УФ-защита – проблема XXI века
Защита глаз от ультрафиолетового излучения стала одним из приоритетных направлений медицинской оптики. Но порой офтальмологи и оптометристы затрудняются объяснить пациенту, чем именно УФ-лучи вредны для глаз. И тем более ставят врачей в тупик вопросы, задаваемые некоторыми пациентами: почему о проблеме УФ-защиты глаз заговорили только теперь? Разве раньше в составе солнечных лучей не было ультрафиолета?
Дело в том, что сегодня в силу объективных причин требуется привить населению потребность в очках (а также контактных линзах) с УФ-защитой. Два факта вынуждают нас уделять ей все больше внимания: увеличение продолжительности жизни людей и разрушение озонового слоя.
Первое означает увеличение суммарного времени экспозиции глаз ультрафиолету. Второе – снижение способности атмосферы задерживать УФ-лучи, в том числе наиболее опасные коротковолновые. Несмотря на все попытки остановить разрушение озонового слоя, последний продолжает «таять», уменьшаясь в объеме примерно на 12% за десятилетие (в Северном полушарии – на 3%). По оценкам экспертов, уменьшение озонового слоя на 1% ассоциируется с ростом заболеваемости раком кожи на 4% и катарактой на 0,6-0,8%. Последствия истончения озонового слоя особенно явственны в горах, в южных широтах зимой.
Таким образом, проблема УФ-защиты глаз действительно стоит весьма остро и действительно возникла лишь недавно – когда сложились условия, в которых нам сегодня приходится обитать.
К сожалению, люди плохо информированы об опасности УФ для глаз. Социологический опрос, проведенный в США в апреле 2002 года по инициативе и при поддержке нашей компании, показал, что 79% опрошенных осведомлены о вреде УФ для кожи, но лишь 6% знают, что УФ-лучи могут вызвать поражение глаз.
Ультрафиолет и человеческий глаз
Существует два механизма повреждения тканей глаза УФ-лучами: ионизационный и неионизационный. В первом случае УФ-облучение приводит к образованию в тканях глаза положительно заряженных молекул – свободных радикалов, многие их которых вызывают изменения в структуре ДНК и ряда жизненно важных белков, в том числе гитонов и онкогенов. Последнее, в свою очередь, приводит к сбоям обратной информационной связи «белок – ген» и к образованию злокачественных опухолей.
Неионизационные эффекты УФ делятся на две группы: термические и фотохимические. Фотохимические хотя бы частично обратимы и развиваются при длительном воздействии низкоэнергетического излучения (350-530 нм). Термическое действие малохарактерно для УФ: выраженными «тепловыми» свойствами обладают красные и инфракрасные лучи (длина волны более 530 нм). Термический эффект световых лучей, как правило, глубок, необратим и развивается немедленно.
УФ-радиация относится к коротковолновой – ее диапазон 100-380 нм. Общепринятое деление УФ-лучей на три типа – А (мягкий УФ), В и С (жесткий УФ) – не вполне точно. Более оправданно выделение 4 областей УФ-зоны солнечного спектра: А (315-380 нм), В (280-315 нм), С (190-280 нм) и V (100-190 нм). Ультрафиолет V по своим свойствам приближается к рентгеновскому излучению; он наиболее опасен для глаз, поскольку обладает особенно сильными ионизирующими свойствами. Несколько меньшую опасность представляет УФ типа С, еще меньшую – В и А.
Почти весь ультрафиолет V и С фильтруется озоновым слоем атмосферы. Таким образом, говоря о вредном воздействии УФ на глаза, мы подразумеваем УФ-А и УФ-В. УФ типа В поглощается роговицей, и лишь небольшая часть лучей достигает хрусталика. Ультрафиолет А свободно проходит через роговицу, но задерживается хрусталиком, хотя некоторое количество УФ-А достигает сетчатки.
Итак, лишь малая доля УФ, проникающего через атмосферу, может непосредственно воздействовать на ткани глаза. Но последние чрезвычайно чувствительны к УФ; кроме того, доказан его кумулятивный эффект.
Поэтому повреждающее действие УФ на структуры глаза и его придаточного аппарата следует признать клинически значимым. Таких структур пять: веки, конъюнктива, роговица, хрусталик и сетчатка. В зависимости от типа УФ-экспозиции – спорадическая кратковременная либо систематическая длительная – могут развиваться острые и хронические патологии глаза, вызванные действием УФ.
Острые УФ-поражения глаз
Наиболее известное поражение век, вызванное большой дозой УФ-В, - солнечный ожог, проявляющийся эритемой и опуханием век, изредка ведущий к образованию пузырей и даже отслоению кожи.
Среди острых УФ-поражений тканей самого глаза чаще всего встречаются фотокератит и солнечная ретинопатия. Симптомами фотокератита служат боли и ощущение инородного тела в глазу, светобоязнь, снижение остроты зрения (появление размытого пятна). При осмотре пациентов с фотокератитом обычно отмечаются конъюнктивальная гиперемия от низкой до умеренной и эпителиальный кератит, захватывающий поверхностные слои, как правило, более выраженный и интерпальпебральной зоне, непосредственно подвергшийся УФ-«обстрелу». В большинстве случаев фотокератит довольно скоро проходит сам собой.
Солнечная ретинопатия развивается после интенсивной прямой УФ-экспозиции. Известны, например, случаи ретинопатии у лиц, наблюдавших солнечное затмение, у сварщиков, синоптиков, любителей солнечных ванн и т.д.
Хронические заболевания, вызванные УФ-облучением
Следствиями систематического УФ-облучения глаз могут стать неоплазмы век (базальноклеточные и чешуйчатоклеточные карциномы и меланомы, птеригий, катаракта и возрастная макулярная дегенерация). Вероятность развития этих заболеваний может быть различна, так как разные люди обладают разной чувствительностью к УФ. Предполагается, что важную роль играет пигментация радужки и кожи век, а также наследственный фактор.
Поскольку глазные патологии, вызванные УФ, чаще развиваются в среднем и пожилом возрасте, необходимо исследовать связь между УФ-облучением и процессами старения организма. Известный американский геронтолог Л.Хайфлик доказал, что при старении в органах и тканях накапливаются свободные радикалы. Ионизирующее действие УФ тоже приводит к образованию свободных радикалов. Изучение связи между этими двумя феноменами представляет несомненный теоретический и практический интерес. Кроме того, внешние признаки старения – потеря влаги кожей, глубокие морщины, снижение эластичности кожи, обеднение пигментации, телангиоэктазия – также связаны с УФ-облучением.
Недавние эпидемиологические исследования демонстрируют связь между временем, проводимым на улице, и вероятностью развития катаракты и макулярной дегенерации. Установлена высоко достоверная корреляция времени, проведенного на открытом солнце, с риском развития ранней макулодистрофии у подростков и лиц в возрасте 30-39 лет.
Наконец, УФ-облучение приводит к снижению остроты зрения в условиях низкой контрастности, поскольку усиливает светорассеяние средах роговицы и хрусталика.
Механизмы самозащиты глаза от УФ
УФ-облучение – отрицательный фактор, постоянно действующий на протяжении даже не веков, а миллионов лет. Неудивительно, что естественный отбор сформировал механизм самозщиты глаз от УФ.
Во-первых, количество света, поступающего в глаза, механически регулируется веками и радужкой. Во-вторых, роговица и хрусталик задерживают УФ. Особенно важна роль хрусталика: он несет основную нагрузку по защите сетчатки от ультрафиолета А. Со временем это может привести к развитию катаракты – вследствие уже упомянутого кумулятивного действия УФ. Суть его в том, что в результате фотоиндуцированных химических реакций образуются флуоресцентные пигменты, которые постепенно накапливаются и приводят к помутнению хрусталика. Его УФ-фильтрующая функция становится более выраженной с возрастом: если у 10-летнего ребенка до 75% УФ-А проникает через хрусталик, то у 30-летнего человека – лишь около 10%.
Нам представляется интересной гипотеза о возрастной катаракте как крайней форме адаптивной реакции глаза – точнее, его хрусталика – на УФ. В сущности, и при взрослении (когда УФ-фильтрующие возможности хрусталика растут от явно недостаточных до оптимальных), и при старении (когда хрусталик теряет прозрачность и его УФ-фильтрующая функция становится избыточной») идут сходные процессы – вернее, это один и тот же процесс, но с возрастом «заходящий слишком далеко». Не исключено, что катарактогенные явления служат цели защиты сетчатки от повреждения ультрафиолетом, гораздо более опасного и гораздо чаще необратимого в старости, нежели в юности.
Ультрафиолет и веки
Примерно 90% УФ-индуцированных раком кожи локализуется на участках кожи, подвергающихся прямому солнечному облучению: на лбу, крыльях носа, скулах, верхней губе, подбородке и веках. Последние «обстреливаются» ультрафиолетом практически постоянно, когда человек находится на улице.
Опасность УФ для век усугубляется тем, что из-за их близости к глазам нельзя применять кремы и лосьоны для защиты кожи. Все эти препараты содержат компоненты, чей контакт с тканями глаза может привести к кератоконъюнктивиту.
Когда необходима УФ-защита глаз
Ответ предельно прост: она необходима, когда есть риск УФ-облучения, т.е. постоянно.
Многие думают, что УФ и солнечный свет – синонимы. Это распространенное заблуждение приводит к ложному выводу, будто УФ-защита глаз есть защита от солнца. Но УФ-облучение – постоянно действующий фактор. УФ-лучи имеются в солнечном спектре в любую погоду, в любом месте и в любое время суток. Если быть точным, то и ночью вокруг нас довольно много источников УФ. Водоемы, песчаные пустыни, снег, даже асфальт в ночное время отбрасывают УФ-блики (правда, слабые и безвредные).
В пасмурную погоду интенсивность УФ-облучения снижается, но ненамного. Следует помнить и о том, что около 50% дозы УФ-облучения, ежедневно получаемой человеком, есть отраженный или рассеянный ультрафиолет. А интенсивность УФ-бликов, отбрасываемых песком, водой и особенно снегом, бывает даже выше, чем интенсивность прямых солнечных УФ-лучей.
Вернемся к сказанному в начале статьи об озоновом слое. Напомним, что его основная роль – задержка УФ типов С и V, т.е. наиболее опасных и канцерогегнных. А значит, по мере разрушения озонового слоя необходимость защиты от УФ возрастает.
Вот почему УФ-защита глаз должна быть столь же постоянной, сколь постоянен и вездесущ сам ультрафиолет как неблагоприятный для глаз фактор.