Марка Jil Sander — оплот минимализма в мире моды: в 1990-е годы — бескомпромиссного и сурового, в наши дни — по-прежнему сдержанного, но чувственного. О том, как создавалась, развивалась и менялась марка Jil Sander, читайте в нашем сегодняшнем материале рубрики «История бренда».
- Когда ей было всего чуть больше двадцати…
- Опережая время
- Успех с подготовочкой
- Они сошлись. Волна и камень…
- С бельгийским акцентом
- Ее последний камбэк
- Немецкие до кончиков заушников
Когда ей было всего чуть больше двадцати…
Будущая королева минимализма Жил Сандер, урожденная Хайдемария Жилин Сандер (Heidemarie Jiline Sander), родилась 27 ноября 1943 года в немецкой глубинке – местечке под названием Вессельбурен, что неподалеку от Гамбурга. Вспоминая свои детские годы, Сандер как-то заметила, что у нее всегда было обостренное чувство формы, так что даже куски хлеба, подаваемые в доме к обеду, по ее просьбе резались по-особому.Профессиональное образование в области дизайна Жил получила в государственной школе текстильной промышленности в Крефельде, после чего в рамках программы студенческого обмена продолжила обучение в Калифорнийском университете в Лос- Анджелесе. По окончании учебы она вернулась в Германию, где стала работать редактором отдела моды в различных женских журналах, в том числе в таких популярных изданиях, как Petra и Constanze.
Правда, наемным сотрудником Жил была очень недолго, не тот характер. Уже в 1967 году, продав свой «Фольксваген-жук» и взяв в «Дрезднер банк» кредит на 200 тысяч марок, она открыла в Гамбурге модный бутик, который назвала своим именем. Наряду с изделиями известных французских марок, как то: Thierry Mugler и Sonia Rykiel, там в скором времени появились и вещи, созданные по эскизам Сандер ею же самой.
Жил Сандер на фоне своего первого бутика. 1968 год
Опережая время
В 1974 году Жил Сандер представила свою первую коллекцию женской одежды, выпущенную под маркой Jil Sander. Общественность, на тот момент еще бесконечно далекая от идей минимализма, ее не особо оценила, что, впрочем, не поколебало веры дизайнера в собственные силы. Через два года Жил «выстрелила», продемонстрировав коллекцию, выполненную в «многослойном» или, в буквальном переводе с английского, «луковичном» стиле (когда предмет на предмет надевается не для усложнения силуэта или пущей нарядности, а потому, что так удобнее), основоположником которого, кстати сказать, она является.Плащ и костюм из твида марки Jil Sander. 1978 год
Помимо идеологической подоплеки ситуация с продажами коллекций Jil Sander осложнялась еще и тем, что, выполненные из лучших материалов (кроме как королевой минимализма Жил Сандер также нередко называют и королевой кашемира) и отличающиеся отменным качеством, вещи Jil Sander стоили отнюдь не дешево. И это в 1970-е годы, когда все щеголяли в демократичных джинсах и особо тратиться на дорогую одежду было не принято. Впрочем, такое положение вещей, казалось, мало смущало основательницу марки, уверенную в том, что время настоящего люкса, а соответственно, и марки Jil Sander еще непременно наступит.
Успех с подготовочкой
Большой успех пришел к марке Jil Sander лишь в 1990-е годы, с наступлением эпохи феминизма и минимализма. Вот когда ее строгий брючный костюм, ее белая рубашка стали не просто униформой успешной деловой женщины, а точкой зрения, демонстрацией прогрессивных взглядов, способом заявить о своих принципах и убеждениях.Что было до этого? Да много чего было! В 1978 году Жил Сандер, первая среди немецких дизайнеров, запустила собственную парфюмерную линию Jil Sander Woman Pure* и лично выступила ее лицом. На тот момент компания была не настолько богата, чтобы ангажировать на эту роль какую-нибудь известную модель. Хотя дело даже не в этом. Выступая лицом своей косметической линии, Сандер являлась гарантом ее качества, что всегда было для нее крайне важно.
Жил Сандер в рекламе. 1978 год
Они сошлись. Волна и камень…
В 1997 году Жил Сандер запустила мужскую линию марки, а через два года, в 1999-м, она продала большую часть акций своей компании с годовым оборотом 214 миллионов немецких марок миланскому концерну Prada Group. Что послужило тому причиной? Полагаем, что причин было несколько. Это и осознание того, что для дальнейшего роста компании ей нужен могущественный покровитель (особенно очевидно это стало на фоне разразившегося азиатского кризиса), и отсутствие преемника, и накопившаяся за годы борьбы в одиночку усталость, усугубленная тем, что все вопросы, касавшиеся ее бизнеса, перфекционистка Сандер всегда контролировала лично.По соглашению с итальянцами после продажи Сандер должна была остаться в компании в качестве председателя ее правления и креативного директора марки. И тут бы, как говорится, жить- поживать, да бизнес развивать… Однако не вышло. Из-за скандала с Патрицио Бертелли (Patrizio Bertelli), главой Prada Group, с которым немка не сошлась во взглядах на ведение бизнеса, всего через четыре месяца она ушла из компании. Тогда можно было подумать, что навсегда. Однако оказалось, что этот ее уход отнюдь не был заключительным аккордом в непростых отношениях дизайнера с собственным брендом.
С бельгийским акцентом
В 2003 году, помирившись с Бертелли, Жил Сандер триумфально вернулась в собственный офис, на этот раз продержавшись там 18 месяцев (противоречия с шефом Prada Group носили все-таки фатальный характер), после чего на посту креативного директора марки ее сменил бельгийский дизайнер Раф Симонс (Raf Simons), заслуживший за время работы в модном доме Jil Sander славу «главного минималиста современной моды», а также всеобъемлющую любовь байеров и критиков.Пока креативным дизайнером марки Jil Sander был Раф Симонс, ее лицом нередко выступала российская модель Наташа Поли
Ее последний камбэк
У современной женщины, равно как, должно быть, и у владельцев бренда Jil Sander (с 2008 года он принадлежит японской компании Onward Holdings), претензий к Рафу Симонсу не было, но в 2012 году он принял предложение стать креативным директором дома Dior. И тогда руководство Onward Holdings обратилось к Жил Сандер с предложением вновь взять бразды правления маркой в свои руки, и 68-летняя Сандер приняла вызов. Ее камбэк – как некогда Коко Шанель, вернувшейся на модную сцену примерно в том же возрасте после десятилетнего перерыва, – был впечатляющим! За два года она создала три замечательные коллекции – цельные, идеально продуманные, не менее лаконичные, чем в золотые времена минимализма, после чего в 2012 году вновь покинула свой модный дом, теперь, учитывая возраст, должно быть, уже навсегда.Промокадр рекламной кампании марки Jil Sander сезона-2010
Немецкие до кончиков заушников
Карл Лагерфельд (между прочим, уроженец Гамбурга), который всегда творил и творит свою моду в Париже, как-то сказал, что Жил Сандер – типичная немка. В ответ фрау Сандер парировала, что может лишь гордиться тем, что о ней так говорят.C 2015 года производителем оправ и солнцезащитных очков марки Jil Sander является немецкий концерн Rodenstock, и идеальнее партнера для дома Jil Sander, пожалуй, сложно себе представить. В январе 2016 года на выставке в Мюнхене, а затем в феврале на MIDO в Милане немцы продемонстрировали свою третью коллекцию марки Jil Sander, выполненную с серьезным пониманием «ДНК» бренда и уважением к нему.
Заслуживает внимания то, как мастерски дизайнеры коллекции сумели реализовать не самую простую концепцию «frame-in-frame», или «оправа в оправе», позволившую им сделать акцент на лаконичных, но при этом очень убедительных формах очков. Одна из ключевых ролей в коллекции отведена пастельным тонам, которые привнесли в нее ту чувственность и эмоциональность, которая отнюдь не чужда современной уверенной в себе женщине.
Очки Jil Sander новой коллекции. Модель J 0001
* Производителем парфюмерии выступил парфюмерный концерн Lancaster.
Елена Чуланова, журнал «Веко», 4/2016
ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ «БЮРО 24/7» (WWW.BURO247.RU), ELLE (WWW.ELLE.DE), ELLE.RU (WWW.ELLE.RU), SPIEGEL ONLINE (WWW.SPIEGEL.DE), WIKIPEDIA (DE.WIKIPEDIA.ORG), WHO’S WHO (WWW.WHOSWHO.DE), А ТАКЖЕ ПРЕСС-МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ КОНЦЕРНОМ RODENSTOCK