- Дальтонизм, или цветовая слепота
- О дальтонизме и дальтониках
- Художники-дальтоники
- Дальтонизм не лечится?
Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена одному из дефектов зрения — цветовой слепоте, или дальтонизму. Хотя некоторые офтальмологи не считают дальтонизм серьезным заболеванием, так как он не влияет на остроту зрения, его наличие может оказать серьезное влияние на работу людей, связанную с цветовосприятием или цветопередачей. Оказывается, среди известных живописцев были художники с дефектами восприятия цвета, и о некоторых из них мы расскажем.*
Дальтонизм, или цветовая слепота
Дальтонизм, или цветовая слепота – наследственная, реже – приобретенная особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Это довольно распространенное нарушение зрения получило свое название в честь Джона Дальтона**, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений. Половину своей жизни Дальтон даже не подозревал, что с его зрением что-то не так: он занимался оптикой и химией, но обнаружил свой дефект благодаря увлечению ботаникой. То, что он не мог отличить голубой цветок от розового, он объяснял путаницей в классификации цветов, а не недостатками собственного зрения. Однажды ученый заметил, что цветок, который днем, при солнечном освещении, был небесно-голубым (точнее, того цвета, который он считал небесно-голубым), при свете свечи выглядел темно-красным. Джон обратился к окружающим, но никто такого странного преобразования цвета не замечал, за исключением его родного брата. В 1794 году Дальтон был избран членом Манчестерского литературно-философского общества и выпустил в свет статью под названием «Необычные случаи цветовосприятия», где объяснял узость цветоощущения некоторых людей обесцвечиванием жидкого вещества глаза. Кроме фиолетового и голубого цветов Дальтон мог нормально распознавать только один – желтый, и так писал об этом: «Та часть картины, которую другие называют красной, мне кажется как будто тенью или просто плохо освещенной. Оранжевый, зеленый и желтый кажутся оттенками одного цвета, от интенсивного до бледно-желтого»***. Описав эту болезнь на собственном примере, Дальтон обратил на нее внимание людей, до того момента не осознававших у себя ее наличия. Несмотря на то что объяснение Дальтона подвергли сомнению еще при его жизни, тщательность исследований им собственной болезни была настолько беспрецедентной, что термин «дальтонизм» прочно закрепился за этим недугом и впоследствии стал обозначать не только описанную Дальтоном аномалию зрения в красной области спектра, но и любое нарушение цветового зрения. **** В 1995 году были проведены исследования сохранившегося глаза Джона Дальтона, в ходе которых выяснилось, что он страдал формой дальтонизма – дейтеранопией.
Известно, что у человека в центральной части сетчатки расположены цветочувствительные рецепторы – колбочки трех видов, имеющие свой тип пигмента белкового происхождения. Один тип пигмента чувствителен к красному цвету (с максимумом длины волны 552–557 нм), другой – к зеленому (максимум – около 530 нм), третий – к синему (426 нм). Люди с нормальным трихроматическим цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зеленый и синий) в необходимом количестве и воспринимают три основных цвета, смешением которых образуются видимые нормальным глазом оттенки. При отсутствии одного из этих пигментов наступает частичная цветовая слепота – дихромазия. Лица, страдающие дихромазией, различают цвета главным образом по их яркости; качественно они способны отличать в спектре лишь «теплые» тона (красный, оранжевый, желтый) от «холодных» тонов (зеленый, синий, фиолетовый). Многие считают, что дальтоники вообще не различают цветов. На самом деле лишь 0,1% из них видят мир как черно-белое кино. В большинстве же случаев наблюдается ослабление цветоощущения: протаномалия (снижение восприятия красного цвета) или дейтераномалия (снижение восприятия зеленого цвета). Полная цветовая слепота на красный (протанопия) или зеленый цвет (дейтеранопия) встречается гораздо реже, а невозможность различения синего и фиолетового цветов (тританопия) – чрезвычайно редко. Все формы врожденной цветовой слепоты являются наследственными. Передача дальтонизма по наследству связана с дефектом X- хромосомы, который практически всегда передается от матери – носителя гена к сыну.
Дальтонизм определяется при помощи специальных полихроматических таблиц Рабкина, каждая из которых состоит из множества цветных кружков и точек, одинаковых по яркости, но несколько разных по цвету. Дальтонику, не различающему присутствующие в таблице цвета, она предстанет однородной, а человек с нормальным цветоощущением разглядит цифру или геометрическую фигуру, составленную из кружков и точек одного цвета.
Дальтонизм может быть не только наследственным, но и приобретенным: вследствие возрастных изменений – помутнения хрусталика (катаракта), при котором снижается как острота зрения вдаль, так и цветовосприятие; из-за приема различных медикаментов (постоянного или временного); в результате травм глаз, затрагивающих сетчатку или зрительный нерв.
О дальтонизме и дальтониках
Опасные последствия, к которым может привести наличие дефекта цветового зрения, впервые привлекли к себе внимание широкой общественности в 1875 году, когда в Швеции, около города Лагерлунд, произошло крушение поезда, повлекшее большие жертвы. Перед следствием, которое велось по этому делу, стоял неразрешимый вопрос: как машинист (кстати, чудом оставшийся в живых и уверявший, что вел состав на зеленый свет) мог не заметить красный сигнал семафора? Привлеченный к расследованию катастрофы ученый-физиолог профессор Аларик Фритхиоф Гольмгрен (Alarik Frithiof Holmgren) пришел к выводу, что ее причиной стала цветовая слепота машиниста, который не различал красный цвет, а развитие транспорта в то время привело к широкому распространению цветовой сигнализации. Гольмгрен показал машинисту несколько мотков шерсти разного цвета и попросил его назвать цвет каждого из них. Указав на красный моток, подсудимый заявил, что это – зеленый, повергнув присутствующих в шок. После этой катастрофы профессор Гольмгрен разработал первые тесты для проверки цветового зрения. Данный случай привел к тому, что при приеме на работу в транспортную службу у кандидатов стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение.*****
Наибольшее число дальтоников зарегистрировано в Чехии и Словакии, в то время как на островах Фиджи и среди бразильских индейцев их практически нет. Наследственный дальтонизм поражает 8% мужчин и 0,5% женщин (то есть на 1000 человек приходится в среднем 43 дальтоника, если принять соотношение мужчин и женщин как 50:50). Менее 1% всех дальтоников, то есть приблизительно 1 из 2325 человек, – монохроматики. Синий цвет безошибочно воспринимают большинство людей: именно поэтому интерфейсы многих программ выполнены преимущественно в этом цвете.
Интересно, что создатели американского телесериала «Секретные материалы» использовали тему дальтонизма. В одной из серий некие злоумышленники через телетрансляторы с помощью закодированных цветовых сигналов воздействовали на телезрителей так, что те вели себя неадекватно и совершали немотивированные убийства. Даже агент Скалли попала под это воздействие, и только Малдер, который оказался дальтоником, смог ему противостоять. «Я слеп на красный и зеленый цвета», – заявил Малдер и продемонстрировал галстук своеобразной расцветки. Как же его приняли на работу в ФБР, ведь все агенты проходят строгие визуальные тесты? Очевидно, Малдер воспринимал красный и зеленый как один цвет, но отличал их от остальных. В другой серии суперагент безошибочно выбрал зеленую рубашку в шкафу, еще в одном фильме сериала, просматривая видеозапись, он правильно назвал цвет «крови» пришельца – зеленый. У таких людей уже в раннем возрасте мозг учится различать оттенки недоступных им цветов так же, как у обычного человека, например, светло-серый и темно-серый тона.
Действительно, цветовая слепота может ограничить наши возможности при исполнении тех или иных профессиональных обязанностей. Особенно важно качественное цветовое зрение для врачей, водителей, моряков и летчиков, так как от правильности их действий зависит жизнь многих людей. В Турции и Румынии тем, у кого есть нарушения цветоощущения, не выдаются водительские права. В России дальтоники при дихромазии могут получить водительские права только категории A или категории B без права работы по найму. В остальных странах Европы ограничений для дальтоников при выдаче водительских удостоверений нет. В США ограничен доступ к получению лицензии пилотам с нарушениями цветового зрения.
Считается, что дальтонизм также является препятствием для работы, связанной с использованием цветов. Так, в пособии для учителя «Младший школьник: развитие познавательных способностей»****** можно прочесть следующее: «Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, художниками - живописцами, модельерами». А в условиях приема в Московскую школу акварели Сергея Андрияки на 2009–2010 учебный год значится пункт о необходимости предоставления справки от окулиста на отсутствие дальтонизма с указанием, что цветоощущение в норме.******* Таким образом, дальтонизм – это причина профессиональной непригодности для художника. Хотя, как показывает история живописи, существуют исключения из этого правила.
Художники-дальтоники
Возможность того, что среди художников были и есть дальтоники, обусловлена простым логическим рассуждением – поскольку это нарушение зрения встречается достаточно часто, то можно предположить, что некоторые из людей с нарушением цветовосприятия оказывались художниками, указывает в своей книге «An eye for painting» («Глаз для рисования») Филипп Лантони.******** И это предположение подтверждается как сведениями из истории живописи, так и исследованиями. При диагностике зрения 342 художников из Дрездена, проведенной в 1978 году немецким офтальмологом Вольфгангом Мюнховым (Wolfgang Munchow), обнаружено, что 31 обследуемый имел цветовую слепоту, причем 17 из них отказались от цветной живописи и перешли к графике. ******** Количество дальтоников среди представленной выборки художников составило 9%, что практически совпадает со средним числом случаев дальтонизма в популяции – 8% среди мужского населения стран Европы.
В истории искусств имеются упоминания о наличии дефектов цветовосприятия у художников. Так, известен рассказ Джорджио Вазари о флорентийском художнике Баччио Бандинелли (Baccio Bandinelli, 1493–1560): Баччио нарисовал картон «Снятие с креста» и начал его раскрашивать… Микеланджело пришел посмотреть на его работу и был поражен, так как черно- белые рисунки Баччио были очень красивы, но цвета для картины были подобраны очень грубо. В дальнейшем Баччио Бандинелли отказался от применения цветных красок и нанимал молодого художника, который очень хорошо распознавал и использовал цвета. Похожую историю рассказывал аббат Ланци о венецианском художнике Николо Бамбини (Nicolo Bambini, 1651–1736): он хорошо знал о своих недостатках при подборе цветов, поэтому запрещал своим ученикам копировать собственные работы. Для придания большей яркости своим картинам Бамбини нанимал генуэзского художника Кассану (Cassana).
Но наиболее известным художником-дальтоником является француз Шарль Мерион (Charles Meryon, 1821–1868). Он был морским офицером и плавал по всему свету на корвете «Рейн». Под впечатлением удивительной красоты пейзажей островов Океании и Новой Зеландии Мерион начал рисовать. В 25 лет он оставил флот и решил посвятить себя живописи. Мерион знал о своем дефекте восприятия цветов и неоднократно упоминал о нем в письмах друзьям и родным. Так, в письме к Фоли (Foley) художник пишет: «У меня определенно имеется дефект в организации зрения, проявляющийся в том, что я путаю цвета, которые хорошо различают все, в особенности желтый и красный»*********. В письме отцу Мерион также рассказывает о проблемах с цветовосприятием: «Я только что начал писать акварелью и доволен прогрессом, хотя у меня имеется какой-то внутренний дефект зрения, который заставляет меня путать некоторые цвета, особенно если они разбавлены. Надеюсь, что привычка и практика помогут мне избавиться от этого порока» *********. Испытывая трудности с различением красного и желтого цветов, художник пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета, а потом уходит из живописи, сначала в рисунок, а потом в гравюру. Его офортами с видами Парижа восхищались Гюго, Бодлер, Ван Гог********** и многие другие... «Мой дефект зрения таков, что я предпочитаю красоты черно- белых гравюр с их градацией серого ярким краскам живописных полотен», – признавался художник *********.
Многие исследователи отмечают сумрачный осенний колорит пейзажей известного английского художника Джона Констебля (John Constable, 1776–1837). В своей книге Филипп Лантони приводит слова некоего Фуселли: «Где мое теплое пальто? Я собираюсь смотреть картины мистера Констебля»***********. Офтальмолог Морли высказывает мнение, что Констебль был дальтоником, а преобладание оттенков коричневого и желтого в работах художника обусловлено его плохим восприятием синего и голубого.************
На полотнах Винсента Ван Гога много желтого цвета. Специалисты утверждают, что такое пристрастие к желтому цвету, который появляется кстати и некстати, объяснялось тем, что Ван Гог нечетко различал цвета – был дальтоником.
Все исследователи творчества гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) обращают внимание на то, что он работал в серо-жемчужной гамме. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как на картине «Царевна- Лебедь» (1900), то погружается в таинственные сочетания светлой зелени и лиловых цветов, как на картине «Сирень» (1900), то выполняет работу в сдержанной серо-охристой гамме, как на картине «Пан» (1899). Отсутствие в его палитре ярких оттенков красного и зеленого психологи долгое время объясняли мрачным складом характера живописца. Более внимательно проанализировав цветовой состав картин Врубеля, ученые пришли к выводу, что дело не в пессимизме, а в дальтонизме, хотя некоторые считают это утверждение спорным. *************
В качестве примеров приобретенного дальтонизма, возникшего из-за возрастных изменений или болезней, нередко приводят творчество позднего периода таких живописцев, как Репин и Саврасов. Известно, что гениальный русский художник Илья Ефимович Репин (1844–1930) уже в преклонном возрасте попытался отреставрировать свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Однако окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения Репин сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и его работу пришлось прервать. Реставрация потребовалась из-за того, что в январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой человек Абрам Балашов, по профессии иконописец, из старообрядцев, изрезал ножом это полотно. Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, третий – повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. ************** Приехав в Москву 17 января, Репин немедленно пошел в Третьяковскую галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного. Вот что рассказывает Игорь Грабарь, назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи: «Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеже написанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, – я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года... Мы с Д. Ф. Богословским остановились... именно на восстановлении при посредстве акварельных красок, что и произвели в течение недели. Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей, снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала» ***************.
Отец русского пейзажа Кондратий Артемьевич Саврасов (1830–1897), автор знаменитой картины «Грачи прилетели» (1871), переболев тяжелым инфекционным заболеванием, под конец жизни перестал различать цвета и последние свои творения писал по воспоминаниям.
Из современных российских художников дальтоником является Виктор Александрович Чижиков (родился 26 сентября 1935 года в Москве) – народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана XXII летних Олимпийских игр в 1980 году – медвежонка Мишки. Его коллега Леонид Сергеев пишет: «Чижиков – неиссякаемый на выдумки рисовальщик юморист и уникальный, единственный в своем роде, художник – он дальтоник (ему жена под красками обозначала цвета), но он годами боролся со своим недугом и в конце концов победил – научился чувствовать цвет» ****************.
Итак, дефект цветового зрения не помешал художникам писать замечательные картины, отражающие свойственное им цветовосприятие окружающего мира, отличное от видения других людей. А как изменилось бы их творчество, если бы цветовую слепоту можно было излечить, и возможно ли это?
Дальтонизм не лечится?
К сожалению, не лечится – перестать быть дальтоником невозможно. Однако в Интернете можно найти немало предложений от компаний – производителей окрашенных очковых и контактных линз, которые утверждают, что их продукция помогает страдающим цветовой слепотой людям уменьшить симптомы своего состояния. Компании обещают следующие положительные изменения: оптимизацию общего цветовосприятия, улучшение яркости цветов, появление ранее не видимых цветовых оттенков, улучшение способности правильно называть и интерпретировать цвета. Но многие критики данного метода помощи пациентам с цветовой слепотой отмечают, что основным его преимуществом является улучшение результатов при прохождении цветового теста Ишихары (Ishihara). *****************
Сущность применения окрашенных линз для дальтоников заключается в следующем: линзы, как очковые, так и контактные, необходимо носить на одном глазу – так удается различить большее количество цветов. Для привыкания к этим линзам требуется какое-то время, в течение которого человек учится узнавать новые цвета. В некоторых ситуациях окрашенные линзы помогают улучшить цветовосприятие, хотя и вносят изменения в привычную цветовую палитру окружающей среды. Из-за того что линза установлена только на одном глазу, может казаться, что некоторые цвета мерцают или вибрируют. В современных очках с одной окрашенной линзой, предназначенных для дальтоников, используют специальные покрытия, которые делают вид очков менее вызывающим, что позволяет пациентам применять их на постоянной основе.
Хотя в настоящее время состояние цветовой слепоты у людей неизлечимо, успехи в генной терапии обещают им надежду на решение этой проблемы в обозримом будущем. Ученым удалось улучшить цветовое зрение в опытах с обезьянами-дальтониками, которым в глаза делали инъекции генов, помогающих восстановить недостающие цветовые рецепторы. Животным предлагали тест на распознавание цветов, и они не получали лакомство, если делали в нем ошибки. После курса инъекций результаты тестов значительно улучшились, и обезьяны стали различать ранее невидимые для них цвета и оттенки. Ученые надеются, что их исследования помогут многим пациентам-дальтоникам справиться со своим дефектом зрения ******************.
Итак, уважаемые читатели, неспособность различать некоторые цвета не обязательно станет препятствием для одаренного человека на его пути к славе художника — ведь самые яркие краски и образы рождает внутренний мир творца, преображая окружающую действительность. В следующих статьях мы расскажем о том, как другие дефекты зрения способствовали становлению оригинальной живописной манеры некоторых известных художников.
* В заглавие статьи вынесена строка из сборника стихов Фиры Фишмен «Морские тропы»; в начале статьи – картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе в Арле» (1888).
** Джон Дальтон (6 сентября 1766 – 27 июля 1844) – английский химик, метеоролог и естествоиспытатель, наиболее известный исследованиями в области атомной теории строения вещества, а также цветовой слепоты – дальтонизма [см.: Дальтон, Джон // Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 16.05.2011)].
*** Цит. по: Гратцер, У. Эврики и эйфории: Об ученых и их открытиях = Eurecas and Euphories: The Oxford Book of Scientific Anecdotes / Уолтер Гратцер ; под ред. И. Опимах. М. : КоЛибри, 2010. 656 с.
**** См.: Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 16.05.2011).
***** См.: Vingrys, A. J. Origins of colour vision standards within the transportation industry / A. J. Vingrys, B. L. Cole // Ophthmalic and Physiological Optics. 1986. Vol. 6, N 4. P. 369–375.
****** Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 2003. 208 с.
******* Информация с сайта Ответы@mail.ru (URL: https://otvet.mail.ru/question/28978975/).
******** См.: Lanthony, Ph. An eye for painting / Philippe Lanthony. Paris: Réunion des Musées Nationaux, 2006. P. 138.
********* Ibid. P. 146.
********** Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh, 1853–1890) – голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
*********** См.: Lanthony, Ph. An eye for painting. P. 136.
************ Dobson, R. Illness: the pathway to creative genius? / Roger Dobson // The Taims. The Sandy Taims : [сайт]. URL: https://www.thetimes.co.uk/ (дата обращения: 17.05.2011).
*************См.: Михаил Александрович Врубель (1856–1910) // NiK : [сайт]. URL: https://nikiforovsp.narod.ru/ (дата обращения: 17.05.2011); Ростовцев, Д. Свет и цвет – одной природы / Дмитрий Ростовцев // Ruprint.ru : [сайт]. URL: https://printer-publisher.ruprint.ru/stories/26/275_1.php (дата обращения: 17.05.2011).
************** См.: История создания картины «Иван Грозный и сын его Иван» // И. Репин : [сайт]. URL: https://ilya-repin.ru/ivan-grozny2.php (дата обращения: 17.05.2011).
***************См.: История создания картины «Иван Грозный и сын его Иван» // И. Репин : [сайт]. URL:. https://ilya-repin.ru/ivan-grozny3.php (дата обращения: 17.05.2011).
**************** Сергеев, Л. Заколдованная. Белый лист бумаги / Леонид Сергеев // Хронос : [сайт]. URL: https://www.hrono.ru/libris/lib_s/ser164.html (дата обращения: 17.05.2011).
***************** См.: Corrective lenses: a color blindness cure? // Color-Blindness.com : [сайт]. URL: https://www.colour-blindness.com/solutions/cure/ (дата обращения: 17.05.2011).
******************См.: Flück, D. Curing Color Blindness / Daniel Flück // Colblindor : [сайт]. URL: https://www.color-blindness.com/curing-color-blindness/ (дата обращения: 17.05.2011).
Ольга Щербакова , Веко 10, 2011