Способ ярче заявить о своей уникальности

Способ ярче заявить о своей уникальности
На вопрос о том, кто такой Юрий Грымов, разные люди отвечают по-разному. Для кого-то он — в первую очередь художественный руководитель театра «Модерн», для кого-то — создатель «тех самых» рекламных роликов, которые завоевывали награды самых престижных фестивалей. Кому-то запомнились его художественные фильмы, такие как «Му-му» или «Казус Кукоцкого», другие с восторгом говорят о нем, как о телеведущем. Этими ролями, надо сказать, он в своей жизни не ограничился. В его биографии и работа на заводе, и карьера манекенщика, и многое-многое другое. Объединяет все эти истории яркий талант и умение удивить. Поэтому новость о том, что Юрий Грымов совместно с компанией «Аввита» готовит выпуск коллекции оправ, не могла не порадовать. Подробнее о проекте мэтр рассказал нашему корреспонденту в Москве, в дни работы выставки MIOF. 

— Вчера я слушала ваше выступ­ление, и мне захотелось понять, почему вы решили выпустить коллекцию очков под собственным брендом. Могли бы вы подробнее рассказать, как у вас родилась такая идея?

— К этому решению меня подводили разные обстоятельства моей жизни. Я много лет работал в Большом театре, создавая фирменный стиль, разрабатывая дизайн, афиши. Помимо этого, я был связан с фешен-индустрией: например, в качестве вице-президента работал в компании Le Monti, выпускающей модную одежду и аксессуары, и в целом мир моды для меня нечужой. Постепенно у меня созрело решение выпустить собственную коллекцию. Но для реального воплощения этой задумки нужен был некий триггер. Им-то и стала Наталья Гаврилова. Вначале она с коллегами ходила на спектакли в мой театр, затем я снялся у них в рекламе. Узнав о моем стремлении создать коллекцию, она побудила меня к практическим действиям в этом направлении. Лишний раз убеждаюсь, что все встречи в нашей жизни – это далеко не случайность!

Пока у нас, можно сказать, пробный этап. Однако ко всей этой истории мы относимся отнюдь не поверхностно, а со всей ответственностью: собираемся найти талантливых отечественных и иностранных дизайнеров, использовать возможности фабрик, выпускающих высококлассную продукцию мировых брендов. Наша цель – воплотить в очках тот код, который хотим донести до потребителя и который найдет отклик в их сердцах.

Одна из линий моей коллекции будет называться «Большие люди», причем не столько в переносном, сколько в прямом смысле. По себе знаю, как трудно рослым людям, к которым сам отношусь, с ростом метр девяносто, найти очки, позволяющие не просто хорошо видеть, но и выглядеть оригинально и стильно. Всякий раз, бывая во Франции, я мог лишь любоваться модными очками, но не покупать их, поскольку все они были для меня слишком маленькими. Такое складывается ощущение, что с индустрией моды случилось классическое недоразумение из крыловской басни: «Слона-то я и не приметил!» Даже люксовые машины, такие как Lamborghini, создаются для низкорослых людей – человек крупного телосложения там просто не поместится. Поэтому очки линии «Большие люди» должны стать настоящей находкой для всех «великанов».

В ряде стран мира, таких как Япония и Корея, где я бывал неоднократно, очки давно обрели статус красивого аксессуара, как, например, часы. Неудивительно, что большое число жителей тех стран носят очки просто для антуража – с «нулевыми» линзами. Для них очки – это прежде всего украшение, которое не только скрывает какие-то их внешние недостатки, скажем, впалые или слишком маленькие глаза, выступающие надбровные дуги, но еще и выгодно подчеркивает их достоинства. Аналогичную мысль высказывал и Бальзак, только в отношении одежды.

Но очки помогают скрывать не только внешние недостатки. Когда это понимаешь, то уже не удивляет, почему так много режиссеров носят темные очки. Так, непроницаемые очки всегда были на лбу у знаменитого Сергея Эйзенштейна: всякий раз, когда он ставил перед актером конкретную задачу, а тот при этом пытался ее оспаривать, Эйзенштейн перемещал очки со лба на глаза, чтобы не было заметно, как он на самом деле к этому актеру относится – а это не всегда было доброе отношение! Так что хорошая оправа в сочетании с подходящей оптикой – это еще и надежная завеса для ваших мыслей и эмоций.

Мода и технологии не стоят на месте, и вот уже умные часы, работающие в связке со смартфоном, постепенно вытесняют с рынка механическую классику. Этот процесс приводит к девальвации ценностей известных брендов. Увы, не стали исключением и некоторые швейцарские марки. Очки не должны деградировать, подобно часам, всегда оставаясь изделием ручной работы с традиционными элементами конструкции. Именно такого принципа я собираюсь придерживаться, создавая свои очки.

Серьезность наших намерений видна и в том, что мы зарегистрировали бренд. Некоторые составляющие логотипа к нему были заимствованы у самого Леонардо да Винчи, но надеюсь, нас не обвинят в нарушении авторских прав, тем более что эту символику он так и не зарегистрировал: видимо, и без того хлопот тогда хватало – чего одна только чума стоит!

Grymov1.jpg

— Вы, без сомнения, человек-тренд, и потому все, что вы делаете, наверняка, на ура воспринимается широкими массами.

— Не совсем так. В моем театре можно прочесть следующую фразу: «Не существует массовой культуры, но существует массовое бескультурье». То, что я делаю в шоу-бизнесе, кино, рекламе, театре, – все это не может быть предназначено для широкой аудитории. Разумеется, я бы желал обратного – завоевания многочисленной аудитории, однако это нереально. Плоды любого творчества в должной мере оценивают лишь немногие, причем независимо от своего социального положения, пола и возраста. Особенно четко это прослеживается в театре, который собирает на один и тот же спектакль зрителей совершенно разных категорий и статусов.

То же самое можно сказать и об очках: какими бы чудесными они ни были, у каждой коллекции своя аудитория. Разумеется, в нашей власти ее расширить до масштабов всей страны, а не только Москвы, к чему я и буду стремиться, придерживаясь разумной ценовой политики, не в ущерб качеству, разумеется. И такое сочетание уже никого не настораживает: рынок изменился, и теперь за умеренные деньги сегодня вполне можно найти достойную вещь.

Несомненно, переплата за бренд – заслуженная составляющая изделий именитых марок. Молодые же бренды в первую очередь должны работать над тем, чтобы доносить до потребителя определенную идеологию, не опускаясь до уровня масс-маркета. В этом и моя цель при создании собственной коллекции. 

Точнее, речь идет о трех коллекциях, или линиях, у каждой из которых своя направленность. Одну из них мы уже обсудили – это «Большие люди». Другая называется «Стиль модерн»: в нее войдут очки, дизайн которых представляет собой видоизмененную классику, отражающую дух времени. Наконец, коллекция «Артист» будет включать в себя достаточно яркие, но при этом невычурные модели очков, привлекающие внимание к своему владельцу.

— В театральном искусстве и в кино очки имеют определенную смысловую нагрузку. Используете ли вы их в своих постановках и в каких целях?

— В наших спектаклях задействуется немало очков. Из классики сразу приходит на ум такой персонаж, как Пьер Безухов, которого невозможно представить без маленьких круглых очков на достаточно крупном лице. Очки определенного дизайна хорошо передают и дух 70-х годов прошлого века в некоторых наших постановках. В целом же очки хороши тем, что работают на сцене гораздо лучше, чем любой другой мелкий аксессуар. В отличие от очков, шариковая ручка, к примеру, хорошо может сработать в кино, но не в театре. Но и у очков есть свои ограничения – они создают на лице актера тень, из-за чего может быть не видно его глаз. Поэтому использовать их приходится умеренно.

— А что вы можете сказать о ношении очков в реальной жизни?

— Очки способны подчеркнуть нашу индивидуальность, выделить нас из общей массы. Особенно ярко это ощущается в любимой мной Японии. Если вы видите там человека с бородой, бакенбардами, лысого, с усами или в ярких очках, будьте уверены, что это творческая личность, бросающая вызов обществу, поскольку такой образ в Японии считается бунтарским. И даже такая знаменитость, как Ёдзи Ямамото, за такой образ там не принимается.

Очки способны подчеркивать индивидуальность своего владельца и у нас в стране. Но для этого их подбором должны заниматься в оптике настоящие профессионалы, а не просто торгаши.

— Говорят, что вы также большой знаток вина и у вас была даже собственная коллекция вин.

— Да, я участвовал в составлении купажей для собственной линейки из 12 вин. Они, кстати, были отмечены золотыми и серебряными медалями на различных винных фестивалях в Европе. Мы создавали их для ценителей, которые именно пьют вино за ежедневными приемами пищи, а не для тех, кто раз в год дарит дорогую бутылку друзьям. Для реализации своей линейки вин в России я договорился с нужными людьми из магазинов «Метро» и «Глобус гурмэ». Мы были уже готовы открыть и собственный бутик. Однако дело не пошло, поскольку наши испанские партнеры оказались очень инертными, а все самому тянуть у меня не было возможности.

— Могут ли очки, как и вино, приносить удовольствие?

— Да, конечно, ведь очки – это украшение. Более того, благодаря им вы подаете окружающим некий сигнал о своей уникальности. И чем старше мы становимся, тем уместнее делать этот сигнал все ярче. У меня есть знакомые из мира кино, очень известные в своих кругах люди, которым уже за 70, так вот они надевают яркие очки, которые смотрятся на них лучше, чем на молодых. У европейцев даже есть такое правило: чем ты старше, тем ярче одевайся. Ведь в молодости яркий наряд – это вызов, а ближе к старости – это признание. Может, именно поэтому большинство женщин во Франции начинают выглядеть красиво и ярко, только когда им уже за 40.

— Сейчас, на этапе рождения вашей коллекции очков, какие у вас ощущения и мысли?

— Этот процесс чем-то напоминает мне мою основную деятельность: когда я создаю спектакль или фильм, я не кокетничаю с будущим зрителем и даже стараюсь о нем не думать. То же самое относится и к очкам: я считаю, что любая коллекция должна быть субъективной. Объективность в этом смысле мне не присуща, как и толерантность. По­этому, разрабатывая очки, я буду субъективен в своем творческом порыве, а специалисты-оптики при случае пусть предостерегают меня от ошибок.

Конечно, такая свобода творчества не предполагает создание несуразицы в виде каких-нибудь нелепых очков. Клоунада в цели моего проекта не входит, и даже самая яркая коллекция «Артист» никаких намеков на нее не содержит. А вот что обязательно должно быть присуще моим очкам, так это то, чтобы они удобно сидели, комфортно ощущались. У меня богатый опыт в ношении очков – еще в 20 лет, работая манекенщиком у Вячеслава Зайцева, я пользовался «очками-нулевками», дополняя ими свой образ. И мне прекрасно известно, как неудобные очки могут буквально изводить. Поэтому в ответственных ситуациях, скажем, во время театральных репетиций или вождения, я пользуюсь исключительно комфортными и легкими очками. Задумываясь о будущих пользователях моих очков, я не могу упускать из виду этот момент.

— Сейчас ощущается явный перелом в отношении людей к очкам, не правда ли? Даже школьников в очках сверстники перестали дразнить очкариками.

— Да, согласен, и потому любые толковые рекомендации по очкам являются сегодня полезными инвестициями в человека. Ведь очки уникальны тем, что позволяют при желании выглядеть либо старше, либо моложе. И поэтому плохое отношение к очкам – это большая несправедливость, которая в нашей культуре обусловливается крайне непростой историей страны. Люди в очках в советскую эпоху воспринимались негативно, их часто клеймили «вшивыми интеллигентами», а если они попадали на зону, в лагеря, то обязательно оказывались в числе презираемых. Обидная кличка «очкарик» корнями оттуда. 

Сегодня люди в очках – это совершенно другая каста, которая пользуется уважением. Это программисты, офисные служащие и так далее. В связи с этим кардинально поменялось и отношение к очкам. Немалую лепту в их «реабилитацию» внес и кинематограф: вспомните, например, знаменитый образ Сталлоне в «авиаторах» из фильма «Кобра» – кому из парней не хотелось быть на него похожим. Впечатляли также очки на герое фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Еще один яркий пример, как кинематограф может менять отношение к очкам, – это образ Гарри Поттера, после которого круглые очки в нашем сознании перестали ассоциироваться с очками Берии.

Grymov2.jpg

Сейчас люди в нашей стране гораздо более открыты для восприятия модных очков. Но хочется надеяться, что рынок не станет выжимать из этой ситуации лишь сиюминутную выгоду, и в салонах оптики клиенты будут оказываться в руках специа­листов, талантливо подбирающих им очки, а не торгашей, впаривающих им что попало, только бы подороже. Уверены, для ценителей хорошего дизайна, удобства и качества очки от Юрия Грымова станут настоящей находкой.

Беседовала Дария Рылова

Узнавайте больше по темам:
Сервисы