Золотые оправы

Золото издавна считалось символом роскоши и могущества, королем металлов и металлом богов.

Золото издавна считалось символом роскоши и могущества, королем металлов и металлом богов. Его история овеяна бесчисленным количеством легенд и мифов и неразрывно связана с историей цивилизации. В современном мире золото, являющееся составляющей золотовалютных резервов разных стран, также не утратило своего значения, а ювелирные изделия из золота, к которым, благодаря виртуозной технике изготовления, сегодня по праву можно отнести и очковые оправы известных производителей, — своей магнетической притягательности.

Золотые оправы

Золото – один из самых тяжелых металлов: его плотность составляет 19,3 г/см3. Именно на этом свойстве основан самый древний способ его добычи – промывание золотоносных песков. В потоке воды минералы с плотностью меньше золота (а это почти все минералы земной коры) смываются, в то время как золото оседает. Температура плавления золота составляет 1064 °С, по теплопроводности и электропроводности металл занимает третье место (после серебра и меди). Одним из важных свойств золота является его исключительно высокая химическая стойкость. Золото не подвержено коррозии и окислению, что обеспечивает долговечность созданным из него изделиям. Благодаря эстетическим свойствам, простоте обработки, необыкновенной химической стойкости и выдающимся антикоррозийным характеристикам золото широко используется в ювелирном деле. Однако есть одно «но»: чистое золото – слишком мягкое, его твердость по 10-балльной шкале Мооса (шкала для определения твердости материалов) составляет всего 2,5, в связи с чем ювелиры и изготовители очков используют золото преимущественно в виде сплавов с другими металлами. Оправы Fred

Проба золотых изделий

В целях стандартизации сплавов было введено понятие пробы, показывающей количество массовых частей драгоценного металла в 1000 массовых частей сплава. Примесные металлы, входящие помимо золота в состав сплавов, называют лигатурой. В настоящее время широкое распространение имеют две системы проб**: метрическая и каратная. В метрической системе, принятой в России, содержание золота обозначается числом частей по массе в 1000 частях, то есть массовой долей, выраженной в процентах. В ряде западных стран мерой содержания химически чистого золота в сплавах является британский карат***. Сокращенное обозначение: русское кар, международное ct или kt. Не следует путать карат как единицу массы камней и карат как меру чистоты золота. Во втором случае карат служит не единицей массы, а характеризует качество золотого сплава. Чем больше число каратов, тем выше содержание чистого золота в ювелирном изделии, а масса его может быть при этом какой угодно. Чистое золото, 1000-я проба, соответствует 24 каратам, 958-я – 23 каратам, 917-я – 22 каратам, 750-я – 18 каратам, 583-я – 14 каратам, 375-я – 9 каратам. Ювелирные украшения и оправы очков изготавливают по большей части из сплавов 750, 585 и 375-й проб. Однако в ряде коллекций присутствуют оправы с 23-каратным золотым покрытием, например «Davidoff Prestige» от «Ferdinand Menrad Group», «Chopard» от «De Rigo», «Daniel Swarovski» от «Silhouette». Ряд моделей коллекции «Lafont» имеет 22-каратное покрытие. Оправы Davidoff

Изготовление золотых оправ вручную

«Мы сами легируем золото», – рассказывает Беатрис Гэберт (Beatrice Ga..bert), руководитель берлинской компании «Gold Frames»****, специализирующейся на изготовлении золотых оправ вручную. «Этот процесс напоминает собой приготовление пирога. Замешать следует тысячу частей. Если нам необходимо золото 585-й пробы, то берется ровно 585 частей золота, а также медь и серебро, которого мы всегда кладем немного больше, чем меди. Смесь кладется в керамический тигель (сосуд для плавки материала. – Примеч. ред.), нагревается до температуры порядка 1000 °С и расплавляется в литьевой форме. В конечном итоге мы получаем золотую ленту, которая затем вытягивается в проволоку. После этого мы придаем проволоке необходимую форму. Оправу нельзя отлить целиком. Хотя теоретически это было бы возможно при наличии подходящей металлической формы для литья, однако такая оправа сразу же сломалась бы (части оправы припаиваются отдельно*****. – Примеч. ред.). К тому же мы – ювелиры, и нам нравится создавать индивидуальные вещи. Подготовка материала занимает одну треть от общего времени, необходимого для изготовления оправы в целом. В совокупности же изготовление оправы, включая все стадии от подготовки чертежа до получения готового продукта, занимает до двух дней. Все, естественно, зависит от степени сложности работы. После обработки золото, имеющее грязно-серый цвет, выглядит совсем не как золото. Блестеть оно начинает лишь после полировки, а это тоже процесс особый. Некоторые думают, что полировкой золото можно испортить. Это совсем не так. Кроме того, с ее помощью устраняются небольшие царапины на поверхности оправы. Если же оправа перестает нравиться, то мы легко можем сделать из нее, например, кольцо». В компании наряду с ювелирами работает и оптик. «Мастера могут сделать прекрасную оправу, однако конечный контроль всегда должен осуществлять профессионал», – отмечает Штеффен Кюнерт (Steffen Ku..hnert), владелец компании. Известным производителем золотых оправ, создание которых осуществляется вручную, является немецкая компания «Lotos», существующая на рынке с 1872 года. Для изготовления своих оправ компания, чьи изделия имеют пожизненную гарантию, использует золото 750-й и платину 950-й пробы. Клиентами компании являются известные политические и общественные деятели, а также члены королевских семей. Оправы Leonardo D.

Золотое покрытие

Хотелось бы отметить, что оправ из массивного золота на рынке весьма мало. Производители не стремятся производить их по двум причинам: во-первых, золото, как мы уже говорили, – металл тяжелый и мягкий. Во-вторых, рынок сбыта золотых оправ в силу их высокой стоимости достаточно ограничен Тем не менее на оптическом рынке можно найти коллекции золотых оправ из массивного золота. Оправы, выполненные из массивного 18-каратного желтого золота, а также платины, присутствуют в коллекциях «Air Titanium» и «Rim Titanium» датской компании «Lindberg», которая обращается с драгоценными металлами не менее виртуозно, чем с титаном, являющимся излюбленным материалом «Lindberg». Оправы из массива золота 750 – ой пробы присутствуют в коллекциях «Rodenstock» и «Porsche Design». Каждая модель выполнена как из желтого, так и из белого золота. Несомненным хитом коллекции «Porsche Design» является модель P 8106. Ювелирная коллекция оправ от «Gold & Wood» включает в себя модели из 14- и 18-каратного массивного золота, выполненные в соответствии с лучшими традициями мастеров ювелирного дела. Нередко золотые оправы выпускаются в особо торжественных случаях. Так, например, в этом году на выставке «MIDO» по случаю 70-летнего юбилея марки «Ray-Ban» компания «Luxottica» представила золотой «Ray-Ban». В конце 2006 года по случаю столетнего юбилея «Montblac» компания «Marcolin» выпустила специальную декорированную фирменными бриллиантами «Montblanc» серию оправ из 18-каратного желтого и белого массивного золота. В общей сложности коллекция включала в себя лишь 100 экземпляров. Впоследствии золотые оправы, выпущенные строго ограниченными сериями, часто становятся коллекционными редкостями. Однако в своих регулярных коллекциях производители все же предпочитают производить оправы с золотым покрытием. Его толщина является своего рода индикатором длительности жизни оправы. Для покупателя золотое покрытие – это порой не только вопрос имиджа, но и безопасности. Дело в том, что за исключением титана и хирургической стали все металлы, используемые для производства оправ, способны вызывать аллергическую реакцию. Оправы с золотым покрытием – надежный способ избежать аллергии. Важно только, чтобы покрытие было качественным. В целях надежной сопротивляемости коррозии и для долговечности изделия известные производители наносят на оправу многослойное покрытие. К примеру, все оправы, выпускаемые немецкой компанией «Leonardo D.», имеют четырехслойное покрытие. Первый грунтовочный слой, покрывающий базовый материал, в качестве которого используется хирургическая сталь, состоит из золота высшей пробы (24 карата) толщиной 0,2 мкм и наносится для выравнивания поверхности. Второй слой – чистый палладий (24 карата), имеющий толщину 3 мкм, служит основной защитой от коррозии. Палладий более плотный, нежели золото, и является идеальным антикоррозийным защитным материалом благодаря своим физико-химическим свойствам. Третий слой – 22-каратное золото толщиной 5 мкм. И наконец, последний – слой японского лака, обладающего уникальными свойствами прозрачности и твердости и превосходящего по цене даже золото. А вот для придания декоративного акцента оправам коллекции «S. T. Dupont», производителем которой является известная австрийская компания «Estede», используется так называемый королевский лак – собственная уникальная разработка «S. T. Dupont», благодаря которой оправы этой марки выглядят еще более респектабельно. Для отделки оправ применяется старинный способ украшения ювелирных изделий – гийош. Суть его состоит в том, что металл покрывают рифленой сетью тонких прямых и кривых линий, врезая их в поверхность. Эта работа требует ювелирной техники исполнения. Ведь малейшая неточность тут же будет очевидна. Оправы Silhouette

Золотые комбинации

Что есть роскошная оправа в современном понимании? Это – стиль, это – исключительное ощущение комфорта, это – изысканная комбинация самого благородного из металлов с природными материалами. В справедливости данного заключения нас убеждают актуальные коллекции известных производителей. «Leonardo D.» инкрустирует оправы пластинками 18-каратного золота, бриллиантами и кусочками натурального бивня мамонта. Именно использование этого уникального материала стало визитной карточкой «Leonardo D.». Кусочки бивня окрашиваются по специальной технологии, применявшейся еще в XV веке для окрашивания шахматных фигур из слоновой кости. Компания «Gold & Wood» сочетает золото с древесиной ценных пород дерева, рогом, драгоценными камнями (сапфирами, изумрудами, рубинами или бриллиантами), создавая продукты, символизирующие собой элегантную роскошь. Присущие оправам от «Silhouette» легкость, идеальное прилегание и максимальный комфорт характерны и для оправ линии «First Class», роскошной и утонченной. Базовым материалом моделей является титан, на который наносится золотое покрытие, в то время как элементы декора, а также шарниры выполнены из 18-каратного массивного золота, благодаря чему оправы выглядят особенно респектабельно. В новой коллекции медицинских оправ «Montblanc» с золотым 22-каратным покрытием заушники изысканных женских моделей украшает металлическое кружево филигранной работы, в переплетениях которого искрятся стразы Сваровски. Восьмигранные заушники мужских моделей украшены кольцами с гравировкой «Montblanc», характерными для отделки другого роскошного аксессуара «Montblanc» – ручек серии «Meisterstueck», что еще раз подчеркивает концептуальность коллекций. Бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды, а также полудрагоценные камни перидот, гранат, топаз, цитрин, аметист украшают модели «Vuillet Vega». Для того чтобы подчеркнуть игру света, создать объем и усилить контрастность, в ряде моделей камни предварительно оправлены 14-каратным золотом и затем уже вставлены в оправу. Заушники декорированы с помощью техники алмазного шлифования, применяемой в ювелирном деле. Для создания коллекции «Alaska Prestige» марки «Fred», чьи продукты по праву считаются символами ювелирного искусства Франции, используется золото толщиной 10 мкм в комбинации с драгоценными и полудрагоценными камнями, очаровывая мастерством исполнения и техникой проработки деталей. «Не кончился еще срок золотого века: невольно в наши дни в груди у человека при виде золота захватывает дух». Эти строки принадлежат Пьеру де Ронсару, поэту французского Возрождения. Сегодня, спустя четыре столетия после смерти месье де Ронсара, изделия из этого благородного металла отнюдь не утратили своей привлекательности, как прежде являясь показателем статуса и благосостояния. Ведь золото — ценность вневременная.

Елена Чуланова, Веко 8, 2007 ** До 1926 года в России существовала золотниковая система проб, введенная в 1700 году Петром I. Эта система была основана на русском фунте (1 фунт равен 96 золотникам). Таким образом, все ювелирные изделия, которые были выпущены до 1926 года, маркировались именно по этой системе. *** Данная мера массы получила свое название по названию зерен субтропического дерева цератонии (рожкового дерева), которые использовали для взвешивания драгоценных камней и золота. **** См.: Брилле унд Моде (Brille und Mode). 2006. Вып. 56. ***** Историки и археологи установили, что пайка металлов известна людям уже несколько тысячелетий. Только паяли древние не оловом, а золотом, точнее – сплавом золота и серебра.
Узнавайте больше по темам:
Сервисы