- Младые годы Вернера Бальдессарини
- Вот как бывает...
- Джентельмены Baldessarini
- «Я себе уже всё доказал»
- Коллекция оправ и солнцезащитных очков Baldessarini
Можно ли воспитать в себе хороший вкус или же это привилегия избранных, которая передается строго по наследству? По мнению Вернера Бальдессарини, основателя мужской марки класса-люкс Baldessarini, вкус поддается тренировке, пусть и до определенного предела. Конечно, на его формирование накладывает отпечаток среда, которая нас окружает, так что желательно, чтобы она была эстетически развивающей. Не менее важными являются умение быть чутким к тому, что происходит в мире моды, и способность преломлять увиденное через призму собственной индивидуальности. Кроме того, желающему познать, что есть хороший вкус, нелишним будет познакомиться с «биографией» бренда Baldessarini, основатель которого учил относиться к моде с юмором и легкой иронией - одним словом, не слишком серьезно.
Младые годы Вернера Бальдессарини
Первой ступенькой карьерной лестницы Вернера Бальдессарини (Werner Baldessarini) - австрийца с итальянскими корнями - стало место ученика в фешенебельном мюнхенском магазине мужской одежды Hirmer, в который он пришел в 1962 году. На тот момент ему было 17 лет, и он учился на экономиста. Интересно, что, даже занимая скромное положение ученика, он стремился выглядеть так, как выглядят те, кто уже достиг карьерных высот. Все ученики в магазине Hirmer в то время носили костюмы из недорогой полиэфирной ткани. К своему костюму-униформе юный Вернер приобрел роскошный галстук из тяжелого шелка производства австрийской компании Braun & Co., некогда снабжавшей своими изделиями мужскую половину прусского королевского двора. Галстук обошелся Бальдессарини в 80 немецких марок. Много ли это? Ровно на 15 марок больше, чем он получал за месяц работы в Hirmer. При таких обстоятельствах со стороны покупка могла бы показаться почти безумием, однако же Бальдессарини, уверенного в том, что в человеке должно быть прекрасно все, даже галстук, расходы не смутили. Секретам элегантности молодому человеку было у кого учиться: его отец, занимавшийся оптовыми поставками текстильной галантереи, заказывал для себя костюмы и обувь в Англии, где ее изготавливали по его индивидуальным меркам, и всегда был одет с иголочки. Надо сказать, что он не считал нужным принимать участие в карьерном продвижении сына, полагая, что тот в состоянии сам проторить себе дорогу, и время показало его правоту.
Следующим местом работы Вернера Бальдессарини стал магазин мужской моды класса люкс Wagenheimer, в котором ему предложили должность закупщика или, как сегодня принято говорить, байера, отвечающего за формирование ассортимента магазина. Опыт работы байером оказался весьма ценным для молодого человека: курсируя между Италией и Германией, дотошно изучая предложения известных итальянских поставщиков и выискивая в их коллекциях то, что отвечало бы взыскательным вкусам клиентов магазина Wagenheimer, он шлифовал и оттачивал свой собственный вкус, будто мускул, тренировал свою интуицию, во многом благодаря чему в дальнейшем ему и удастся сделать имя в мире мужской моды.
Вот как бывает...
Весной 1973 года в магазин Wagenheimer зашел молодой бизнесмен Уве Холи (Uwe Holy). В сумке у него лежал мужской костюм, сшитый на фабрике в Метцингене, которой Уве владел на паях с братом Йоханом. Фабрика досталась братьям по наследству от деда Хьюго Фердинанда Босса (Hugo Ferdinand Boss), при котором на ней отшивали главным образом рабочую одежду. Внуки основателя задались целью вывести семейный бизнес на новый уровень, и костюм, с которым Уве пожаловал в Wagenheimer, должен был стать первым шагом на пути к этому.
Однако проникнуть в мир дорогих мужских костюмов братьям удалось не сразу. Байер магазина Wagenheimer - уже знакомый нам Вернер Бальдессарини - резко раскритиковал их изделие, тем самым лишив надежды на сотрудничество. «Если этот костюм вам не по вкусу, скажите, что вам нравится?» - теряя самообладание, спросил его Уве Холи. Возможно, фраза была сформулирована несколько иначе, но смысл от этого не меняется. Ответ Вернера не оставил бизнесмену ни малейшего сомнения в том, что его собеседник прекрасно разбирается в предмете. Более того, воспользовавшись его советами, братья Холи смогли настолько улучшить качество и внешний вид выпускаемых ими костюмов, что байеры крупных немецких магазинов стали смотреть в их сторону с неподдельным интересом. В 1975 году братья пригласили Бальдессарини стать главным дизайнером их компании и, надо сказать, не прогадали: после десяти лет сотрудничества с ним компания Hugo Boss, чья продукция быстро пришлась по вкусу топ-менеджерам, элите кинематографа и спорта, ежегодно продавала одежды на 150 миллионов долларов. И это было только начало.
Джентельмены Baldessarini
В 1993 году Вернер Бальдессарини - на тот момент креативный директор компании Hugo Boss - принимает решение сосредоточить усилия своей команды на развитии трех направлений мужской одежды: классической коллекции Boss, молодежной коллекции Hugo и коллекции класса люкс Baldessarini, призванной удовлетворить запросы зрелых состоявшихся мужчин, которые могут себе позволить игнорировать формальный дресс-код. Вернер неслучайно дал ей собственное имя: в коллекции Baldessarini, которая сегодня успешно конкурирует с Kiton, Brioni и Ermenegildo Zegna, нашло отражение все то, что Бальдессарини лично считал великолепным.1 Посему вполне понятно, что с момента выхода на рынок коллекции для ее создания использовались лишь самые лучшие ткани - преимущественно итальянские, но также английские и ирландские, в частности ирландский лен, который, по словам Вернера Бальдессарини, мнется дорого и благородно, напоминая морщинки на лице Чарльза Шумана, ставшего лицом марки Baldessarini в 1996 году.
На личности Чарльза Шумана (Charles Schumann), который настолько сроднился с брендом Baldessarini, что его нередко принимают за самого Бальдессарини, хотелось бы остановиться немного подробнее. Он по образованию политолог и журналист, владелец самого популярного мюнхенского бара Münchener Schumann's и автор популярных книг по барменскому искусству. «Понимаете, Чарльз выглядит так, будто ему уже тысяча лет. Ему легче показать качество и неброский шик нашей одежды, чем какому-либо юному манекенщику. Он выглядит сильным, опытным и одновременно беззащитным. Женщинам хочется познакомиться с таким мужчиной. Чарльз - это мужчина Baldessarini, который не стремится к успеху, он уже достиг его, и это обычное для него состояние», - отметил в своем интервью журналу «Коммерсант. Деньги» в 2002 году Вернер Балдессарини.2
Впрочем, совсем без участия манекенщиков в рекламных кампаниях Baldessarini все-таки не обошлось: в 2010 году, после того как в архитектуре бренда Baldessarini появляются суббренды Baldessarini Black и Baldessarin Jeans3, лицом марки становится любимчик Карла Лагерфельда, молодой француз Батист Джиабикони (Baptiste Giabiconi), а в 2011-м - уже не очень молодой американец Тони Уорд (Tony Ward), брутальный и чертовски привлекательный - сегодня, пожалуй, даже более, чем в начале своей карьеры.
«Я себе уже всё доказал»4
Достигнув всего, чего только можно пожелать, и порядком подустав от деловых костюмов, с которыми обычно ассоциируется Hugo Boss, в 2002 году Вернер Бальдессарини принимает решение покинуть эту компанию, работе в которой отдал 27 лет своей жизни.5 Свободу он хотел обрести и раньше, однако владельцы бизнеса - в 1991 году главным акционером компании стал итальянский концерн Marzotto - каждый раз удерживали его от этого шага. Впрочем, уходя, Бальдессарини оставляет за собой должность шеф-дизайнера коллекции Baldessarini - детища, которое ему особенно дорого.
В 2002 году Вернер Бальдессарини представляет первый мужской аромат марки Baldessarini Eau de Cologne, который он продвигает под лозунгом «Отличает мужчин от мальчиков». В 2003 году аромат принес его создателю премию Fifi Awards - своего рода парфюмерный аналог «Оскара» - в номинациях «Лучший мужской парфюм» и «Лучший дизайн флакона». В результате Вернер Бальдессарини стал первым немецким дизайнером, который был удостоен этой высокой награды.
Между тем структура бизнеса Hugo Boss разрабатывается заново, и руководство компании решает продать бренд Baldessarini. По мнению Вернера Бальдессарини, это решение было продиктовано нежеланием концерна Hugo Boss более видеть в своем портфолио чужие имена.6
Бальдессарини выкупает свою марку и в 2006 году продает ее концерну Ahlers – крупнейшему европейскому производителю мужской одежды, являющемуся правообладателем марок Otto Kern, Pierre Cardin и ряда других. «В портфеле брендов Ahlers Baldessarini – это Bentley, то есть настоящая премиальная марка. А предметы роскоши хорошо продаются», – отметил Вернер Бальдессарини, отвечая на вопрос репортера немецкого журнала Spiegel о том, что принесет Ahlers приобретение Baldessarini.7 Примечательно, что, продавая марку, Вернер Бальдессарини все же не выпустил ее из-под своего крыла и некоторое время продолжал курировать ее. Надо сказать, что с «приемным родителем» он не ошибся. Компания Ahlers действительно смогла обеспечить соответствующее продвижение бренда на международной арене, и одним из ее серьезных достижений стало усиление его присутствия в Восточной Европе и Азии.
Коллекция оправ и солнцезащитных очков Baldessarini
В 2009 году оптической общественности была представлена первая коллекция оправ и солнцезащитных очков Baldessarini, создание которой стало возможным в результате заключения лицензионного соглашения между Baldessarini - дочерней компанией концерна Ahlers - и немецким концерном Rodenstock, являющимся одним из крупнейших в мире производителей очковых линз, оправ и солнцезащитных очков. Следует отметить, что к формированию своего портфеля брендов концерн Rodenstock относится весьма и весьма щепетильно8, связывая себя узами сотрудничества лишь в том случае, когда идеология лицензионного бренда близка его собственной. Именно так было и в случае с Baldessarini. «Baldessarini и Rodenstock - это бескомпромиссное качество и пристальное внимание к деталям. Мы великолепно дополняем друг друга. В результате сотрудничества Rodenstock получит возможность расширить свой ассортимент за счет эксклюзивного предложения. Baldessarini же сможет использовать наше ноу-хау и более чем 130-летний опыт производства оправ и очковых линз», - отметил по случаю начала сотрудничества Олаф Гётгенс (Olaf Göttgens), глава концерна Rodenstock.9
Руководство Baldessarini также отнеслось к сотрудничеству с большим воодушевлением. Вот что сказал по этому поводу Торстен Штибинг (Thorsten Stiebing), глава компании Baldessarini: «В лице компании Rodenstock мы нашли партнера, который предъявляет самые высокие требования к создаваемым им очкам. Они станут великолепным дополнением к нашим основным коллекциям и смогут соответствовать нашим стандартам качества».9 Сегодня, спустя четыре года, мы можем сказать, что партнеры полностью оправдали свои ожидания в отношении друг друга, а главное - ожидания поклонников марки Baldessarini, которые, безусловно, знают толк в красивых вещах.
В новой рекламной кампании Baldessarini сезона весна-лето-2013 снялся известный калифорнийский серфер и художник Крис Дель Моро (Chris Del Moro), который смог реализовать свою мечту путешествовать по всему миру. Эффектного бородача одели в смокинг и котелок, что, однако, не помешало ему кататься на скейтборде. «Красивая вещь нужна для того, чтобы ею пользоваться, а не гордиться», - сказал некогда Вернер Бальдессарини, и судя по всему, его последователи с ним в этом вопросе солидарны.
1 Заметим, что в 1996 году Вернер Балдессарини получил престижную американскую премию в области моды Michael Award.
2 Фатехова А. «Я больше не хочу спешить» // Коммерсантъ.ru [Сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/335026 (дата обращения: 09.05.2013).
3 Целевая аудитория коллекции Baldessarini Black - успешные независимые молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет, которые не пренебрегают модными тенденциями, но в то же время и не растворяются в них. Baldessarini Jeans - коллекция джинсовой и спортивной одежды, которая адресована молодежной аудитории.
4 Строчка из песни Владимира Высоцкого «Прощание с горами».
5 С 1998 года Вернер Бальдессарини занимал в Hugo Boss пост председателя правления. Покинув компанию, он остается членом ее наблюдательного совета.
6 В ассортименте Hugo Boss место Baldessarini была призвана занять линия Boss Selection. В 2012 году она была интегрирована в основную коллекцию Boss Black, в результате перестав быть самостоятельной линией.
7 Bonstein J. Modemacher Baldessarini: «Luxus läuft gut» // Der Spiegel [Сайт]. URL: https://www.spiegel.de/wirtschaft/modemacher-baldessarini-luxus-laeuft-gut-a-434026.html (дата обращения: 02.05.2013).
8 В настоящее время помимо Baldessarini портфель брендов немецкого концерна включает в себя домашнюю марку Rodenstock и лицензионные марки Dunhill, Mercedez-Benz, Porsche Design.
9 Die ersten Baldessarini-Brillen // DOZ. 2009. N 10. S. 61.
ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ КОМПАНИЙ BALDESSARINI (COMPANY.BALDESSARINI.COM) И HUGO BOSS (GROUP.HUGOBOSS.COM), ЖУРНАЛОВ SPIEGEL (SPIEGEL.DE) И FOCUS (WWW.FOCUS.DE), А ТАКЖЕ ВЕБ-РЕСУРСА WIKIPEDIA (DE.WIKIPEDIA.ORG)
Елена Чуланова, журнал «Веко», 5/2013