Lanvin: история с продолжением

Сегодня мы предлагаем вам обратиться к истории марки Lanvin, которая в наши дни ассоциируется не только с летящими воздушными платьями, платьями-баллонами, блестяще декорированными пальто и туфлями- балетками, но и с роскошными оправами и солнцезащитными очками.

 

Далекий 1889 год запомнился парижанам открытием Эйфелевой башни, построенной в память о столетней годовщине Великой французской революции. В том же году в Париже имело место еще одно знаменательное событие, которому на тот момент вряд ли кто придал значение: на улице Фобур-Сен-Оноре появилась шляпная мастерская некой мадемуазель Ланвен (да мало ли шляпных мастерских каждый год открывается в Париже!). Однако пройдет совсем немного времени, и фамилия этой француженки станет символом парижской элегантности, коим и по сей день является. Вот уже более ста двадцати лет.

Козетта по прозванию жаворонок

Lanvin: история с продолжением

Создательница будущего всемирно известного модного дома Жанна-Мари Ланвен (Jeanne-Marie Lanvin) родилась в Париже 1 января 1867 года, став старшей из одиннадцати детей журналиста Бернара-Констана Ланвена (Bernard-Constant Lanvin) и его жены Софи-Бланш Дешайе (Sophie-Blanche Deshayes). Гонораров отца едва хватало на то, чтобы прокормить семью, так что на получение образования девочке рассчитывать не приходилось. Ее жизнь состояла из забот о братьях и сестрах и из работы по дому.

По одной из легенд свою маленькую Козетту - героиню романа «Отверженные» - знаменитый писатель Виктор Гюго, будучи знакомым с семьей Ланвен, писал именно с Жанны. И если так, то можно себе представить, сколь далека она была от того, чтобы быть беспечной.

Начало большого пути

С тринадцати лет Жанна начала работать: вначале - посыльной у модисток, затем поступила на место ученицы в знаменитое в то время парижское ателье мадам Федикс (Fedix). К восемнадцати годам она уже прекрасно справлялась с заказами, и перед ней открылся в путь в Барселону, которая на тот момент являлась одним из центров художественной жизни Южной Европы. Обратно в Париж мадемуазель Ланвен вернулась с твердым намерением начать собственное дело.

В 1889 году она арендовала две небольшие комнаты в доме номер 22 по улице Фобур-Сен-Оноре, в респектабельном районе Парижа, и открыла там мастерскую по пошиву дамских шляп. Почему именно шляп? По мнению некоторых биографов, причины могли носить чисто экономический характер. Тех тканей, которые могла себе позволить закупить весьма стесненная в средствах мадемуазель Ланвен, ни на что другое просто не хватило бы. С другой стороны, мода того времени благоволила к шляпам, они считались обязательным атрибутом женского гардероба, так что выбор Жанны в их пользу мог быть продиктован и этими соображениями. Как бы то ни было, ее шляпы были выполнены столь искусно, с такой фантазией и шармом, что даже избалованные парижские модницы сочли их достойными себя. Так что дела нашей героини постепенно пошли в гору.

В 1896 году она выходит замуж за молодого итальянского аристократа, графа Анри-Жана Эмилио ди Пьетро. Их брак продлился около восьми лет и не был счастливым1: тихой семейной жизни ди Пьетро предпочел скачки и азартные игры. Зато в 1897 году у Жанны родилась дочь, Мари-Бланш Маргерит, которая стала для нее не только ангелом-вдохновителем (материнство с новой силой пробудило в Жанне ее творческое начало), но и смыслом жизни. Трепетная любовь матери к дочери, кстати говоря, нашла отражение в эмблеме дома Lanvin, на которой изображены Жанна и маленькая Мари-Бланш в атласных платьях и знаменитых «ланвиновских» шляпах. С 1922 года и по сей день эта эмблема украшает собой все этикетки и упаковки изделий Lanvin. Впрочем, не станем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.

Lanvin: история с продолжением 1

Для дочек и мам

Вольно или невольно, Жанна Ланвен стала олицетворением нового для начала XX века типа женщины, успешной как в материнстве, так и в бизнесе. Тем более примечательно, что для того, чтобы преуспеть в делах, Жанна не стремилась во что бы то ни стало привлечь на свою сторону сильных мира сего, заручиться их симпатией и поддержкой. Она избегала публичности, держалась в стороне от светских мероприятий, а в своих поступках руководствовалась лишь собственной интуицией и... потребностями своего ребенка.

Так, выбирая наряды для подрастающей Мари-Бланш, она обнаружила, что детская одежда, которую было принято носить в то время, была совершенно для детей не приспособлена и представляла собой лишь уменьшенную копию взрослой. Сей факт побудил ее к тому, чтобы самой начать шить одежду для дочери. Это сейчас идея создания детской одежды кажется нам абсолютно естественной, а тогда, в начале XX века, она носила поистине революционный характер. В 1908 году Жанна Ланвен представила свою первую детскую коллекцию Enfant2. Ее очаровательные, украшенные вышивкой платьица привели в восторг не только юных модниц, но и их мам, так что Жанне не оставалось ничего иного, кроме как заняться и их гардеробом.

Lanvin: история с продолжением 2

Первая «взрослая» коллекция Жанны Ланвен, приуроченная к открытию модного дома Lanvin, увидела свет в 1909 году и была адресована как совсем юным, так и зрелым женщинам. Коллекция произвела большое впечатление на парижан. Многое в ней, прежде всего яркие чистые цвета, нарядная отделка, было, как ни странно, заимствовано у детской коллекции. В результате Жанна Ланвен стала первым кутюрье3 который одевал в едином стиле женщин разных возрастов.

Lanvin: история с продолжением 3

Особенности стиля Lanvin

Мадам Ланвен использовала новый для своего времени прием драпировки тканей, который позволил ей создавать женственные и романтичные платья. Она ввела в моду мягкие складки-нервюры, делавшие женщин похожими на античных богинь. Для ее стиля были характерны изысканные вышивки, роскошная отделка бисером, а также мозаика из кусочков цветного стекла, зеркала и металла. Своим фирменным цветом Жанна выбрала насыщенный голубой4 - цвет голубого неба и лавандовых полей, который впервые увидела на фресках знаменитого флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико во время одного из путешествий по Италии.

Lanvin: история с продолжением 4

Любя в женщине именно ее женскую составляющую, она не изменила своим идеалам даже тогда, когда в моду вошел стиль «ля гарсон» («мальчик»), и юбки укоротились до колена. Длинные романтичные платья Ланвен с пышными юбками-кринолинами, которые вошли в историю моды как robes de style, или «стильные платья», не имели аналогов и стали своего рода признаком принадлежности к высшему обществу: в них появлялись на официальных приемах, шли под венец5, снимались в кино и даже короновались.

Расцвет дома Lanvin

Двадцатые годы XX века стали для дома Lanvin временем активного роста. В 1920 году была создана дизайн-студия Lanvin Decoration. Руководил ею талантливый декоратор Арман-Альбер Рато (Armand-Albert Rateau), которого в то время называли «маэстро формы». В 1923 году была создана линия Lanvin Sport, годом позже появилась парфюмерная линия. По сути Жанна Ланвен была первым модельером, который создавал не просто красивые вещи, а некий стиль жизни. К середине третьего десятилетия прошлого века она пользовалась таким авторитетом, что в 1925 году ее избрали председателем организационного комитета Международной выставки декоративных искусств - той самой, что дала название стилю ар-деко, господствующему в Европе в 20-е годы XX столетия. В 1926 году за вклад в индустрию моды Жанне Ланвен вручили орден Почетного легиона, считающийся высшим знаком отличия и официального признания во Франции.6 В том же году была запущена линия мужской одежды Lanvin, которая имела немалый успех у членов Французской академии и представителей аристократии.

История одного соперничества

В 1927 году, через два года после появления на рынке парфюма «Шанель № 5» (Chanel No. 5), дом Lanvin представил свой новый аромат «Арпеджио» (Arpege)7, по сей день считающийся одной из вершин мировой парфюмерии. Есть мнение, что этот аромат превзошел по популярности «Шанель № 5», который выпускала Коко Шанель. Как бы то ни было, отношения между двумя гранд-дамами высокой моды с его появлением совсем разладились.

Впрочем, для мира моды их соперничество носило не разрушительный, а, напротив, созидательный характер. Согласно легенде в 1930-е годы именно конкуренция между ними подтолкнула Жанну Ланвен к тому, чтобы заказать себе очки у Луи Картье (Louis Cartier). Ювелир создал для нее модель Panthere - «Пантера», выполненную из белого золота и инкрустированную 127 темными бриллиантами, так называемыми sauvage8 diamonds, весом по 1,3 карата, и 429 белыми бриллиантами весом по 3,2 карата (заметим, компания и сегодня изготавливает эту модель в индивидуальном порядке). В качестве элемента декора выступала пантера, глаза ей заменяли сапфиры. И вот в то время, когда Жанна Ланвен щеголяла в очках, мадемуазель Габриель Шанель была вынуждена довольствоваться лорнетом. Вот такая занятная история, которая немного отвлекла нас от основной канвы повествования. Вернемся же к ней.

Lanvin: история с продолжением 5

Время тяжёлых испытаний

Свою работу дом Lanvin не приостановил даже c началом Второй мировой войны. К изделиям дома того времени относится знаменитое вечернее платье Lanvin с низким вырезом на спине под названием «Свобода» (Liberty), а также бледно-розовое дневное платье «Свободная Франция» (Free France). Послевоенный же период стал для дома Lanvin временем тяжелых испытаний. Общая нестабильность положения обострилась после смерти Жанны Ланвен в 1946 году. Бразды правления домом перешли к ее дочери Мари-Бланш, которая заботливо руководила делами вплоть до своей кончины в 1958 году. Затем дом Lanvin перешел к племяннику мадам Ланвен - Иву Ланвену.

В разные годы на дом Lanvin трудились такие дизайнеры, как Антонио Кастильо (Antonio Castillo), Жюль-Франсуа Крахе (Jules-François Crahay), Клод Монтана (Claude Montana), Эрик Берже (Eric Bergère), Доминик Морлотти (Dominique Morlotti), Осимар Версолато (Ocimar Versolato), каждый из которых был по-своему талантлив, однако не настолько, чтобы вернуть модному дому его прежние блеск и славу и уж тем более возвести его на новую высоту.

Lanvin: история с продолжением 6

Новая жизнь Lanvin

В 2001 году новым креативным директором легендарного, но уже несколько обветшавшего дома Lanvin был назначен израильтянин Альбер Эльбаз (Alber Elbaz), чей путь к вершинам моды был столь же непростым, сколь и путь самой Жанны Ланвен. Его жизнь в детстве и юности была сопряжена с лишениями. Его история - это история семьи эмигрантов, которые переехали из Марокко в Израиль, где им все пришлось начинать с нуля. Впрочем, по мнению Альбера Эльбаза, лишения прекрасно стимулируют воображение - качество, крайне необходимое любому дизайнеру. В стенах модного дома Yves Saint Laurent, где он трудился до своего прихода в Lanvin, его воображению было тесно. Там он все время боялся то слишком строго придерживаться рамок основного стиля марки, то оказаться вне его.9 В конце концов он устал от своих обязательств. Lanvin подарил ему долгожданную свободу. Взамен Эльбаз не только возродил его славу, но и сделал удивительно много для того, чтобы создать новый женский образ и стиль, которые сегодня неотделимы от Lanvin.

Lanvin: история с продолжением 7

Альбер Эльбаз «научил» закрытые серенькие платьица быть нарядными и сексуальными, лишил вульгарности и агрессии яркие открытые наряды, «подружил» драгоценные ткани - шелк, парчу, органзу - с холстом, плащевкой и шерстяной тканью, стал украшать свои изделия, комбинируя громадные стразы, кружево, вывернутые швы, необработанные края, наружные молнии. Что из всего этого вышло? Вышел непринужденный шик, которым некогда славились изделия марки Lanvin и который получил благодаря Эльбазу новую современную трактовку.

В 2005 году Альбер Эльбаз был награжден престижной премией Союза модных дизайнеров Америки (CFDA) в номинации «Международный дизайнер»; в 2007 году его, как некогда Жанну Ланвен, удостоили звания кавалера французского ордена Почетного легиона, а в мае того же года журнал Time включил его в число ста самых влиятельных людей мира.

Очки как олицетворение новой роскоши

С недавних пор марка Lanvin ассоциируется не только с летящими воздушными платьями, платьями-баллонами, блестяще декорированными пальто, но и с роскошными оправами и солнцезащитными очками, которые сегодня пользуются не меньшей популярностью в Голливуде, чем знаменитые ланвеновские туфли-балетки в середине 2000-х годов.

Lanvin: история с продолжением 8

Солнцезащитные очки Lanvin, производителем которых является итальянская компания De Rigo Vision10, охотно выбирают для себя такие звезды, как Джулианна Мур, Джессика Альба, Жюльет Бинош, Бейонсе, Николь Кидман. В 2012 году последняя была замечена в очках Lanvin модели SLN 504 сначала на Каннском кинофестивале,
а затем во дворе своего дома в Сиднее. «Эта модель позволяет мне быть собой, а не той, кем меня хотят видеть модные дизайнеры. Я же не веду светскую жизнь круглосуточно. Мне также нужны универсальные вещи, которые одновременно подходят и для работы, и для дома, и для отдыха», - объяснила свой выбор знаменитая актриса.11 Ее высказывание является недвусмысленным подтверждением того, что очки Lanvin хоть и олицетворяют собой роскошь, но роскошь новую и необычную, которую нельзя назвать глянцевой и неприступной, ибо она не только не скрывает индивидуальность человека, а, напротив, обнаруживает ее - будь то мужчина или женщина (ведь коллекция включает в себя не только женские, но и мужские модели). И здесь можно даже не говорить о том, что Альбер Эльбаз принимает в разработке коллекций очков самое непосредственное участие, ибо это и так очевидно.

«Ив Сен-Лоран дал женщинам власть, Шанель сделала их свободными. Когда я пришел в Lanvin, то подумал: а что же я могу дать женщинам?» - поделился своими размышлениями в одном из интервью Альбер Эльбаз.12 Ответ пришел ему однажды в виде СМС-сообщения от подруги из Нью-Йорка, которая ехала в суд, чтобы наказать своего властного экс-супруга. Она написала: «Альбер, я сейчас в шелковом наряде от Lanvin и чувствую себя защищенной». По словам дизайнера, это был самый приятный комплимент из тех, что ему когда-либо приходилось слышать. Остается только удивляться тому, насколько хорошо Альбер Эльбаз понял нас, современных женщин, которым больше всего на свете сегодня хочется чувствовать себя защищенными. И самое ценное в этом то, что он даже знает, как нас защитить.

1 Согласно общепринятой версии, со своим вторым мужем, журналистом Ксавье Меле, Жанна тоже не была счастлива. Муж был больше увлечен работой, нежели женой. Добившись поста посла французского консула, он переехал в Англию, и их отношения постепенно сошли на нет.

2  Дом Lanvin разрабатывал детскую одежду вплоть до 1935 года. Спустя почти столетие Альбер Эльбаз решил вернуться к истокам и запустил линию детской одежды класса премиум для девочек в 2011 году.

3  В том же 1909 году Жанна Ланвен присоединилась к французскому Синдикату высокой моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) и получила официальный статус кутюрье.

4  Позднее к нему добавился фирменный зеленый, который Жанна Ланвен отыскала на полотнах испанского художника Веласкеса. Со временем к голубому и зеленому добавился еще и ее фирменный розовый цвет, который она назвала «розовый Полиньяк» - в честь своей дочери Мари-Бланш, по мужу Полиньяк.

5 Свою первую коллекцию подвенечных платьев Жанна Ланвен представила в 1911 году.

6 Через 12 лет после того, как Жанна Ланвен стала кавалером ордена Почетного легиона, она была удостоена звания офицера этого ордена.

7 Авторство оформления флакона духов Aprege, выполненного в стиле ар-деко, принадлежит Арману-Альберу Рато.

8 Sauvage (фр.) - дикий.

9См.: Beugnier C. (Бойгнир К.). Альбер Возлюбленный // www.stylepages.lv [сайт]. URL: https://www.stylepages.lv/index.php?id=1927&t=ru/person/mode (дата обращения: 11.02.2013).

10 Помимо Lanvin в портфель компании наряду с домашними брендами Lozza, Police и Sting входят такие лицензионные марки, как Celine, Chopard, Ermenegildo Zegna, Escada, Fila Eyewear, Furla, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Loewe.

11 URL https://www.newoptica.ru/catalog/information/lanvin/ (дата обращения: 11.02.2013).

12 Alexander E. Alber's Philosophy // Vogue News : [сайт]. URL: https://www.vogue.co.uk/article/alber-elbaz-on-drugs-designer-pressure-and-his-ysl-dismissal (дата обращения: 10.02.2013).

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ: СЕРАФИМА ЧЕБОТАРЬ - LIVEJOURNAL (CHEBOTAR.LIVEJOURNAL.COM, FASHION BANK, GOOGLE BOOKS, LA FEMME MODERNE,MYJANE, LANVIN, VOGUE, WIKIPEDIA, А ТАКЖЕ КНИГИ «ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ? ОЧКИ ОТ А ДО Я» (ALBARELLO, A. FOR YOUR EYES, ONLY? EYEWEAR FROM A TO Z / ALESSANDRA ALBARELLO, FRANCESCA JOPPOLO. MODENA : LOGOS, 2007)

Eленa Чуланова, журнал «Веко», 2/2013


Узнавайте больше по темам:
Сервисы