О сериале «Анна Детективъ», получившем престижную премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) как лучший телесериал 2016 года, сегодня много говорят и пишут. Мы обсудим его с точки зрения изображения в нём средств коррекции зрения.
- Информация для тех, кто ещё не смотрел
- В руке не дрогнет револьвер!
- Ах, этот прекрасный XIX век…
- Очковые линзы и коррекция зрения
- Средства коррекции зрения
- Переход к промышленному производству
Информация для тех, кто ещё не смотрел
Сериал «Анна Детективъ» приобрел огромное число поклонников во всех странах русскоязычного мира и не только, и количество их растет. Время действия сериала разворачивается в конце 1880-х годов в небольшом провинциальном городке Затонске. Главные персонажи – Анна Миронова (актриса Александра Никифорова) и Яков Штольман (актер Дмитрий Фрид) – вместе расследуют запутанные преступления. Снятый в жанре мистического детектива с элементами мелодрамы, сериал неожиданно перерос все эти жанры и сам формат телесериала, став произведением искусства и напомнив зрителю о лучших образцах отечественной культуры. Сценарная группа во главе с Алексеем Колмогоровым с большим вкусом и тактом создала историю, наполненную аллюзиями и ссылками на произведения Куприна, Пушкина, Чехова и Островского.К достоинствам сериала «Анна Детективъ» не остались равнодушными не только многочисленные телезрители, бурно обсуждающие полюбившихся героев в соцсетях, но и мэтры киноиндустрии, которые вручили 31 марта 2017 года его творческой группе престижную премию АПКиТ как лучшему телесериалу (более 24 серий). Эта премия считается нашим аналогом американской премии «Эмми» и присуждается на основе оценки профессионального жюри, в состав которого входят представители 27 крупнейших продюсерских компаний, создающих кино- и телепроекты для российского рынка. Так как мы всегда находимся в русле модных тенденций не только в отношении дизайна оправ и методов коррекции зрения, мы, как и широкая общественность, не останемся в стороне и тоже рассмотрим этот сериал, но только с нашей, сугубо оптической точки зрения.
В руке не дрогнет револьвер!
У зрителей сериала, а особенно у зрительниц, его главный герой вызывает неудержимый восторг. Сам Дмитрий Фрид в интервью газете «Аргументы и факты» признался: «Я сыграл супермена XIX века!»1 Мы же не станем обсуждать достоинства этого персонажа, а поговорим о его зрении. Что имеем в анамнезе: Яков Платонович Штольман, 38 лет, надворный советник и глава сыскного отделения полиции в Затонске, высланный из Санкт-Петербурга за дуэль. Стреляет он с необычайной меткостью (цитата из фильма: «Бросьте топор, я попадаю в муху с 10 шагов!»). Однако на протяжении сериала Яков Платонович неоднократно пользуется лупой – при рассматривании документов, фотографий, а иногда и при чтении писем. Возможно ли, что у него проблемы со зрением, но тогда способен ли он так метко стрелять? Или же зрение у Штольмана отличное, а лупа – всего лишь неизбежный атрибут любого детектива, начиная с Шерлока Холмса? Мы обратились к специалистам-офтальмологам, чтобы узнать их профессиональное мнение о зрении главного героя.Штольман всегда попадает в цель
Лупа – неизбежный атрибут каждого настоящего детектива
Александр Кольцов, врач-офтальмолог, консультант по медицинской оптике фирмы «Компания Гранд Вижн»: «Его прекрасные показатели в стрельбе вполне могут быть реальны, так как размеры мухи (4–8 миллиметров) на расстоянии 10 шагов (5–6 метров) недалеки от нормальных размеров оптотипов, соответствующих остроте зрения 0,9–1,2. Такое зрение возможно как на фоне эмметропии, так и на фоне гиперметропии слабой степени. При наличии неоткорректированного астигматизма или миопии такое зрение и такая четкость исключены. Возраст главного героя соответствует пограничному состоянию, когда начинает проявляться пресбиопия, и мелкие предметы на очень близком расстоянии разглядеть затруднительно. Лупа прекрасно подходит как атрибут детектива и как средство коррекции начальной пресбиопии. Кратность увеличения лупы нам неизвестна, но однозначно она полезна любому детективу, в любом возрасте. Если мы предположим, что у Якова все же есть гиперметропия легкой степени, тогда увеличительная лупа не просто удобный атрибут, обеспечивающий увеличение, а необходимое средство коррекции его дальнозоркости, которая и начинает проявляться в этом возрасте как раз с ухудшения зрения вблизи».
Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Московского института глазных болезней им. Гельмгольца Ольга Проскурина на вопрос, всегда ли меткость при стрельбе определяется высокой остротой зрения, поделилась цитатой из монографии «Офтальмологические очерки» академика М. И. Авербаха, где говорится, что высокая острота зрения не всегда определяет меткость: «Можно иметь нормальную остроту зрения и при этом быть плохим наводчиком в артиллерии или плохим стрелком и, наоборот, можно иметь близорукость или даже астигматизм с неполной остротой зрения и обладать замечательной меткостью. Я знал субъекта, который страдал близорукостью с изменениями на дне глаза и в то же время побивал мировые рекорды при голубиной стрельбе в Монте-Карло»2.
В книге А. А. Юрьева «Пулевая спортивная стрельба» подробно рассматривается работа глаза во время прицеливания и выстрела. Там указано, что степень точности выстрела определяется правильным прицеливанием, постановкой дыхания и плавностью спуска курка. При стрельбе из пистолета (револьвера), характеризующейся значительными колебаниями руки с оружием, важна не просто острота зрения, но и согласованность (координация) движений при зрительном контроле их выполнения.3
Итак, наши эксперты дружно отрицают наличие у Штольмана близорукости и астигматизма, предполагая возможность гиперметропии слабой степени или начинающейся пресбиопии. С остротой зрения вдаль у него все в порядке, а применяемая лупа, скорее всего, инструмент уважающего себя детектива или же, в самом крайнем случае, средство улучшения зрения вблизи. Острота зрения, как следует из приведенных выше примеров, является важным фактором в меткости стрельбы, хотя и не определяющим. Для успешного поражения цели – а Яков Платонович на протяжении сериала демонстрирует это умение многократно – требуется еще и четкая координация зрительных и двигательных функций, с которой у него все обстоит великолепно.
Ах, этот прекрасный XIX век…
Для того чтобы оценить, насколько достоверны средства коррекции зрения, которыми снабдили персонажей сериала «Анна Детективъ», совершим небольшой экскурс в историю оптики.Очковые линзы и коррекция зрения
Следует отметить, что коррекция зрения и сама очковая оптика достигли в XIX столетии громадных успехов.4 Это была эпоха, когда ученые Дондерс, Юнг, Гельмгольц и другие в своих работах раскрыли сущность таких дефектов, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм, и перевели подбор очков на научные рельсы. Были введены понятия «эмметропия» и «аметропия», выделена пресбиопия как возрастное изменение аккомодации. Для коррекции ошибок рефракции в XIX веке применялись положительные и отрицательные очковые линзы. Когда в качестве особого вида дефекта зрения был выделен астигматизм, то были предложены цилиндрические стекла для его коррекции. Большим шагом вперед в развитии очковых линз стало изобретение бифокальных линз, идею создания которых связывают с американским президентом Бенджамином Франклином (1784 год). Первые бифокальные линзы были изготовлены в 1837 году путем наклеивания добавочной линзы на основную. Одним из главных событий XIX века стало появление диоптрической системы нумерации очковых линз в 1873 году, а в 1878-м эта система была принята в качестве общего стандарта на Международном конгрессе офтальмологов.Очки с бифокальными линзами конструкции Бенджамина Франклина
Средства коррекции зрения
Для коррекции зрения в XIX веке применяли очки, лорнет, монокль и пенсне.Средства коррекции зрения XIX века: монокль, лорнет, пенсне и очки
Безободковые очки конструкции Вальдштейна
Опубликовано на сайте Коллегии оптометристов Великобритании
Очки А. С. Грибоедова, 1820-е годы
Двойные очки Д. И. Менделеева как замена бифокальным очкам, конец XIX – начало XX века
Очки Н. А. Римского-Корсакова, ориентировочно в 1870-е годы
Монокль. Как правило, монокль состоит из линзы в оправе, в комплект часто входила цепочка, которая крепилась на одежде и предохраняла монокль от падения. В середине XIX века монокль стал привычным атрибутом мужчин – великосветских щеголей. В целом популярность к моноклю как к оптическому аксессуару пришла во второй половине XIX века одновременно с пенсне, и он являлся массовым средством коррекции зрения вплоть до Первой мировой войны. Монокли могли быть круглыми и яйцеобразными, в оправе или без нее и удерживались в глазнице без какого бы то ни было приспособления.
Пенсне. Название прибора происходит от французского слова «pince-nez» (pincer – защемить, nez – нос). Это очки без заушников, удерживающиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. Применение новых материалов, в частности пружинной стали, позволило создать модели пенсне, которые были легкими и вместе с тем довольно прочно сидели на носу. Наряду с металлами в производстве пенсне использовали рог, целлулоид и каучук. Световые проемы пенсне вначале имели круглую форму, но в 1841 году на рынке появились модели и с овальными проемами. К оправе пенсне часто было приделано небольшое колечко, за которое его было удобно брать, а через колечко пропускали цепочку или шнурок. Подобно очкам, пенсне было как мужским, так и дамским аксессуаром.
Пенсне А. П. Чехова.
Снято в музее А. П. Чехова в Мелихово
Переход к промышленному производству
Производство средств коррекции зрения в XIX веке переходит от кустарно-мануфактурного к промышленному, что обусловлено кардинальными изменениями, вызванными произошедшей на рубеже веков научно-технической революцией. В результате принесенных ею перемен возникает машинно-фабричное производство в виде комплекса машин, работающих от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов. Резка, декорирование и обработка стекла при помощи абразивных кругов, приводимых в действие силой пара, появились в Англии в начале XIX века.6Цех по производству линз компании Société des Lunetiers. Конец XIX – начало XX века
История известного сегодня французского производителя очковых линз – компании BBGR уходит корнями в середину XIX века. Рабочая группа Жильбера Рути
В Вюрцбурге (Германия) в 1877 году Йозеф Роденшток основывает компанию Optisches Institut G. Rodenstock
Набор пробных линз для диагностики производства фабрики оптических инструментов И. Я. Урлауба (1877)
Магазин торговой фирмы «И. Э. Мильк» в Санкт-Петербурге
1 URL: https://www.chel.aif.ru/culture/movie/dmitriy_frid_aktyor_ya_sygral_rol_supermena_xix_veka (дата обращения: 16.04.2017).
2 Авербах М. И. Офтальмологические очерки. 2-е изд. М. : Медгиз, 1949. С. 121.
3 URL: https://www.shooting-ua.com/books/book_111.8.htm (дата обращения: 16.04.2017).
4 См.: Короев О. А. История офтальмологии (с. 61–144). URL: https://www.disus.ru/knigi/428591-2-oa-koroev-vladikavkaz-2005-sladok-svet-priyatno-dlya-glaz-videt-solnce-bibliya-kniga-ekklesiasta-117-zare.php).
5 См.: Nineteenth century spectacles // The College of Optometrists. URL: https://www.college-optometrists.org/the-college/museum/online-exhibitions/virtual-spectacles-gallery/nineteenth-century-spectacles.html (дата обращения: 16.04.2017).
6 См.: Early glass // The College of Optometrists. URL: https://www.college-optometrists.org/the-college/museum/online-exhibitions/virtual-ophthalmic-lenses-gallery/early-glass.html (дата обращения: 16.04.2017).
7 Информация с сайта «Elegance Оптика». URL: https://www.elegance-optica.ru/opravy (дата обращения: 16.04.2017).
8 Информация с сайта Essilor. URL: https://www.essilor.com/en/the-group/history/near-170-years-history/ (дата обращения: 16.04.2017).priyatno-dlya-glaz-videt-solnce-bibliya-kniga-ekklesiasta-117-zare.php).
9 См.: Зверев В. А., Латыев С. М., Тимощук И. Н. Производство оптической техники в России к началу XX века. URL: www.oop-ros.org/maket2012/part6/6.1.pdf (дата обращения: 16.04.2017).
Ольга Щербакова