Очковая индустрия уже довольно давно стала частью индустрии моды и подобно последней подвержена колебаниям в зависимости от актуальных модных тенденций. Конечно, в силу объективных особенностей оптической индустрии, а также в силу того, что очки люди меняют гораздо реже, чем приобретают новую одежду (в западной Европе человек приобретает новые очки в среднем один раз в четыре года), очковая мода меняется не так стремительно и не так радикально, как мода в одежде. Тем не менее, практически каждый сезон можно уловить некие общие тенденции, которые будут определять, какие очки будут актуальны в ближайшие месяцы. К счастью для тех, кто не склонен менять очки пару раз в сезон, очковая мода очень терпима, и даже в очках модели прошлого или даже позапрошлого года можно выглядеть вполне комильфо. И, тем не менее, для того, чтобы быть на гребне волны и в курсе последних модных тенденций стоит ездить на крупнейшие международные оптические выставки.
Так, в октябре месяце наши корреспонденты побывали в Париже на выставке SILMO, на которой традиционно определяются основные тенденции сезона весна-лето следующего года. Особенностью выставки можно назвать то, что компании представляют там не только модели, уже запущенные в производство, но и образцы, тестируя рынок, чтобы в зависимости от полученных отзывов и заказов определить свою стратегию на предстоящий сезон. Так что практически каждый посетитель выставки может повлиять на оптическую моду. Все же при всей подвижности рынка есть определенные мотивы, которые, так сказать, видны невооруженным глазом. Попробуем обобщить свои впечатления о тенденциях развития рынка оправ для корригирующих очков в 2005 году.
Главное из них - то, что радикальных перемен ждать не придется, остается наблюдать развитие тех тенденций, которые уже были намечены раньше
Форма оправы
Прямоугольная форма, хотя и остается актуальной и доминирующей, постепенно сдает свои позиции в пользу более женственных (для женских оправ) конструкций - овала, бабочки, стрекозы. Возрождается тенденция создания очков фантазийных форм - асимметричных и причудливых. По-прежнему модно выглядят так до конца и не завоевавшие сердце российского потребителя маленькие узкие очки - но они все- таки нам на радость стали пошире. Во многом это связано с тем, что производители стараются учесть все увеличивающийся спрос на прогрессивные очки и появление поколения молодых пресбиопов, желающих выглядеть модно и современно. Для этой категории потребителей предназначены очки модных форм и цветов, в которые, тем не менее, можно монтировать прогрессивные линзы. Как никогда много моделей, в которых дизайнеры играют с объемом и плоскостями - линзы, оказываются то перед рамкой, то позади нее, то выступают за ее пределы, то наоборот оставляют в ней своеобразные окошечки. Не все из этих экспериментов оказываются удачными с точки зрения визуального комфорта, но тенденция налицо.
Материалы для оправ
Наиболее престижными по-прежнему остаются естественные материалы (рог, дерево) и драгоценные металлы. Причем если прежде их использование было характерно для достаточно консервативных классических моделей, то сейчас, в связи с омоложением истеблишмента, такие материалы применяются и для многих остро модных очков. Титан становится обязательным практически для всех коллекций, в каждой из которых можно найти модели из этого материала (напомним, что общая доля титановых оправ на рынке уже достигла 10 процентов). Одной из заметных тенденций стало увеличение числа оправ из разного вида пластмасс, особенно из многослойного ацетата целлюлозы, хроматические возможности которого используются на все 100 процентов. При этом цена пластмассовых оправ практически сравнялась с ценой оправ из металла. Все активнее используется алюминий, особенно в комбинации с другими материалами. Те материалы, которые раньше использовались для каких-то специфических коллекций - например, для очков для занятий лыжными или водными видами спорта, все чаще используются и для обычных оправ - например, гриламид или материалы на основе эпоксидных смол.
Цвет оправы
Цвет - это именно то, что легко изменить, поэтому коллекции оправ всегда окрашиваются в те цвета, которые модны в одежде предстоящего сезона. Помимо всегда модных белого и черного и их комбинаций в одной оправе, в этом сезоне актуальны все оттенки розового - от увядшей розы до фуксии, лиловый, сливовый, и уже который сезон не сходящих с подиумов красный. Особенно актуально использование сочетаний цветов. Тенденцией сезона можно назвать использование в одной модели металла разных цветов, причем, таким образом, чтобы внутренняя поверхность была одного цвета, а внешняя другого. Раньше этот прием применялся большей частью для моделей из пластмассы, а теперь стал актуален и для металлических очков. В принципе же цветовая гамма очень широка, и цвета варьируются от химически ярких до пастельных, не забывая, конечно, и о классических и естественных, имитирующих шкуру леопарда, змеи, зебры и других экзотических животных.
Отделка оправы
Захватив лидерство уже несколько сезонов назад, стразы совершенно не собираются сдавать позиции - и это не только тенденция очковой моды. Игра в цветные стеклышки всегда нравилась детям и взрослым и сейчас поистине захватила весь мир и все коллекции: стразы рассыпаются по заушникам, создают сложные узоры на рамке, складываются в буквы логотипа и украшают переносицу. Помимо стразов в отделке широко используются естественные материалы (дерево, рог, кость), лак, для оправ высокой ценовой категории - драгоценные и полудрагоценные камни. Еще одна распространенная тенденция - прием «технологической» красоты, когда дизайнеры эстетизируют конструктивные элементы оправы, в особенности крепления заушников к оправе, так что порой крепление само по себе является одновременно техническим и эстетическим чудом. Если пару лет назад основная отделка был сосредоточена на заушниках, то сейчас она постепенно переползает и на рамку и даже на переносицу и носоупоры.
Марки
Сейчас все более очевидно, что наличие в портфеле компании модных брендов гарантирует ей выживание в нынешней конкурентной ситуации. И хотя охота на бренды в основном касается солнцезащитных очков, она, несомненно, затрагивает и рынок оправ. Именно с этим связан тот факт, например, что многие компании производители, выпускают коллекции оправ как бы вслед завоевавшим успех коллекциям очков солнцезащитных - достаточно упомянуть успех коллекции “Ray-Ban Vista”. Успех брендовой коллекции сильно зависит от успеха самого бренда - так необычайный взлет марки “Dolce & Gabbana» заметно подстегнул спрос и на очки этой марки. Сейчас подобный феномен наблюдается в отношении марки ‘Esprit». Если прежде этот бренд был ориентирован на достаточно ограниченную целевую группу, то сейчас он стал популярен у самых разных групп населения, что уже сказалось на объеме продаж оправ и солнцезащитных очков этой марки. Однако наблюдается и противоположная тенденция. Все больше потребителей, не желая походить на жертв моды, ищут для себя «особенный товар», подходящий лично им и ориентируются не на имя марки, а на качество и дизайн самого изделия. Такие потребители часто ищут технологию и повышенный комфорт, стараясь ориентироваться на авторитеты не мира моды. Так для миллионов непререкаемым авторитетом является продукция компании "Silhouette". Эта же тенденция «дает шанс» мелким и средним предприятиям, которые не могут конкурировать с грандами по количеству лицензий и вынуждены искать собственную потребительскую нишу. Поэтому на рынке возникает все больше «специализированных» коллекций, с четко выраженным собственным стилем, в меньшей степени ориентированных на моду - уже есть очки для рокеров, для металлистов и так далее. Так, например, создатели коллекции "Gee vice" позиционируют ее как коллекцию «для настоящих девушек».
Стиль
Сейчас рынок предлагает оправы всех стилей от авангарда до классики. И это положение также как и в мире одежды вряд ли изменится. Мир многообразен, и рынок должен стремиться ему соответствовать. Другое дело, что количественные пропорции очков, относящихся к тому или иному стилю слегка меняются. Так, сейчас, хотя оправы унисекс по-прежнему есть в большинстве коллекций, их доля по сравнению с 90-ми годами существенно уменьшилась, следуя общей моде на подчеркнутую мужественность и женственность. Происходят изменения и, так сказать, внутри каждого стиля: классический стиль стремительно молодеет, так как сегодня мало кто хочет выглядеть консервативным, в гламур все активнее проникают элементы спортивного стиля, а на очках сдержанного «скандинавского дизайна» появляются стразы.
Мир оптической моды - многообразен и изменчив, и новый сезон 2005 года - еще одно тому доказательство.