- «Начало века… бурный декаданс»
- «Её лорнет надменно-беспощаден»
- «Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз»
- «Врач пенсне напялил на нос: “нервность. слабость. Очень рано-с”»
Удивительно, но именно сейчас, когда время стремительно несется вперед, а технологии буквально творят чудеса, дизайнеры все чаще обращаются к прошлому в поисках вдохновения и объекта для подражания.
«Начало века… бурный декаданс»1
Кроме «бурного декаданса» начало XX века запомнилось развитием промышленности, наступлением эры машин и механизмов. Ответственными за перемены тогда были ученые и изобретатели. В 1900 году Макс Планк открыл квант, а Зигмунд Фрейд опубликовал свой первый труд по психоанализу «Толкование сновидений». В 1903 году механики-самоучки братья Уилберт и Орвил Райт совершили первый в истории полет на моторизованном аппарате, а в 1904 году Николай Жуковский разработал основы современной аэродинамики. Достижения науки повлияли и на пути развития моды того времени. Так, благодаря изобретению рентгеновского аппарата врачи смогли констатировать, что утягивающий корсет сильно деформирует внутренние органы женщины. Именно врачи были первыми, кто выступил с критикой корсета. Реформатором же женского костюма стал молодой парижский модельер Поль Пуаре, которого многие называют создателем моды XX века. Он первым освободил женщину от корсета в 1906 году. «Женское движение борется за свободу, а я даю женщине свободу движения» – так он писал на страницах своего журнала «Газет дю Бон Тон» («Журнал изысканного тона»)2. По мнению историка моды Александра Васильева, Пуаре создал гораздо большее, чем новый костюм, – новый образ жизни, стиль, который царил в Европе и Америке до начала 1920- х годов.
В начале ХХ века реформатором женского костюма стал парижский модельер Поль Пуаре
На этот образ жизни наложило отпечаток и бурное развитие железных дорог, появление автомобилей и самолетов, заставившее женщину критически посмотреть на свой гардероб и выявить непрактичность одежды 1900-х годов. Первые автомобили не имели крыш, поэтому широкополые шляпы, которые были щедро украшены цветами (дань господствующему в начале века стилю модерн), стремительно улетали, как только автомобиль набирал скорость. Это обусловило появление более компактных шляп с узкими полями, прочно державшихся на голове. В моду стали входить шарфы, которыми можно было привязать головной убор3. Незаменимой вещью для путешествия в открытом автомобиле, как мы сегодня знаем, являются и солнцезащитные очки. Однако они войдут в моду лишь в середине 1920-х годов, в то время как обычные очки уже в начале века прочно заняли свое место в модном обиходе. Впрочем, в данном контексте понятие «обычные очки» можно считать собирательным, и вернее здесь было бы написать «средства для коррекции зрения», принимая во внимание, что в это время немалой популярностью в светском обществе пользовались даже не очки, а лорнеты, монокли и пенсне, о которых пойдет речь далее.
«Её лорнет надменно-беспощаден»4
Лорнет есть аристократический вариант очков с ручкой. Нововведением XX века он не был. Английский оптик Джордж Адамс (George Adams) изобрел его еще в 1780 году. Первые модели лорнетов представляли собой металлическую оправу с круглыми световыми проемами и полукруглой переносицей, которая соединялась с рукояткой при помощи шарнира. В 1818 году на рынке появились компактные складывающиеся лорнеты – предшественники автоматически открывающихся лорнетов. Открывались они за счет небольшого рычажка. В начале XX века лорнет был все еще любим и почитаем, особенно дамами высшего общества, которые носили его на цепочке или ленте. Привязанность дам к лорнету была вполне объяснима. Изысканный инкрустированный драгоценными камнями, слоновой костью или перламутром, лорнет был импозантен и напоминал скорее украшение или игрушку, чем средство для коррекции зрения. К тому же умение пользоваться лорнетом считалось великосветским искусством, с помощью которого дама могла показать собеседнику и свое расположение, и полное свое пренебрежение. Интернет наводнен заявлениями о том, что в начале века княжна Лобанова-Ростова заказала у Луиса Картье5 лорнет из морских раковин и платины, отделанный сапфирами и бриллиантами; а в 1913 году князь Юсупов, очарованный этим изделием, поручил своему ювелиру изготовить лорнет, который украсили 442 бриллианта6. В России дорогие лорнеты производила, в частности, фирма «Фаберже». В Оружейной палате Московского Кремля до сих пор хранится лорнет великой княгини Елизаветы Федоровны, изготовленный в 1911–1916 годы фирмой «Фаберже».
Лорнет. Серебро, бирюза (Западная Европа, конец XIX – начало XX века)
Лорнет великой княгини Елизаветы Федоровны. Серебро, эмаль, стекло (клеймо фирмы Фаберже)
Лорнеты не спешили уходить со сцены даже после распространения очков, которые нередко покупались лишь для домашнего пользования «в кругу своих», в то время как для выхода в свет дама начала века все же выбирала лорнет. Примечательно, что эти изделия присутствовали в каталогах производителей вплоть до окончания Второй мировой войны. В частности, ассортимент оптического предприятия Rodenstock в 1911 году включал в себя более 30 различных моделей лорнетов, цена которых в зависимости от материала варьировала от 2 до 11 немецких марок. Долгое время выбор материалов был невелик: либо целлулоид, либо черепаховый панцирь.
«Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз»7
В то время как дамы начала века носили лорнеты, джентльмены предпочитали монокли, которые держались в глазнице за счет мимики лица, без какого-либо специального приспособления. Удержать монокль было не так-то легко. Тем, кто его носил, следовало быть очень сдержанным в проявлении чувств. Какие бы сильные эмоции ни испытывал джентльмен, ни один мускул на его лице не должен был дрогнуть. Ненароком поднятая бровь могла стать причиной падения монокля, служившего своеобразным барометром того, насколько хорошо мужчина умеет владеть собой. Это качество монокль воспитывал в джентльменах не хуже самого строгого гувернера. Тем не менее лучше всех с задачей справлялись, пожалуй, дипломаты и офицеры, чем были немало горды. Сохранилась карикатура, напечатанная в 1897 году в немецком сатирическом еженедельнике Simplicissimus. На ней изображены два моющихся в бане мужчины, один из которых – с моноклем. Между ними имеет место следующий диалог: «Господин офицер, вы носите монокль в бане?» – «Я боюсь, что иначе меня примут за гражданского».
Однако со временем монокль в некоторой степени утратил свою элитарность, став в начале XX века просто модным аксессуаром элегантного мужчины, который кроме всего прочего хотел подчеркнуть и то, как великолепно он владеет своим лицом. Последнее, правда, удавалось немногим.
Монокль – модный аксессуар элегантного мужчины
Будучи объектом моды, монокль использовался и теми, кто имел проблемы со зрением, и теми, у кого таковых не наблюдалось. Это подтверждают и высказывания врача-офтальмолога Адольфа Сцили (Adolf Szili), сделанные им в 1882 году: «Монокль? Что это? Кто в хорошей компании, занимающейся производством очков, говорит о монокле! Монокль – авантюрист, франт, ветрогон, нередко пустышка с оконными стеклами»8. По мнению доктора Сцили, монокль для коррекции зрения абсолютно не пригоден, тем не менее он отдавал ему должное с эстетической точки зрения.
А вот кто монокль не носил, так это женщины. Автор одного из мужских журналов писал, что «женщина едва ли может нанести больший урон своей изящной натуре, своему темпераменту, своему естественному нраву, чем тот, который она способна нанести себе моноклем»9. Воспользоваться им женщина могла разве что шутки ради. Так, в ассортименте дрезденской фирмы E. Neumann & Co, специализирующейся на продаже карнавальных костюмов и других атрибутов праздника, в 1908 году присутствовали монокли как для мужчин, так и для женщин. В каталоге фирмы была изображена парочка с моноклями. Подпись под картинкой была следующей: «Мы перешли в новый век, прихватив из старого кое-что чуждое госпоже моде. Так, вы видите, что монокли сейчас носят и женщины. Кроме всего прочего монокли для них выпускают разных цветов. Для мужчин у нас тоже есть разноцветные монокли. Те, кому на празднике достанутся монокли одинаковых цветов, будут танцевать вместе». Монокли, продаваемые фирмой E. Neumann & Co, как будто пользовались успехом. Однако то, что было уместно на костюмированном празднике, не нашло применения в реальной жизни, хотя… В 1927 году газета Berliner Illustrierte Zeitung разместила на своей первой полосе изображение окруженной шушукающимися современниками пары молодых людей, которые были одеты очень похоже: на нем – деловой костюм и галстук, на ней – мужской жакет, галстук и юбка длиной до середины колена. Из-за того что девушка носила мужскую стрижку, сходство между ней и партнером усиливалось еще больше. Оба были с сигарами и моноклями. Подпись под изображением гласила: «Что вы думаете о фройляйн Мии?» Вопрос был адресован читателям, которые не замедлили высказаться по этому поводу. Большинство из них не были в восторге от внешности фройляйн Мии: одни говорили об этом с юмором, другие же высказывали свой протест весьма серьезно. Тем не менее в 20-е годы некоторые женщины все же обзавелись моноклями. В следующей части данной статьи мы подробно поговорим о том, кто они были и зачем им был нужен монокль.
«Врач пенсне напялил на нос: “нервность. слабость. Очень рано-с”»10
От лорнета и монокля перейдем к пенсне, хорошо знакомому нам хотя бы по поздним фотографиям Антона Павловича Чехова. Пенсне удерживали очковые линзы в нужном положении при помощи простого устройства – переносицы, креплений и носовых упоров. Переносица могла быть гибкой или неподвижной. Распространение пенсне получило примерно со второй половины XIX века. Применение новых материалов, в частности пружинной стали, позволило создать модели пенсне, которые были легкими и вместе с тем довольно крепко сидели на носу. Наряду с металлами в производстве пенсне использовали рог, целлулоид и часто каучук. Существовали так называемые китайские или японские пенсне, оправа и переносица которых изготавливались из черепахового панциря.
Световые проемы пенсне вначале имели круглую форму, но в 1841 году на рынке появились модели и с овальными проемами. К оправе пенсне часто было приделано небольшое колечко, за которое было удобно его брать. К тому же через колечко пропускали цепочку или шнурок. Цепочка имела небольшой крючочек, что позволяло фиксировать ее за ухом. А шнурок можно было приколоть специальной булавкой к одежде, так, чтобы пенсне ненароком не упало. Ненароком, правда, пенсне падало довольно редко, так как за ним, как правило, тщательно следили, а вот умышленные падения случались. Это могло свидетельствовать об отсутствии у обладателя пенсне интереса к происходящему и о его неудовольствии.
В начале XX века пенсне считалось очевидным признаком интеллигентности, а после того как в 1906 году в Люксембурге была выпущена почтовая марка с изображением великого герцога Вильгельма IV в пенсне, стало возможно появляться в нем и в светских салонах. В России первым из Романовых, кто начал носить пенсне, был великий князь Константин Николаевич. Первые фотографии, на которых он запечатлен в пенсне, датированы 1860- ми годами. Вслед за ним и другие князья и княгини стали появляться на людях в пенсне.
Великий князь Константин Николаевич первым из Романовых начал носить пенсне
В 1910-е годы пенсне, особенно малозаметные безободковые модели, были любимы как женщинами, так и мужчинами. В ассортименте оптиков присутствовали модели пенсне с переносицей разной длины. По всей видимости, пенсне пользовались популярностью не только у публики, но и у профессионалов. В оптическом журнале за 1917 год один из читателей пишет: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок»11.
Пенсне Владимира Набокова и металлический футляр для него
Так же как и монокли12, пенсне были распространены вплоть до окончания Второй мировой войны. Существует мнение, что в конце XIX – начале XX века по популярности они превзошли привычные для нас очки с заушниками, которые нашли свое место в модном обиходе лишь в 1920-е годы. Впрочем, это уже другая история, о которой мы расскажем вам в следующей раз.
1 Строки из стихотворения «Начало века Бурный декаданс» Вита Балашова.
2 Васильев, А. Поль Пуаре / Александр Васильев // Livejournal : [сайт]. URL: https://a-vassiliev.livejournal.com/5595.html (дата обращения: 27.07.2011).
3 См.: Папкова, В. Русская мода XX века: 1900–1910 годы / Вера Папкова // Osinka.ru : [сайт]. URL: (дата обращения: 28.07.2011).
4 Строка из сонета Игоря Северянина «Гиппиус» (1925).
5 Первое оптическое изделие Cartier было создано в 1897 году.
6 См., напр.: Солтанова, И. Роскошь, достойная королей / Ирина Солтанова // Freeтайм : [сайт]. URL: (дата обращения: 28.07.2011).
7 Из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах».
8 Цит. по: Buck, S. Der geschärfte Blick zur Geschichte der Brille und ihrer Verwendung in Deutschland seit 1850 / Susanne Buck. Philipps-Universität Marburg, 2002. S. 202.
9 Здесь и далее см.: Buck, S. Der geschärfte Blick zur Geschichte der Brille und ihrer Verwendung in Deutschland seit 1850. S. 208.
10 Из стихотворения Саши Черного «Искатель».
11 См.: Buck, S. Der geschärfte Blick zur Geschichte der Brille und ihrer Verwendung in Deutschland seit 1850. S. 208.
12 Так, каталог фирмы Rodenstock 1951 года содержит различные виды моноклей.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ WWW.OSINKA.RU (ЖУРНАЛ О МОДЕ И ШИТЬЕ), A-VASSILIEV.LIVEJOURNAL.COM, WWW.SPBVEDOMOSTI.RU, ДИССЕРТАЦИИ «DER GESCHÄRFTE BLICK ZUR GESCHICHTE DER BRILLE UND IHRER VERWENDUNG IN DEUTSCHLAND SEIT 1850» («ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ОЧКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1850 ГОДА») НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ, ВЫПОЛНЕННОЙ СУСАННОЙ БУК (МАРБУРГ, 2002), А ТАКЖЕ КНИГИ Я. Н. НЕРСЕСОВА «ОНИ ОПРЕДЕЛЯЛИ МОДУ» (М., 2005)
Чуланова Е. , Веко 9, 2011