«Я только переводчик природы», — говорит о себе Луиджи Колани, основатель философии органического дизайна, во многом изменивший отношение к этому искусству во всем мире. Он приложил свою руку к созданию самых разных изделий — автомобилям и фотокамерам, туфлям и солнцезащитным очкам, зажигалкам и самолетам с восьмидесятиметровым размахом крыльев. Частью его творчества является и коллекция оправ для корригирующих очков «Colani».
Очки как образец искусства промышленного дизайна
Несмотря на то что очки – совсем небольшой по размерам предмет и не обладают таким количеством деталей, как, скажем, автомобиль, разработка их моделей предоставляет интересные возможности для самовыражения специалистам в области промышленного дизайна, и немало известных художников в разное время попробовали приложить свои творческие силы к очковой оптике. Помимо модельеров коллекций одежды, многие из которых принимают активное участие в разработке моделей, дизайном очков занимаются и другие художники-«смежники». Хорошо известно многолетнее сотрудничество Алана Микли с легендарным Филиппом Старком. Коллекцию «O..ga» французской компании «Cottet» делает скандинавский дизайнер – архитектор Йонас Блэнкин. Можно вспомнить и необычную коллекцию очков, которую создали московские художники-ювелиры Михаил Масленников и Мила Кальницкая, есть и другие примеры. Еще один яркий образец того, что очки могут быть не только средством коррекции зрения и модным аксессуаром, но и предметом прикладного искусства, – коллекция очков, созданная легендой дизайна XX века Луиджи Колани.
Рождение легенды
Вот как родилась эта легенда. Жил-был маленький мальчик, которому никогда не покупали игрушек. Его звали Луиджи Колани, и его отец и мать хотели, чтобы он, когда вырастет, стал бы творить мир сам, не воспринимая ничего как данность. Поэтому вместо того, чтобы дарить ребенку готовые игрушки, они давали ему кусочки картона, деревянные бруски, тюбик клея и разные другие материалы. Так они подводили своего маленького сына к мысли о том, чтобы делать себе игрушки самому. Далекий от того, чтобы чувствовать себя из-за этого обездоленным, Луиджи с удовольствием воспринял эту идею и стал расти в постоянном поиске новых идей и новых способов делать вещи. И, как и планировали его родители, он никогда ничего не воспринимал как данность и всегда творил собственный мир.
Все сказки заканчиваются хорошо, и наша современная сказка – вовсе не исключение: Луиджи рос и вырос, стал очень богатым и зажил счастливо в красивом замке.
От сказки — к концепции
Эта история могла бы быть сказкой, но она – совершенно правдива. Луиджи Колани, родившийся в 1928 году в Берлине, сегодня – один из самых знаменитых в мире художников, занимающихся промышленным дизайном. Его философия дизайна революционизировала общие представления о том, как делать вещи и какую форму им придавать. Как бы обобщая свои идеи, однажды он сказал: «Я стараюсь играть роль матушки-природы. Как бы она сконструировала танкер или очковую оправу?» Ведь, за исключением кристаллов, в мире природы ничто не состоит из прямых линий.
После окончания школы Колани поступает в Берлинскую академию искусств и изучает живопись и скульптуру. В 19 лет он уехал во Францию, где стал делать макеты для журнала «Revue Vedette» компании «Ford Motor Company». Всего в Париже он прожил 10 лет, включая годы обучения аэродинамике в Сорбонне. Несколько лет он сотрудничает с крупной компанией, специализирующейся на кузовостроении, затем основывает собственную студию, в которой создает проекты футуристических спортивных машин.
Само по себе творчество дизайнера Луиджи Колани напоминает путешествие во времени. Уже в ранних его работах, которым на сегодня более 50 лет, можно увидеть это постоянное стремление к прорыву в будущее.
Луиджи Колани – человек, который создавал все: от самого мелкого наброска до готового грузовика, от чайной чашки до макета города Утопии. Такой охват сам по себе достоин быть предметом восхищения. При этом все его творения несут на себе отпечаток вдохновения фантазера и провидца. Человека, который всегда был впереди своего времени и придумал вещи, вся совокупность которых, если рассматривать их ретроспективно, проникнута радостью жизни и несомненным оптимизмом.
Хотя многие его работы связаны с техникой, творчество Луиджи Колани всегда вращается вокруг человека. Во всем, что он создает, человек является исходной точкой. Технический прогресс и его влияние на человеческую жизнь – для Колани все является дополнительной благоприятной возможностью для творчества, причем он стремится рассматривать развитие техники не само по себе, а в сочетании с потенциалом и способностями человека. И он никогда не забывает о тех опасностях, которые техника может представлять для человека.
Благодаря такому подходу Колани стал первым, кто озадачился проблемой экологического дизайна. Как бы нейтрализуя возможные последствия топливного кризиса, он разработал компактные топливосберегающие автомобили и знаменитые грузовики обтекаемой формы, добившись существенного снижения уровня расхода топлива за счет уменьшения сопротивления воздушной среды. Многие из его удивительных творений появляются в надежде, что люди будут относиться к природе с уважением, помогать ей, а не разрушать ее.
Совокупность всего, что он создал, со всей очевидностью свидетельствует, что практически нет таких областей жизни, которых Колани не отметил бы своим творчеством. В этом отношении он напоминает Леонардо да Винчи, художника эпохи Возрождения, который рассматривал себя как универсального творца. В то же время его можно считать своего рода маньеристом, отвергающим законы классического дизайна и развивающим вместо этого свой собственный, свободный от любых предубеждений, многомерный и безоговорочно естественный творческий свод правил.
Коллекция оправ для корригирующих очков «Colani» известна во всем мире как одна из лучших оптических коллекций. Ее модели – синоним вневременного элегантного дизайна, отличающегося от модных однодневок. Выбор материалов, форм и сочетания цветов приводит к созданию уникального примера очков – произведений искусства. Среди изделий «от Колани» нет другого примера, который бы с такой очевидностью и с таким непревзойденным качеством, как очки, отражал все особенности его биофилософии. Оправы «Colani» продаются в 20 странах мира в тщательно отобранных для этой цели оптических салонах.
Луиджи Колани (Luigi Colani)
Родился в 1928 году в Берлине.
1946: изучение живописи и скульптуры в Берлинском колледже визуальных искусств.
1948: изучение аэродинамики в Париже; работа для авто- и мотожурналов.
1952–1953: исследования в области высоких скоростей и материалов для авиастроительной компании «Дуглас» (Douglas Aircraft company) в Калифорнии.
1954: возвращение в Европу; приз «Золотая роза» за разработку корпуса автомобиля «Фиат»; сотрудничество с «Альфа Ромео», «Лянчией», «Фольксвагеном» и «БМВ».
1972: экспериментальный дизайн для «Тиссена», «Боинга», «Розенталя», «Роквелла» (НАСА), «Виллерой энд Бош».
1973: открытие Центра дизайна в Японии.
1983: переезд в Японию.
1988: с этого времени является заслуженным профессором Бременского университета.
1990: архитектурные проекты в Японии и на Таиланде.
1992: первая полномасштабная ретроспектива работ Колани в Дортмунде (ранее – выставки в Японии и Швейцарии).
1993: создание дизайна компьютера для компании «Вобис».
1995: открытие дизайнерского центра «Колани» в Люнене.
1997: создание знаменитого рояля для компании «Шиммель».
1998: проект нового микроскопа и фотокамеры; разрабатка бутыли для воды для компании «Каролинен Бруннен».
1999: представление новой душевой кабины для немецкой компании «Дусар»; проект мебели для компании «Куш+».
2000: первые показы коллекции оправ «Colani» на оптических выставках в Милане, Париже и Лас-Вегасе.
2001: проект нового микроскопа и фотокамеры для компании «Сегул» (Seagull).
2002: новый проект бутылки Колани для швейцарской компании «Вальсер» [VALSER (aquired Coca-Cola)].
2003: разработка униформы для полиции Гамбурга; разработка реактивного самолета TT-62; футуристический автомобильный проект Speedster.
2004: специальный гость на Мировом экономическом форуме в Давосе.
Источник: www.arteria.ru
Биофилософия Луиджи Колани оказала огромное влияние на творчество дизайнеров всего мира, работающих в самых разных областях. Ее проявления в моделях оправ в очередной раз подтверждают тот факт, что очки — прекрасный способ самовыражения как для их создателя, так и для того, кто будет их носить.