Как никогда прежде, в этом году солнцезащитные очки становятся близки к коллекциям одежды и других аксессуаров модных домов. Видимо, оптические дизайнеры с энтузиазмом восприняли новый поворот моды от слепящего гламура к более сдержанной элегантности. По мнению модных обозревателей, мода «повзрослела», стала менее кричащей, она стремится к гармонии и обращает больше внимания на базовые ценности. А для создания поистине гармоничного образа аксессуары просто необходимы. Поэтому не удивительно, что солнцезащитные очки стали важным элементом показов всех ведущих модных домов.
Доминировали на показах крупные, сильно изогнутые очки из ацетата целлюлозы достаточно сдержанной цветовой гаммы, а самыми популярными у присутствовавших в зале представителей элиты модной индустрии в этом году стали очки формы «авиатор». Правда, продемонстрированы были только некоторые модели коллекций солнцезащитных очков 2007 года, так что многочисленные зрители узрели лишь малую часть мира очков, который был представлен на выставке «SILMO», прошедшей в Париже в октябре этого года. Что же смогли увидеть и понять гости выставки?
Тенденции
Издание для профессионалов оптического рынка «Cahier du SILMO» выделяет следующие основные тенденции, определяющие направления творчества оптических дизайнеров:
Мир развлечений и удовольствий. Для все большего числа потребителей шоппинг становится развлечением. Особенно это касается молодых людей, которые таким образом удовлетворяют свою жажду удовольствий. Поэтому они часто совершают покупки под воздействием мгновенного импульса. Все чаще в список товаров, приобретаемых без предварительного намерения, попадают солнцезащитные очки. Наиболее эмоционально потребитель реагирует на модные яркие очки в духе легендарной линии Москино «Cheap & Chic» («Дешево и шикарно»), которая иронизирует над так называемыми правилами хорошего тона и предлагает увлекательную игру форм, цветов и декоративных элементов. В этой игре позволено все: от ярчайших красок до обилия пайеток, страз и даже перышек, и в эту игру охотно включаются как дизайнеры, так и потребители.
Возвращение к истокам. Будучи частью современного мира, очки не могут игнорировать и охватившую уже множество аспектов нашей жизни глобализацию, которая настолько напугала творческих людей, увидевших в ней угрозу всеобщей унификации, что они обратились к своим корням. Во многих коллекциях появились ремейки моделей прошлых лет, когда-то принесших успех и создавших уникальный образ марки, сохранить который в условиях глобализации становится все труднее. Но поиск корней ведет дизайнеров еще дальше и возвращает их к природе: диапазон естественных материалов, используемых как для производства оправ и солнцезащитных очков, так и для их отделки, становится все шире. Подтверждением этого может служить, в частности, выполненная целиком из дерева модель компании «Safilo», выставленная в переходе между залами выставки «SILMO» и привлекшая к себе всеобщее внимание посетителей.
Технологизация. Строго по закону единства и борьбы противоположностей, в противовес «естественной» тенденции не меньшие обороты набирает и обращение в оптическом дизайне к достижениям высоких технологий. Использование для производства очков материалов, до этого применявшихся только в космосе, биодизайн, совмещение очков с МР3-плеером, работа над фактурой металлов и пластмасс, которые позволяют придать очкам не только новый внешний вид, но и иные тактильные характеристики, – это и многое другое делают жизнь потребителей более приятной и по-новому раскрывают сущность очков как предмета промышленного дизайна и высокотехнологичного изделия.
Разнообразие и взаимодействие. Как своеобразное противодействие усиливающейся в различных слоях общества ксенофобии, темпы взаимодействия дизайнеров на всех уровнях культуры все более ускоряются, что приводит к повсеместному торжеству стиля «фьюжн», добравшегося и до дизайна солнцезащитных очков. Сочетания металла и пластмассы, стразы на очках спортивной агрессивной формы, этнический геометрический узор на классической прямоугольной модели, бантики и пайетки на очках формы «авиатор» – все эти проявления эклектики убеждают нас в том, что сочетание самых, казалось бы, не подходящих друг другу на первый взгляд вещей может рождать настоящую гармонию.
Форма
Солнцезащитные очки остаются большими, хотя моделей, закрывающих пол-лица, стало несколько меньше. Переориентирововавшись с яркого гламура на спокойную элегантность, дизайнеры в новом сезоне во главу угла ставят комфорт и надежную защиту – и вот очки еще плотнее прилегают к лицу, а их формы становятся еще более изогнутыми и аэродинамическими. Новое рождение получила женственная форма «кошачий глаз», напоминающая о звездах 60-х годов XX века. Эта форма характерна как для крупных гламурных моделей, так и для небольших «интеллектуальных» очков. По-прежнему в коллекциях много очков-«масок», получивших новое развитие благодаря использованию новых материалов для линз, и очков формы «авиатор», навевающих романтические ассоциации с героическими пилотами 30-х годов прошлого столетия.
Материал
Среди материалов пальма первенства, как и в предыдущие годы, принадлежит ацетату целлюлозы. Однако немало и очков, сделанных из других видов пластмассы: пропионата целлюлозы, оптила, гриламида. Широко используется и металл, особенно в сочетании с разными видами пластмассы. При этом комбинации металлов и пластмасс могут служить как функциональным, так и исключительно эстетическим целям. Особенно актуально армирование пластмассовых оправ титаном и металлические аппликации на рамке и заушниках – похоже, самих дизайнеров зачаровывает контраст между холодным блеском металла и мягкой поверхностью пластика. Часты обращения к материалам, придающим очкам дополнительный комфорт: это каучук, различные виды эпоксидных смол, натуральные материалы, такие как рог, кожа, дерево. Они не только служат для придания очкам дополнительного комфорта, но и являются свидетельством того, что такие очки относятся к дорогим и престижным аксессуарам.
Цвет
Хотя палитра сезона по-прежнему характеризуется широкой гаммой разнообразных цветов и оттенков, все же общей тенденцией можно назвать преобладание спокойных темных тонов, различных оттенков серого, черного и коричневого. По-прежнему актуальными остаются сочетания черного и белого или черного и красного. Есть в каждой коллекции и «розовые» очки, причем среди оттенков розового самым востребованным становится изысканный цвет «старой розы», затмивший более яркую фуксию и жизнерадостный поросячий цвет домика Барби. Поражавший воображение зрителей на подиумах цвет морской волны пока еще не стал любимым для дизайнеров солнцезащитных очков. Может быть, это связано с приоритетами потребителей, многие из которых не представляют сине-зеленые очки в качестве атрибута своего гардероба.
Отделка
Акцент в отделке делается не на ее количество, а на эффектные комбинации материалов и цветов, сочетание эстетики и функциональности. Конечно, самым главным украшением солнцезащитных очков остается логотип известной марки: «солнце» любит бренды. И эта тенденция пока не собирается ослабевать. Так что к изображению логотипов компании относятся со всей ответственностью, выкладывая их из страз, украшая пайетками или делая гравировку лазером «на века». Мода на ажурные заушники позволяет многим логотипам стать ажурной вязью, читающейся наподобие изысканных иероглифов и выполняющей как функциональную, так и декоративную функции. По-прежнему актуальны оригинальные принты и узоры в стиле поп-арта.
Каждый сам решает для себя, играть ли ему в игру, предложенную выдумщицей-модой, или оставаться приверженцем раз и навсегда усвоенных эстетических принципов. Коллекции 2007 года предоставляют широкий выбор как тем, кто радостно ждет игрушек нового сезона, так и тем, кто всегда рад встрече с полюбившимся ему однажды стилем или образом. Главное — чтобы сезон начался и яркое солнце заставило каждого вспомнить про солнцезащитные очки и пойти за ними в любимый оптический салон.