Поддельные очки: бороться или игнорировать?

В нашей загадочной стране точных данных о количестве контрафактных оправ и солнцезащитных очков нет. Как нет и единого мнения о степени их вредоносности и способах борьбы.

На сегодняшний день около 7% товаров на международном рынке — это контрафактная продукция, и не считаться с этим нельзя. На страницах нашего журнала мы уже не раз поднимали эту тему, однако, судя по всему, она не потеряла своей актуальности. В последнее время все больше стран, правительств и международных организаций обращают внимание на данную проблему и ищут способы борьбы с ней. С другой стороны, раздается немало голосов и тех, кто считает контрафакцию естественным явлением свободного рынка и уверен, что никаких специальных методов борьбы с ней быть не должно. 

Считаем потери

Единственное, с чем согласны практически все участники мирового рынка, – это то, что контрафакция существует повсюду и наносит компаниям-производителям весомый материальный урон. Так, по приблизительным оценкам итальянских исследовательских организаций, ущерб итальянской промышленности, наносимый ей контрафакцией товаров, составляет от 12,3 млрд до 17,8 млрд евро в год. Убытки, понесенные Министерством финансов Италии в 2004 году, оцениваются в 1,2–1,8 млрд евро. Если не принимать во внимание сигареты, то за 2000–2003 годы основными товарами среди конфискованных в Италии подделок были аудиокассеты, CD- и DVD-диски (14,7% всей продукции), аксессуары, особенно сумочки и солнцезащитные очки (10,4%), и игрушки (3%). Главными «жертвами» контрафакции являются компании-производители, которые несут убытки как за счет прямых потерь (снижение продаж вследствие разницы между стоимостью оригинального продукта и подделки), так и за счет косвенных потерь (когда покупатель приобретает подделку, принимая ее за оригинал, что приводит к сокращению рынка сбыта). По оценке Союза французских производителей, контрафакция затрагивает половину местных компаний; в 2004 году она нанесла экономический ущерб как в денежном выражении – на сумму 6 млрд евро, так и в виде потери тысяч рабочих мест.

По данным Европейской комиссии, маршруты и тип контрафактных товаров все время меняются. Их поставщики готовы на все ради проникновения на территорию Евросоюза, поэтому каждый раз разрабатывают новый путь и назначают новое место доставки. Если таможня одной страны ловит их, они пытаются ввезти свой товар через другую. Поэтому год, очень успешный по показателю конфискации поддельных продуктов, часто сменяется менее показательным. Больше всего контрафактной продукции – 60% – поступает из Китая, 6% – из Гонконга, 3% – из Малайзии, 2,5% – из Тайваня, 2% – из Бенина, 2% – из Объединенных Арабских Эмиратов, 24,5% – из других мест (причем они не обязательно являются настоящим местом производства контрафакции). Для поддержания максимальной секретности местоположения фабрик пиратские организации рассылают свою продукцию непрямыми путями, через несколько стран, по второстепенным маршрутам. Поэтому крайне трудно определить истинное место производства подделок.

В России точные цифры товарооборота контрафактных изделий не назовет никто, но по неофициальным данным оборот в стране фальсифицированной продукции, включая товары народного потребления, оценивается в 4–6 млрд долл. США в год. Сегодня подделывают почти всё: от швейцарских часов (которых в России продают в 7 раз больше, чем выпускают в Швейцарии) до продуктов питания. И конечно же, объектами подделок (причем в немалых количествах) являются и солнцезащитные очки, и оправы для корригирующих очков. 

Борьба идет!

Нельзя сказать, что правительства и ассоциации производителей не пытаются принимать каких-то мер по ограничению распространения подделок. Все чаще появляется информация об аресте и уничтожении (часто публичном) контрафактных товаров. Как правило, эти акции оплачивают производители легальной продукции «прототипа» и их объединения. Не удивительно, что флагманом борьбы с подделками в секторе очковой оптики стала Итальянская ассоциация производителей оптики (ANFAO). Так, 20 апреля 2004 года ANFAO оплатила расходы, связанные с уничтожением 5 тыс. поддельных очков, общая стоимость которых составляла приблизительно 1 млн евро. По официальным данным таможенной службы Италии «Guardia di Finanza» 2004 год завершился с большими объемами изъятой контрафактной продукции во всех категориях: от одежды до аксессуаров – в целом 86 млн предметов. В относительных величинах оптический сектор оказался самым пострадавшим: количество поддельных очков, задержанных на таможне, в 3 раза превысило показатель 2003 года (прирост 286%) и составило 502 115 очков – более чем полмиллиона! 

За последние два года работа по изъятию и уничтожению контрафактной продукции существенно активизировалась. Так, например, в июле 2006 года на пресс-конференции, прошедшей во Дворце святого Джорджио в Генуе, было доложено об уничтожении крупной партии товаров с логотипом «Louis Vuitton» (60 тонн). В данном случае финансировала уничтожение изъятых продуктов с этим престижным логотипом сама компания «Louis Vuitton».

12 июля 2005 года Европейская комиссия приняла предложения по директиве и проекту борьбы с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Целью предложенных мер является реформа национального уголовного права и усиление кооперации европейских стран в борьбе с контрафакцией и пиратством, которые часто поддерживаются криминальными организациями. Эти предложения относятся ко всем видам нарушения прав на интеллектуальную собственность. В частности, в вышеназванной директиве все преднамеренные нарушения прав на интеллектуальную собственность в целях получения выгоды, а также попытки, содействие или соучастие и подстрекание к таким нарушениям предлагается рассматривать как уголовные преступления. Предложения по проекту борьбы с нарушением прав на интеллектуальную собственность устанавливают степень уголовной ответственности правонарушителей: минимум 4 года тюремного заключения, если в преступлении участвует организованная группировка или если деятельность подвергает риску общественное здоровье или безопасность. Кроме того, в этих случаях будет налагаться штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. евро. Предложение также разрешает государствам – членам Евросоюза ужесточать наказание. Комиссия полагает, что этот ясный политический сигнал, отражающий отношение к борьбе с пиратством и контрафакцией, будет поддержан правительствами европейских стран и другими сторонами, заинтересованными в такой борьбе.

Помимо запретительных мер принимаются и согласовательные. В частности, европейские правительства заключают договоры с Китаем о совместных действиях против производителей контрафактных товаров, стремясь выработать общую политику, и встречают со стороны китайских официальных органов вполне положительную реакцию, которая, впрочем, пока не ведет к коренному изменению ситуации.

В то время как правительства принимают необходимые решения, участники рынка предпринимают самостоятельные попытки бороться с контрафакцией. Так, на выставке «MIDO» уже в течение ряда лет работает специальный комитет по обнаружению подделок. Компания, уличенная в контрафакции или плагиате, изгоняется с выставки. Пытаются что-то сделать и отдельные производители. Так, австрийская компания «Silhouette», специализирующаяся на производстве оправ для солнцезащитных и корригирующих очков, боролась и борется с контрафакцией сверхлегких титановых моделей коллекции «Titan Minimal Art», которые были созданы в 1999 году и к настоящему времени разошлись по миру в количестве свыше 4 миллионов. Компания «вылавливает» подделки по всему миру, проводит большую разъяснительную работу с потребителями, работает только с заслуживающими доверия партнерами.

И все же, несмотря на все предпринимаемые шаги, количество подделок не уменьшается. Становится все более очевидным, что без активного вмешательства общества и всех участников рынка победить контрафакцию невозможно. А общество далеко не всегда готово поддержать правообладателей и компетентные органы в этой борьбе. Так, в Швеции даже создана политическая партия «аудиопиратов», которые выступают за изменение или даже отмену законодательных актов, касающихся авторских прав. Не вызвали энтузиазма у многих и показательные задержания и штрафование туристов, приобретших заведомо поддельные солнцезащитные очки, – хотя эти случаи получили широкий резонанс и попали в телевизионные выпуски новостей во всех странах, включая Россию. 

Поддельные очки в России…

В нашей загадочной стране точных данных о количестве контрафактных оправ и солнцезащитных очков нет. Как нет и единого мнения о степени их вредоносности и способах борьбы. Многие компании считают, что от подделок их защитит высокое качество представляемых ими коллекций. Такого мнения придерживаются, например, специалисты компании «optic DIAS», «Луйс-Оптика» и некоторых других. Тем не менее последние действия государства свидетельствуют о том, что так или иначе эта проблема будет решаться: руководящие указания уже даны. Однако пока все происходит по вполне традиционной и для других стран схеме: в настоящее время поддельные очки как модных, так и оптических брендов можно приобрести как в переходах и на рынках, так и у не слишком добросовестных оптиков. Притом в том случае, если речь идет об оптиках, то вместе с поддельными оправами и солнцезащитными очками, как правило, желающим предоставляется и столь же липовая документация, которая убедит всех, кроме, конечно, сотрудников ОБЭП. Но их не так уж много... 

Довольно часто, предлагая клиентам контрафактную продукцию, недобросовестные поставщики предлагают им «нарисовать» на модели тот логотип, который нужен. Правда, случаются и у нас задержание товаров и конфискация. Так, всем памятны акты изъятия товара известных московских оптовиков в 2004–2005 годах. Задерживают и единичных нарушителей. Например, летом 2005 года на Пулковской таможне задержали гражданина Китая, который пытался тайно провезти более тысячи солнцезащитных очков. Но всем понятно, что это капля в море. Кроме того, такие акции, как правило, становятся не столько результатом скоординированных действий правоохранительных органов, сколько следствием инициативы все тех же пострадавших правообладателей или других заинтересованных лиц. Да и серьезных наказаний за задержанием не следует. Так, после задержания крупной партии подделок один из российских импортеров обратился в правоохранительные органы с вопросом, может ли он подать в суд на компанию, которая производит или продает очки под той маркой, изделия которой он легально распространяет на территории России. В ответ ему разъяснили, что таким правом может воспользоваться только владелец бренда – один из крупнейших в мире торговых домов, который в данном случае не стал предпринимать никаких шагов.

Нина Николаевна Чулкова, главный специалист отдела эксклюзивных оправ компании «Луйс-Оптика», считает, что пока эффективных способов борьбы с контрафакцией не существует, а «угроза с Востока» многими недооценивается. При этом страдают, как правило, потребители. Ведь часто маркировка поддельных очков не имеет ничего общего с оригиналами. Например, на многих контрафактных очках можно увидеть надпись «nickel free» (без никеля). Такая маркировка является важной технической характеристикой материала оправы, влияющей на здоровье носителей. Но ведь на самом деле доля очков, сделанных без применения никеля или его добавок, на рынке не так уж велика. Если такую, якобы безвредную оправу купит человек, склонный к аллергическим реакциям, его здоровье может пострадать. А кто будет в этом виноват и кто понесет за это ответственность?

В настоящее время одной из немногих российских компаний, которые последовательно борются с производителями и продавцами контрафактных очков, является ООО «Эталон», российский представитель фирмы «Polaroid eyewear». Компания тесно сотрудничает с органами правопорядка и со всеми сознательными гражданами, которые сообщают ей о случаях появления подозрительных очков «Polaroid» в их городе или регионе. В результате проводимой в этом направлении работы уже несколько оптических магазинов вынуждены были заплатить штрафы или даже приостановить свою деятельность, а кроме того, был прикрыт существующий на территории России центр по производству поддельных очков «Polaroid».

Другие компании, как правило, выбирают политику игнорирования, надеясь на то, что высокое качество и дизайн их брендовой продукции сами защитят себя от подделок. Так, Евгений Васильевич Гревцов, руководитель компании «Нью-Оптика», основной проблемой российского рынка считает не контрафакцию, которая, по его мнению, постепенно «маргинализуется» и уходит на рынки и лотки, а серый импорт, поддерживающий недобросовестную конкуренцию. Представители оптической общественности, с которыми мы обсуждали данную тему, пока разделяют эту точку зрения. Их аргумент в пользу спокойного отношения к подделкам заключается в том, что потребитель уже познал вкус качественной продукции и почувствовал разницу между настоящим и поддельным «Диором», так что розница будет вынуждена подстраиваться под спрос. Кроме того, как, например, считает Александр Гольдман, директор петербургского представительства компании «optic DIAS», в наш век глобального информационного пространства факт того, что в каком-то магазине кто-то купил подделку и узнал об этом, становится достоянием не пары десятков человек, а гораздо большего числа людей. И все меньше магазинов будут готовы подвергать себя опасности потери репутации. Если судить по форумам сайта «Очки.net», где эта тема звучала не раз и всегда приводила к бурным дебатам, такое мнение представляется вполне обоснованным.

Вероятно, сейчас довольно трудно предсказать, что же будет дальше: осядет ли контрафактный товар на рынках или будет по-прежнему смущать умы оптиков и потребителей в оптических магазинах. Слишком много здесь зависит от факторов, лежащих вне оптического рынка.

 

Петр Лавров, Веко 9, 2006
Узнавайте больше по темам:
Сервисы