
Константин Александрович Слепых
— Что побудило вас стать врачом-офтальмологом?
— Дело в том, что в младших классах у меня развилась близорукость, из-за чего я был вынужден пополнить ряды очкариков. Такое соответствие своей фамилии не могло меня не печалить. С каждым годом «минус» на моих очках становился все сильнее. Вместе с тем росло и мое стремление избавиться от этой проблемы. Поэтому я принял твердое решение стать врачом-офтальмологом. В 2009 году я, наконец, им стал. Желание помочь хорошо видеть не только себе, но и всем, кто в этом нуждается, меня просто переполняло! Я начал работать в областной поликлинике, где мне был выделен кабинет, а в помощники предоставлена добрая и отзывчивая медсестра. Увы, мои мечты по избавлению людей от досадных проблем со зрением разбивались о суровую действительность: из всего оснащения у меня только и было, что допотопная щелевая лампа и столь же древний набор пробных линз, которые, пожалуй, помнили еще времена моего деда. Ситуацию усугубляло и то, что в государственном медучреждении прием пациентов жестко лимитирован по времени.
— Поэтому у вас и ваших близких возникла идея открыть собственный глазной центр?
— Да, именно все эти ограничения и зародили в нас желание создать такой офтальмологический центр, в котором было бы и новейшее оборудование, и специалисты, в своей работе соблюдающие современные стандарты в сфере заботы о зрении, и возможность уделять пациенту столько времени и сил, сколько требуется для достижения наилучшего результата.
Для воплощения этой чудесной мечты потребовалось более 10 лет, ведь нам приходилось заботиться о самых разных аспектах: это и повышение собственной квалификации, и расширение профессионального круга знакомств, включая российских и зарубежных специалистов, которые преданы своему делу. В результате всех наших стараний появился центр «Территория зрения», которым мы по-настоящему гордимся!
— Как в названии вашего центра, так и в его оформлении прослеживается космическая тематика. С чем это связано?
— Дело в том, что наш центр по многим критериям схож с космической станцией. Помимо общего дизайна, с международной космической станцией его роднит оснащение кабинетов высокоточным новейшим оборудованием; использование в работе передовых подходов, соответствующих мировым стандартам; наличие специалистов, прошедших, подобно космонавтам, серьезный отбор и тем самым доказавших свою высокую квалификацию.
— Но ведь у вашего семейного бизнеса есть конкуренты в лице других глазных центров. Что отличает вас от них?
— Нашей важной целью было создание именно семейного центра, в котором высококачественная помощь могла бы оказываться пациентам любого возраста – от младенцев до пожилых людей. В такой сервис включаются консультация, диагностика зрения и последующий подбор очков и контактных линз, не просто отвечающих рецепту, но и соответствующих потребностям и образу жизни пациентов. При необходимости у нас есть возможность направить их к лучшим в нашей стране офтальмохирургам. Нас ценят и за то, что «проблемные» для других клиник пациенты получают у нас лечение, приносящее желаемые результаты.
Стремление обеспечить клиентам комфортное обслуживание самого высокого уровня вносит важный вклад в наш успех. Налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями ведет к тому, что старания наших специалистов приносят зрению пациентов максимальную пользу.
Все в совокупности – современные методы лечения, наличие высококвалифицированного персонала, индивидуальный подход к каждому пациенту – делает наш центр уникальным даже на фоне высококонкурентной среды большого города. Ведь несмотря на то, что пациенты приходят в глазные центры, казалось бы, с похожими жалобами, только опытные врачи, располагающие всем необходимым оборудованием, способны выявить их истинную причину.
Поэтому вполне закономерно, что центр «Территория зрения» входит в топ-10 глазных центров города вот уже на протяжении нескольких лет. Непрестанно растет и число положительных отзывов о наших работниках и о центре в целом. При этом в рекламу мы особо не вкладываемся, поскольку благодаря безупречной работе всего нашего персонала о нас и так многие узнают от своих родных, друзей и знакомых.
— Повинны ли гаджеты в том, что зрение у многих детей сегодня плохое? Ведь именно так думают родители.
— Не только гаджеты, но и в целом современный образ жизни способствует тому, что дети гораздо больше времени стали проводить в помещении, и это провоцирует развитие у них близорукости. Далеко ходить не надо, чтобы заметить, к чему это приводит: мы повсюду видим вокруг себя все больше людей в очках.
Исследования также подтверждают, что в наши дни миопия приобретает пандемические масштабы. Своим пациентам я рекомендую проводить больше времени вне помещения, постепенно сокращая длительность занятий с гаджетами или компьютером. Активный досуг на свежем воздухе очень полезен для глаз. При этом нужно реалистично смотреть на вещи и понимать, что полный запрет на использование гаджетов просто невозможен в наше время.
В этой связи возрастает роль своевременной диагностики зрения, о чем родителям нужно помнить. Ведь чем скорее мы можем выявить проблемы со зрением у детей, будь-то скрытое косоглазие, дальнозоркость или близорукость, тем больше шансов не допустить их дальнейшего развития.
— Значит, без специалиста родители не всегда могут заметить проблемы со зрением у своих детей?
— Да, такое случается, однако внимательные родители обычно замечают первые признаки ухудшения зрения у ребенка. Например, при взгляде вдаль он щурится или же на его фотографиях заметно, что один из глаз у него косит… Ну а плановые осмотры у врача-офтальмолога помогают со 100 %-й гарантией на раннем этапе выявить любые зрительные аномалии ребенка в целях своевременного их лечения.
Взять, например, скрытое косоглазие. Оно ведет не только к тому, что со временем косметический дефект будет становиться все заметнее, но и к развитию проблем с бинокулярным зрением, отвечающих за объемное восприятие и глубину зрения – за все то, от чего зависит способность определять расстояние до объектов. Кстати, этим дефектом в нашем центре занимаются страбизмологи – врачи, которые как раз специализируются в этой области.
— Получается, что с решением зрительных проблем у детей нельзя затягивать?
— Да, конечно, и особенно это касается детской близорукости, при которой каждый месяц на счету. Часто «минус» в рецепте на очки ребенка растет так же стремительно, как и он сам. Данное явление в офтальмологии называется прогрессирующей миопией, чрезвычайно опасной для зрения детей. Подбора обычного средства коррекции зрения в данном случае недостаточно, поскольку для достижения лечебного эффекта требуется использовать специальные очки или контактные линзы, оптический дизайн которых замедляет рост близорукости.
Врачи-офтальмологи нашего центра применяют в своей практике следующие средства для контроля миопии: очковые линзы, изготовленные по технологии H.A.L.T., однодневные мягкие контактные линзы, линзы с периферическим дефокусом, а также ортокератологические линзы. Таким образом, мы используем все методы с доказанной эффективностью, которые разрешены на сегодняшний день в России. Результаты применения данных средств нашими пациентами просто отличные.
Но эффективность в контроле близорукости зависит не только от использования правильных средств, но и от обязательного наблюдения специалистом за этим процессом, причем с частотой раз в три месяца. Во время таких осмотров производится биометрия глаз, все показатели оцениваются в динамике, а при необходимости вносятся коррективы в план лечения.
— Участвуют ли в выборе метода коррекции зрения сами пациенты?
— Да, в этот процесс вовлечены и врач-офтальмолог, и пациент, ведь приходится принимать в расчет не только медицинские показатели, но и особенности образа жизни, в частности, ребенка. К примеру, подросток привык носить очки, которые стали неотъемлемой частью его имиджа. Тогда мы прибегаем к очковой коррекции зрения, в дополнение к которой рекомендуем использование специальных однодневных контактных линз. К счастью, выбор ярких и модных оправ в нашем центре очень широк: от легких титановых до «антивандальных», подходящих для совсем маленьких непосед. Линзы в выбранную оправу вставляются строго по разметке врача-офтальмолога.
Некоторым из юных пациентов мы подбираем ортокератологические линзы. Они называются также «ночными», поскольку в них ребенок только спит. В течение же дня благодаря их эффекту он может четко видеть без каких-либо средств коррекции зрения. В ходе подбора врач-офтальмолог с помощью высокоточного оборудования считывает индивидуальные параметры переднего отрезка глаз пациента, которые учитываются при изготовлении этих линз. Чем-то этот процесс схож с пошивом одежды на заказ в ателье. «Ночные» линзы особенно подходят тем, кто профессионально занимается спортом, участвует в фотосессиях или просто не хочет днем использовать ни очки, ни линзы. Однако безопасное применение таких линз зависит от тщательного ухода за ними!
— Но если говорить в целом, то как часто юным и взрослым пациентам нужно посещать врача-офтальмолога?
— Если говорить о плановых профилактических осмотрах, то многое зависит от возраста. Например, у новорожденного зрение проверяется сразу в роддоме, а затем в 3, в 6 месяцев и в 1 год. Столь высокая частота осмотров в первые месяцы жизни позволяет выявить либо исключить врожденные зрительные патологии. Затем ребенку следует пройти осмотр в трехлетнем возрасте и перед тем, как пойти в школу. В период обучения ему полезно проверять свое зрение у врача-офтальмолога раз в год, и если тот назначает ему лечение или коррекцию зрения, послушно следовать всем рекомендациям.
Ежегодные профилактические осмотры у врача-офтальмолога полезны и для взрослых, поскольку вовремя назначенное средство коррекции зрения или своевременное лечение позволит им, как и детям, сохранять свое зрение и здоровье глаз в долгосрочной перспективе.
— А насколько большую роль в полноценном развитии ребенка играет хорошее зрение?
— Очень значительную, ведь, используя зрение, мы получаем 90 % всей информации об окружающем мире. Поэтому чем лучше ребенок видит, тем он успешней развивается. От зрения также зависит качество всей его последующей жизни, то, насколько он будет себя уверенно чувствовать, каким будет его эмоциональное состояние. В этой связи важно, что люди стали уделять более пристальное внимание не только физическому, но и эмоциональному здоровью.
Часто случается, что после подбора ребенку правильной коррекции зрения заметно улучшается его успеваемость. И причина здесь не только в том, что он стал лучше видеть записи учителя на доске, но и в том, что возросла его целеустремленность и уверенность в себе. Немало примеров из жизни это подтверждают. Вот лишь один из них. Несколько лет назад ко мне на прием привели мальчика, у которого прогрессировала миопия. Поскольку он увлекался плаванием, вместо специальных очков я подобрал ему «ночные» линзы. В результате была не только решена его проблема со зрением, но и он стал выигрывать одно соревнование за другим!
Взрослым также стоит задуматься о том, чтобы вести более полноценную жизнь. Но без 100 %-го зрения это недостижимо и похоже на то, как если есть борщ без мяса, – и вкус, и цвет у него есть, но чего-то недостает. Офтальмология и оптометрия предлагают сегодня немало вариантов коррекции зрения, включая очковую, которая стала значительно комфортнее для пользователя. Так что не лишайте ни себя, ни своих детей возможности наслаждаться всей красотой окружающего мира!