, представляющего собой высококачественный полимер, широко применяемый в передовых отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, медицина, энергетика, электроника и авиация, но при этом новый для оптической индустрии. Очки, выполненные из Gravity, способны великолепно выдерживать высокие температурные нагрузки, устойчивы к образованию царапин, не подвержены воздействию кислот, гипоаллергенны, экологически безопасны и к тому же почти ничего не весят. Потребовалось совсем немного времени для того, чтобы очки Starck Eyes стали атрибутом людей, заботящихся о качестве своей жизни, и, как сказал как-то Старк, «знаменем племени умных», которые способны оценить всю интеллектуальность предложенных им решений.

Очки Starck Eyes: элегантность как продолжение «интеллекта» 5
 
Очки Starck Eyes — одно из самых любимых детищ Филиппа Старка. Почему именно они? Во-первых, потому что очки — это не просто модный аксессуар: их основная функция, как неоднократно говорил Старк в своих интервью, состоит в том, чтобы исправить недостаток, и поэтому, в отличие от многих других вещей, они не бесполезны, а разработаны и произведены на благо человека. Во-вторых, очки Starck Eyes — это больше, чем просто очки, это прототип вещи будущего, чья элегантность является продолжением «интеллекта», которым создатели щедро ее наделили.

Информация о российских магазинах и интернет-магазинах оптики, предлагающих продукцию бренда Starck Eyes, доступна в разделе «Где купить».

* Филипп Старк (Philippe Starck) – правила жизни // Novate [Электронный ресурс]. URL: https://novate.ru/blogs/161211/19597/ (дата обращения: 28.12.2014).
** Biography. «I like to open the doors of the human brain» – Philippe Starck // Starck [Electronic recource]. URL: https://www.starck.com/ (дата обращения: 21.12.2014).
*** Позднее он переименовал дизайн-бюро в Ubik («Убик») – в честь знаменитого романа писателя-фантаста Ubik Филипа Киндреда Дика.
**** По версии организаторов международной выставки MIDO и модного журнала Vogue Italia очки коллекции Starck Eyes принадлежат к числу знаковых очков эпохи 1990-х годов.


Елена Чуланова, журнал «Веко», 1/2015
При подготовке статьи использованы материалы сайтов AD (www.admagazine.ru), Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Starck (www.starck.com), Zeit Online (www.zeit.de), а также материалы, предоставленные компанией «Essilor – Луйс-Оптика»
Сервисы