Красота – это всего лишь атрибут функциональности. Удивительно, но эта фраза принадлежит Джанфранко Ферре, создателю одного из самых выдающихся модных брендов современности. Его история и легла в основу нашего сегодняшнего материала.
За неделю до показа
В пятницу, 15 июня 2007 года, в миланскую больницу Сан-Рафаэле был срочно госпитализирован тучный седовласый мужчина шестидесяти двух лет в очках той формы, которую обычно выбирают интеллектуалы и люди творческих профессий. Вновь прибывший, кстати сказать, в полной мере соответствовал обеим этим характеристикам.
В течение двух следующих дней вся Италия напряженно следила за тем, как врачи борются за его жизнь. Но увы… В субботу вечером состояние больного, перенесшего в прошлом два инсульта, резко ухудшилось, а в воскресенье, 17 июня, СМИ известили мир о том, что от обширного кровоизлияния в мозг умер один из самых выдающихся дизайнеров нашего времени Джанфранко Ферре, неделю не доживший до показа своей последней коллекции. Его смерть стала тяжелой утратой для всего мира моды, служению которой он посвятил всю свою жизнь.
Архитектор моды
Джанфранко Ферре (Gianfranco Ferre) родился 15 августа 1944 года на севере Италии, в городке Леньяно близ Милана. Говорят, что его родители хотели видеть Джанфранко аптекарем – профессия уважаемая и спокойная во все времена. Однако их сын выбрал архитектуру. В 1969 году он окончил миланский Политехнический университет и даже с блеском защитил диссертацию, получив ученую степень доктора, но, поработав по специальности, вскоре понял, что архитектура не является его истинным призванием. Мода – вот, что по-настоящему манило молодого Ферре. Тем не менее архитектурное образование и сформировавшийся благодаря ему образ мышления всегда оказывали влияние на все, что делал Ферре впоследствии. Его изделия всегда отличались геометрической точностью линий, четкой структурированностью, уравновешенностью объемов и пропорций, элегантной простотой. Не случайно итальянская пресса называла его не иначе, как «архитектор Ферре».
Свои первые шаги в фэшн-бизнесе Ферре сделал в начале 1970-х годов, когда начал заниматься дизайном аксессуаров. В основном это были изделия из кожи: пояса, кошельки, бусы, браслеты… Один из таких браслетов как-то привлек внимание Анны Пьяджи (Anna Piaggi) - редактора итальянского издания журнала Vogue. Она сделала Ферре заказ: придумать аксессуары для одной из фотосессий. Этот опыт в области дизайна оказался удачным и нашел продолжение. Вскоре талантливый молодой дизайнер уже рисовал эскизы плащей для марки San Giorgio и разрабатывал линию популярной в Италии недорогой молодежной одежды Ketch. Чтобы снизить ее себестоимость, производство разместили в Индии, куда в 1972 году командировали и Ферре. Эта страна произвели на Джанфранко неизгладимое впечатление. Здесь он увлекся традиционными индийскими ремеслами, начал изучать техники ткачества и окраски тканей. Влияние индийского костюма – по мнению Ферре, исключительно элегантного и не требующего какого-либо улучшения, а лишь интерпретации – в дальнейшем будет ощущаться в его коллекциях. Именно Ферре станет одним из создателей этнического стиля. Именно Ферре, влюбленный в краски Индии, введет в моду «цвета пряностей» - красного и черного перца, карри, корицы, ванили.
По возвращении из Индии в 1974 году судьба свела дизайнера с его будущим компаньоном Франко Маттиоли (Franco Mattioli) – известным бизнесменом, производителем линий одежды Baila и Dei Mattioli. Он предложил Ферре разрабатывать линию Baila by Ferre. В 1978 году Ферре и Маттиоли учредили компанию Gianfranco Ferre S.p.A., которой суждено было в будущем стать одним из самых влиятельных синдикатов моды во всем мире, и приняли участие в миланской неделе прет-а-порте с коллекцией костюмов Gianfranco Ferre Donna, после которой о Ферре заговорили не только в Италии. В 1982 году он начинает создавать одежду для мужчин, в 1984-м представляет свой первый парфюм. В том же 1984 году увидела свет и первая коллекция оправ и солнцезащитных очков марки Gianfranco Ferre, производителем которой являлась компания Safilo. В 1986 году за заслуги перед отечеством итальянское правительство произвело Ферре в командоры.
«Диор вернулся!»
Предложение заняться прет-а-порте для модного дома Christian Dior Джанфранко Ферре получил еще в 1984 году, однако ответил отказом, мотивируя тем, что он делает свое прет-а-порте и ему этого вполне достаточно. В течение следующих двух лет он уже создавал собственные коллекции высокой моды, имевшие большой успех. В 1989 году Бернар Арно (Bernard Arnault), глава группы LVMH, предложил Ферре стать уже арт-директором дома Christian Dior. Это назначение стало большим событием, если не скандалом, в мире французской моды, учитывая, что до Ферре ни один иностранец не удостаивался чести возглавлять столь престижный дом моды.
22 июля 1989 года Ферре представил свою первую коллекцию от-кутюр для Christian Dior. Говорят, что девяностолетняя Маргерит Каре, правая рука Кристиана Диора (1905–1957), ошеломленная увиденным, воскликнула: «Диор вернулся, я почувствовала, как он ожил на этом подиуме!» За эту коллекцию Джанфранко Ферре был награжден «Золотым наперстком» - высшей французской наградой за достижения в области моды. Заключенный на пять лет контракт с Christian Dior был продлен до 1997 года. До сих пор считается, что творения Ферре были лучшими из всего, что появлялось под маркой Christian Dior со времен ее основателя. В 1997 году Джанфранко Ферре неожиданно для многих (ведь уйти, находясь на пике популярности, не так-то легко) покинул прославленное здание на авеню Монтень. Он вернулся в Италию и сосредоточил свои усилия на собственных коллекциях готовой одежды.
Преемники Ферре
В 2002 году Джанфранко Ферре продал свою марку компании IT Holding S.p.A., при этом оставшись ее креативным директором. Он не дожил до показа своей последней коллекции всего неделю. После смерти Ферре его преемником стал шведский дизайнер Ларс Нилссон (Lars Nilsson), создавший для дома моды Gianfranco Ferre всего одну коллекцию. В 2008 году модный дом возглавили Томмасо Аквилано (Tommaso Aquilano) и Роберто Римонди (Roberto Rimondi). «Для нас большая честь и счастье работать для такого великого бренда, как Gianfranco Ferre, – говорят дизайнеры. – Это имя всегда было для нас мифом. Его врожденная склонность к претенциозным жестам, его приверженность к драматичной архитектурной строгости и его бесподобное знание материалов являются огромным источником вдохновения для нас. Нам хотелось бы быть достойными его»*. Что ж, время покажет, насколько успешным окажется творчество дизайнеров.
Аксессуар особого назначения
По мнению Ферре, очки, будучи самым обыденным предметом, обладают огромным чувственным потенциалом и напрямую связаны с нашей личностью, нашим бытием и нашей индивидуальностью. Не случайно именно очки стали одним из первых аксессуаров, выпускаемых под маркой Gianfranco Ferre. Среди лиц рекламных кампаний очков в разное время были и чернокожая певица Скин, воплощающая собой архетип женственности – изысканность и вечное движение, и голливудская актриса Джулия Робертс, чья энергия, естественность и свободный дух вдохновляли Ферре.
С 2002 года производителем солнцезащитных очков и оправ Gianfranco Ferre является итальянская компания Allison S.p.A.*, стратегия которой направлена на усиление позиции коллекции в ценовой категории класса премиум, в том числе за счет привнесения в нее эксклюзивных и утонченных элементов стиля марки. Для декорирования моделей актуальной коллекции используются кристаллы Сваровски строгой квадратной формы, металлические вставки с отделкой из кожи, элементы из полиметилметакрилата или, как его еще называют, акрилового стекла и, конечно же, логотип марки Gianfranco Ferre, давно ставшей синонимом безупречного вкуса.
Сегодня Gianfranco Ferre - это бренд, олицетворяющий собой не только моду, но и определенный стиль жизни, который можно считать по-настоящему роскошным, принимая во внимание, что истинная роскошь, как считал сам Ферре, никогда не кричит, а лишь шепчет.
*https://www.milani.ru/
** Наряду с коллекцией марки Gianfranco Ferre компания Allison S.p.A. производит также коллекцию молодежной марки GF Ferre.