Наш собеседник Софи Бенн.
Родилась во Франции в 1973 году.
После получения степени бакалавра окончила высшую школу коммерции.
С 1995 по 1998 год работала начальником производственного отдела компании «Groupe Berchet», которая занималась производством игрушек для маленьких детей.
С 1998 по 2001 год работала начальником производственного отдела компании «L’Amy» – крупнейшей оптической компании Франции.
С начала 2001 года – начальник производственного отдела компании «Mikli Diffusion France».
Сегодня мир очков бесконечно разнообразен. Некоторые из них напоминают изделия, которые были созданы в лабораториях корпораций, занимающихся коcмическими исследованиями, другие кажутся игрушками, которые возникли благодаря фантазии дизайнеров, порой и не задумывающихся о том, что очки — это медицинский прибор, а просто воплощающих в металле и пластмассе свои сны и мечты. Очки создают самые разные люди. Среди них есть и профессиональные оптики, такие как Фредерик Босолей, и художники-ювелиры, такие как ведущий дизайнер компании «Eye’DC» Паскаль Лакотт, и выпускники различных художественных и коммерческих школ. Объединяет их одно — восприятие очков не только как функциональной вещи, но и как эстетической ценности. Как сочетаются в очках технический и эстетический аспекты? Что же важнее при их создании: свобода творчества или строгие законы производства? Кем должен быть дизайнер очковой оптики: инженером или художником? Мнения на этот счет весьма различны. Многие оптики и часть производителей считают, что хорошие очки может создать только специалист, а другие производители, напротив, приглашают к сотрудничеству дизайнеров, никогда прежде не работавших в этой отрасли.
На тему взаимоотношений дизайна и технологии мы решили поговорить с Софи Бенн, начальником производственного отдела компании «Alain Mikli». Ведь именно в коллекциях этой компании мода и технология достигают наивысшей гармонии:
– Что в первую очередь ищут дизайнеры при создании коллекции очков: новую техническую идею или новую художественную концепцию?
– Это зависит от «лица» коллекции. На самом деле, если марка позиционируется как технически новаторская, призванная дать потребителю нечто новое в техническом плане, например повышенный комфорт, то в этом случае основное внимание уделяется технической стороне, которая становится, таким образом, основой для эстетических поисков. С этой целью проводятся специальные исследования, позволяющие предложить новую техническую концепцию, которая затем «одевается» стилистически и приобретает художественную законченность. Если, напротив, сама марка позиционирована как «стильная», то в этом случае именно художественная задача определяет развитие изделия. Конечно, техническая сторона будет тоже поддерживаться на должном уровне, но она будет иметь подчиненное положение по отношению к дизайну оправы.
– В какой степени создание новой коллекции очков ограничено техническими возможностями производства?
– Размеры такого изделия, как очки, а также их составных элементов, равно как и способ их использования потребителями, усложняют и творческий, и производственный процесс их изготовления. На самом деле сложно сделать вещи, которые будут прочными и легкими и в то же время маленькими и эффектными.
– Должен ли, по вашему мнению, дизайнер, работающий с очками, разбираться в производстве: накладывает ли это на него определенные ограничения или, напротив, может служить источником новых идей?
– По моему мнению, для того чтобы быть успешным дизайнером, лучше не быть экспертом в технической стороне вопроса – именно для того, чтобы не задерживаться в настоящем и не ограничиваться техническими возможностями момента. Тем не менее необходимо, чтобы дизайнер интересовался производственным процессом настолько, чтобы иметь возможность проследить за исполнением своей эстетической концепции и предложить подходящее техническое решение.
– Как вы работаете над коллекцией: ее создает один дизайнер или вы работаете в команде?
– Я работаю вместе с Аланом Микли и его командой дизайнеров. Очень трудно выделить некую парадигму совместной работы. Все же если попробовать определить ее самым общим образом, то могу сказать, что иногда они отвечают на просьбы, которые я выражаю, иногда Алан Микли предлагает идею, которая кажется нам интересной. Я со своей стороны занимаюсь «доводкой» коллекции с техническими командами производителей.
– Насколько дизайнеры находятся под воздействием ведущих модных тенденций и насколько важно для них сохранить неповторимость существующего образа и духа коллекции?
– Я всегда думаю о том, чтобы сохранить дух коллекции, придать ей узнаваемость и индивидуальность. Тем не менее если мы хотим сохранить значительные объемы производства и продаж, то должны отслеживать модные тенденции и предлагать актуальный продукт. В настоящее время именно в этом ключе я работаю над коллекцией «Mikli» (именно такое название будет теперь носить коллекция «Mikli by Mikli»).
– Наблюдают ли дизайнеры непосредственно за производственным процессом изготовления очков от начала до конца или доверяют это инженерам и технологам?
– Опять же это зависит от сложности самого изделия. Если оно очень сложное, то работа с производственниками ведется непрерывно (так, например, происходит с коллекциями «Starck Eyes» или «Alain Mikli»). Что касается коллекции «Mikli» – это более простые очки, и я полагаюсь на производственников: они находят соответствующие технические решения, а мы принимаем их предложения.
Несомненно, что в очках всех коллекций для успеха необходимо единство трех составляющих: творчества, технологии и моды. В зависимости от общего направления деятельности компании и позиционирования конкретной коллекции для каждой из них какая-то одна составляющая оказывается доминантной. Так, мода главенствует в коллекциях оправ и солнцезащитных очков «Gucci» и «Prada», технология определяет стиль коллекций «Lindberg» и «Cottet», а для компании «Alain Mikli» — как это следует из слов Софи Бенн и становится очевидным при взгляде на любые очки «от Микли» — важнейшим остается творческая концепция дизайнера и членов его команды.