Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е

Предлагаем вашему вниманию портрет 1970-х годов, сотканный из стереотипов и символов этого времени. К последним следует отнести и очки…

«В шестидесятые все интересовались всеми. В семидесятые все начали всех бросать. Шестидесятые были переполнены. Семидесятые - абсолютно пусты» - так охарактеризовал два этих десятилетия король поп-арта Энди Уорхолл1. Ну а мы хотели бы предложить вашему вниманию свой словесный портрет 1970-х годов, созданный через стереотипы и символы этого времени.2

Тревожность общественных настроений

На волне террористического радикализма 1970-х годов с характерными для него захватами заложников, взрывами на улицах городов и угонами самолетов главным общественным движением3 десятилетия становится движение за мир, начало которому было положено еще в 60-е годы XX века. В то же время в семидесятые возрастает и значимость других движений. Так, с осознанием реальной угрозы глобального экологического кризиса как прямого следствия научно-технического прогресса и неограниченного индустриального роста как никогда актуальными становятся вопросы сохранения окружающей среды. Происходит активный рост экологического движения, которое в 1980-е годы станет вполне серьезной политической силой.

Помимо необходимости решения вопросов сохранения мира и защиты окружающей среды в 1970-е годы общество также оказалось перед лицом серьезных экономических проблем: энергетический кризис, произошедший из-за обострения обстановки на Ближнем Востоке зимой 1972-1973 годов, привел к началу кризиса экономического - первого крупного послевоенного кризиса, обернувшегося для многих безработицей, неустроенностью и депрессией, лекарства от которой порой выбирались самые радикальные. Так, одним из порождений кризиса стало возникновение движения панков, чей протест против общества выражался в их шокирующем внешнем виде4.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е
Одним из порождений кризиса 70-х годов прошлого века стало возникновение движения панков, чей протест против общества выражался в их шокирующем внешнем виде

«Я хочу умереть в джинсах»5

Итак, главной составляющей семидесятых стало стремление людей к свободе выбора во всем, в том числе и в одежде. Под влиянием потребителей, переставших подстраиваться под стандарты и утративших желание соответствовать существующим канонам, мир моды тоже должен был измениться. «Модно то, что вам идет», - пожалуй, так можно сформулировать главный модный принцип десятилетия, через которое пронеслось множество стилей: ретро, хиппи, милитари, сафари, диско, унисекс, этнический, классический, романтический, фольклорный, бельевой, спортивный и даже так называемый диффузный стиль, в основу которого изначально была заложена дизайнерская эклектика6.

Впрочем, независимо от выбранного стиля одна вещь в гардеробе модника того времени все-таки обязана была присутствовать. Эта вещь - джинсы. В 1970-е сшитые из денима джинсы перестают ассоциироваться с униформой ковбоев, фермеров и протестующей молодежи и становятся вполне пристойной одеждой, которая годится на все случаи жизни. В условиях инфляции и отсутствия у людей возможности много тратить на свой гардероб демократичные джинсы, которые в то время сочетали с приталенной рубашкой-батником или свитером с высоким воротником-стойкой (широко известным в нашей стране под названием «водолазка»), становятся идеальным решением актуальной во все времена проблемы «что надеть». Впрочем, джинсы выбирают не только те, кто стеснен в средствах, но и люди весьма состоятельные: на фоне финансовых потрясений быть расточительным и приобретать наряды от-кутюр считается почти неприличным.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 1
В семидесятые сшитые из денима джинсы перестают ассоциироваться с униформой ковбоев, фермеров и протестующей молодежи

Женщина новой эпохи

Наряду с антивоенным и экологическим к числу наиболее успешных общественных движений 1970-х годов, несомненно, следует причислить и движение за права женщин. «Нелегко было быть женщиной в обществе, в котором мы существовали только в качестве жен, матерей и дочерей», - вспоминает Антуанет Фук (Antoinette Fouque), психоаналитик и политолог, бывший депутат европейского парламента и одна из соучредителей «Движения за освобождение женщин» (Mouvement de Libération des Femmes, MLF) - группы, созданной в 1968 году7.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 2
В 1970-е годы мысль о том, что женщина должна иметь равные с мужчиной права, получила широкое признание

В 1970-е мысль о том, что женщина должна иметь равные с мужчиной права, получила широкое признание; были достигнуты значительные успехи в закреплении за женщиной равных с мужчиной возможностей в профессиональной сфере. Под воздействием этих изменений самосознание женщины меняется. Она более не желает быть ни идеальной домохозяйкой, коей охотно была в 1950-е, ни подружкой главного героя, как в 1960-е, и стремится к покорению карьерных вершин. Теперь ее гардероб немыслим без брючного костюма. В создании оного в семидесятые весьма преуспел итальянский кутюрье Джорджио Армани (Giorgio Armani), чья звезда высоко взошла на модном небосклоне именно в это десятилетие. Делая же макияж глаз (в 1970-е он отнюдь не утратил своей актуальности), деловая женщина тщательно следила за тем, чтобы между очками и макияжем не было яркого контраста, и предпочитала сдержанные тона и прозрачную пастель.

Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 3
Делая макияж глаз, деловая женщина тщательно следила за тем, чтобы между очками и макияжем не было яркого контраста, и предпочитала сдержанные тона и прозрачную пастель

В начале 70-х годов прошлого века основными покупательницами очков были женщины среднего возраста - на это, в частности, указывает Б. Михаэль Андрессен, автор книги «Очки: от предмета потребления к объекту культа», вышедшей в свет в Штутгарте в 1998 году8. Им оптики обычно рекомендовали неброские очки с имеющими легкую окраску линзами, руководствуясь тем, что, с одной стороны, такие очки обеспечат защиту глаз, а с другой - помогут женщине заретушировать первые морщинки. Весьма кстати для покупательниц средних лет оказалось и то, что в семидесятые в моду вновь вошли очки, декорированные стразами: притягивая к себе взгляды, они отвлекали внимание окружающих от возраста обладательницы очков.

Очки невиданных размеров

И все-таки главной чертой, кардинально отличающей очки семидесятых от очков более ранних периодов, являются их доселе невиданные размеры. Предпосылкой для появления «крупногабаритных» очков в 1970-е годы стало продвижение на рынок полимерных линз, гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла9.

Если в 1940-е диаметр очковой линзы составлял 47 мм, то в 1973-1974 годах он увеличился уже до 62 мм, а в конце десятилетия и вовсе достиг 70 мм. Необходимость в линзах большого диаметра была продиктована стремлением разработчиков максимально расширить границы поля зрения пользователей очков. Это благое намерение имело, правда, не совсем хорошие последствия для обладателей таких очков: огромный диаметр линзы сферического дизайна вызывал существенные искажения при взгляде через периферические области линзы. Тем не менее модников это, по всей видимости, мало смущало.

Очки в ярких оправах «размера XXL» великолепно «рифмовались» с модным в 1970-е годы стилем диско, к атрибутам которого относят сексуальные облегающие брюки из атласа, туфли на высоком каблуке, массивные сверкающие украшения. Большой популярностью в те годы пользовалась модель с креплением заушников к нижней части рамки - время от времени, к глубокому удовлетворению поклонниц стиля ретро, ее «цитируют» и современные дизайнеры.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 4
Очки в ярких оправах «размера XXL» великолепно «рифмовались» с модным в 1970-е годы стилем диско. Коллекция солнцезащитных очков Futura компании Silhouette

Если же говорить о нынешних коллекционерах очков, то в наследство из 1970-х многие из них хотели бы получить «экспонаты» из коллекции солнцезащитных очков Futura, которая была выпущена австрийской компанией Silhouette в 1973-1974 годы, то есть до того момента, как компания всерьез увлеклась безободковыми конструкциями. Авторство коллекции Futura принадлежит дизайнеру Доре Деммель (Dora Demmel). Ее необычайно яркие фантазийные модели, представлявшие собой скорее объект дизайна, нежели очки в традиционном понимании (разрабатывая эту коллекцию, дизайнер такую цель, строго говоря, перед собой и не ставила), не остались незамеченными и попали не только на страницы модных журналов, но и на киноэкраны. Так, именно они «получили роль» в немало нашумевшем французском фильме «Эммануэль», вышедшем на экраны в 1974 году.

Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 5
«Никто не знает солнце лучше, чем Polaroid», – гласил рекламный слоган компании Polaroid

«Авиаторы» устремляются в массы

Наш рассказ об очковой моде 1970-х был бы далеко не полным, не коснись мы очков формы «авиатор», переживших в данное десятилетие свое второе рождение. Случилось это после того, как в 1969 году в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой в одной из главных ролей. Очки-капли его героя, рокера-хиппи, напоминающие те, что во время Второй мировой войны носил генерал американской армии Дуглас Мак-Артур (Douglas MacArthur), первыми оценили молодые мужчины из числа поклонников Фонды. Впрочем, очень скоро «авиаторы» перестали быть исключительно их прерогативой, став наряду с джинсами символом стиля унисекс - одного из главных (если не самого главного) стиля эпохи семидесятых.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 6
После того как в 1969 году в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой в одной из главных ролей, очки-капли его героя первыми оценили молодые мужчины из числа поклонников Фонды

На волне любви к «авиаторам» в 1970-е их начинают создавать как из металла, так и из пластика. Кроме того, впервые производители используют оправы этой формы не только для солнцезащитных, но и для корригирующих очков, адресуя их в первую очередь молодым покупателям. В этой связи весьма примечателен текст рекламной кампании фирмы Cazal 1974 года, направленный на продвижение очков формы «авиатор»: «Лицу молодого покупателя она придает недостающую ему характерность, в облик же взрослого человека привносит юношескую окрыленность»10.

Интересно, что характерная деталь «авиаторов» - планка, соединяющая ободки световых проемов линз и расположенная параллельно переносице, - в последующие годы активно используется дизайнерами при разработке оправ с проемами не только трапециевидных, но и других форм: начиная от овальных и прямоугольных и заканчивая восьмиугольными, благодаря чему предложение модных оправ заметно расширяется.

Для новаторов и консерваторов

Стремясь создать очки, отвечающие духу эпохи, дизайнеры разрабатывали самые что ни на есть невероятные модели. Первым по части новаторства в те годы был французский кутюрье итальянского происхождения Пьер Карден (Pierre Cardin), чьи эксперименты с формами имели порой самые неожиданные результаты. Сами по себе его очки были очень даже интересны, но вот по отношению к лицу они были по большей части мало комплементарны. Впрочем, Карден не успевал повторять, что одежда (думается, что и «одежда» для глаз), которую он предпочитает создавать, - это одежда для жизни, которая еще не наступила, одежда дня завтрашнего дня11.


Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 7
Очки из коллекции Пьера Кардена «Утилитарные скульптуры»

Те же, кто критически относился к новаторству по части моды (ядро этой целевой аудитории составляли главным образом мужчины, занимавшиеся управленческой деятельностью на самых разных уровнях), в 1970-е продолжали хранить верность традициям и предпочитали очки в темных тяжеловесных оправах преимущественно прямоугольной формы, продолжавшей в семидесятые оставаться одной из самых востребованных.

Очки в контексте минувшей эпохи. Кризисные 1970-е 8
Очки а-ля Эрхард Людвиг в 1970-е охотно выбирали для себя политики, профсоюзные лидеры и иные представители власти

Несмотря на то что моду 1970-х в целом отличает демократичный характер, всеобщая любовь потребителей к брендам зародилась, между прочим, тоже в это десятилетие. А буйным цветом она расцвела в 1980-е. Именно в это время появилось большое количество коллекций оправ и солнцезащитных очков, носящих имена известных кутюрье, домов моды, марок ювелирных изделий. Впрочем, это уже совсем другая история...

1 Бычкова А. Энди Уорхолл. Эстетические стереотипы и символы времени // Эстет [Сайт]. URL: https://www.estetmagazine.ru/archive/7/87/ (дата обращения 23.08.2013).
2 Предыдущие части статьи см.: Веко. 2011. № 9. С. 70-73; № 10. С. 36-40; 2012. № 2. С. 28-31; № 4. С. 22-25; № 7. С. 40-44; № 8. С. 29-33.
3 Любопытно, что словосочетание «общественное движение» приобретает статус научного понятия лишь в конце 1960-х годов в связи с массовым характером молодежного движения.
4  Интересно, что так же, как и хиппи, панки оказали огромное влияние на современную моду.
5 Эти слова принадлежат Энди Уорхолу - одному из крупнейших художников современности, чье творчество неотделимо от понятия «массовая культура», не раз сетовавшему на то, что джинсы изобрел не он.
6 В моду диффузный стиль ввел известный дизайнер Кензо Такада. В 1972 году он представил коллекцию, в которой соединялись разнообразные рисунки, до этого считавшиеся несочетаемыми.
7 Более подробно см.: Серия '68 : Феминизм во Франции: розовая революция // Новая Эўропа [Сайт]. URL: https://n-europe.eu/content/p/3944 (дата обращения: 19.08.2013).
8 Andressen B. M. Brillen: Vom Gebrauchsartikel zum Kultobjekt / Stuttgart, 1998. C. 93.
9 Ноу-хау семидесятых стало и появление на рынке фотохромных линз.
10  Andressen B. M. Brillen: Vom Gebrauchsartikel zum Kultobjekt. Stuttgart, 1998. S. 99.
11  Цит. по: Albarello A., Joppolo F. For your eyes, only? Eyewear from A to Z. Modena Logos, 2007. P. 37.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ «ИСТОРИЯ МОДЫ. СТИЛИ ОДЕЖДЫ. РЕТРО», «МОДНЫЙ ПРИГОВОР, ДИССЕРТАЦИИ «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОЧКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1850 ГОДА» (DER GESCHÄRFTE BLICK ZUR GESCHICHTE DER BRILLE UND IHRER VERWENDUNG IN DEUTSCHLAND SEIT 1850) НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Д-РА ФИЛОСОФИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СУСАННОЙ БУК (МАРБУРГ, 2002), КНИГ АЛЕССАНДРЫ АЛЬБАРЕЛЛО И ФРАНЧЕСКИ ДЖОППОЛО «ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ? ОЧКИ ОТ А ДО Я» (FOR YOUR EYES, ONLY? EYEWEAR FROM A TO Z. MODENA : LOGOS, 2007) И Б. МИХАЭЛЯ АНДРЕССЕНА «ОЧКИ: ОТ ПРЕДМЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЪЕКТУ КУЛЬТА» (BRILLEN: VOM GEBRAUCHSARTIKEL ZUM KULTOBJEKT. STUTTGART, 1998)

Елeнa Чуланова, журнал «Веко», 8/2013

Сервисы