Немеркнущая популярность очков Cazal

На оптическом небосклоне звезда по имени Cazal ярко сияет вот уже три десятилетия. В чем причина ее немеркнущей популярности у самых известных людей планеты?

На оптическом небосклоне звезда по имени Cazal ярко сияет вот уже три десятилетия. В чем причина ее немеркнущей популярности у самых известных людей планеты? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к прошлому марки — богатому интересными, курьезными, а порой и драматическими событиями.

О славе

Звучным и запоминающимся названием, равно как и фактом появления на свет в 1975 году, марка Cazal обязана своему основателю – неординарному и невероятно талантливому дизайнеру Кари Заллони (Cari Zalloni), чье имя стало легендой уже при жизни. Как-то на миланской выставке к Заллони подошел американский журналист и ошеломленно произнес: «Так вы и есть Казаль?»* Когда несколько озадаченный Заллони утвердительно кивнул, американец от нахлынувших на него эмоций был готов заключить его в объятия: «О, вы действительно еще живы!» А немного пообщавшись с дизайнером, которому тогда (а это был 2007 год) исполнилось семьдесят, журналист имел возможность убедиться и в том, что его собеседник, возрасту вопреки, живет насыщенной и плодотворной жизнью и, кажется, совершенно не думает стареть.

Созданная им «одежда для глаз» украшает лица знаменитостей по обе стороны Атлантики. Среди почитателей его таланта – любимый немцами актер Хорст Тапперт, экс-президент СССР Михаил Горбачев, ныне покойный король Иордании Хусейн, американские певицы Кристина Агилера и Гвен Стефани, актриса и фотомодель Памела Андерсон. Кстати, с Америкой Cazal связывают совершенно особые отношения. С самого начала создания коллекции и выхода ее на рынок очки Cazal успешно экспортировались в США, но по-настоящему большая слава настигла марку в 1982 году.

Кари ЗаллониЭто произошло весьма неожиданным и даже скандальным образом. На одной из станций метро в Филадельфии разгорелся спор между двумя брейкдансерами: молодые люди не могли решить, у кого из них имидж «круче». Конфликт имел летальный исход. Вскоре после этого в Бронксе**, округе Нью-Йорка, из своего штатного оружия был убит полицейский. Два не связанных между собой криминальных случая объединяло то, что в материалах обоих дел фигурировали очки Cazal, в частности модель 607, известная в Америке под названием «Cazzy», о чем папарацци не замедлили раструбить. «Это было просто какое-то сумасшествие, – вспоминает Заллони. – Вначале немецкие оптики решили, что эти трагедии не что иное, как возмутительная рекламная кампания».***

Резонанс от произошедших событий был огромным. Очки из небольшого немецкого города Пассау попали на обложки журналов Bild и New York Times. В Пассау приехала съемочная группа американского канала ABC-TV. Печально известная Cazzy**** мгновенно стала очковым бестселлером. Подумать только, что вначале эту модель, ставшую объектом вожделения всех американских реперов, даже не хотели включать в коллекцию!

Спустя какое-то время дела привели Заллони в Чикаго. В отеле он случайно услышал разговор двух афроамериканцев. Один из них спросил другого, знает ли тот, какие солнцезащитные очки сейчас в США самые модные, и его приятель, не задумываясь, ответил: «Cazzy от Cazal». С того дня прошло довольно много лет, однако неизменным остается то, что модели Сazal не сходят со страниц журналов. Правда, сегодня их можно увидеть скорее в светской хронике, нежели в криминальных репортажах.

О творческом пути

Кари Заллони родился в Афинах в 1937 году. В Австрию – на историческую родину матери (по отцу он итальянец) – его семья вернулась в 1947 году. Сегодня он вместе со своей женой Иреной, собакой, кошкой и попугаем живет в старинном доме, принадлежавшем четырем поколениям его предков, неподалеку от австрийского города Граца. Он мог бы стать химиком, но учебе на химическом факультете предпочел занятия в классе венского профессора архитектуры Освальда Хэрдтла (Oswald Haerdtl), где и приобрел навыки и знания в области дизайнерского искусства. В 1962 году Заллони открыл свое дело и занялся дизайном интерьеров, однако на этом не успокоился. В то время как Ирена – его «точная противоположность, без которой никогда бы ничего не вышло», – посвятила себя заботе о двух детях и доме, он искал для себя новое поле деятельности. То, что Заллони занялся дизайном очков, явилось чистой воды случайностью. «Но случай, – считает дизайнер, – имеет большое значение в жизни. Опыт же помогает определить, где искать тот самый счастливый случай».

Поиски «случая» привели Заллони в Пассау – элегантный город в Восточной Баварии, где реки Инн и Ильц впадают в Дунай. В фирме, для которой он стал разрабатывать дизайн очков, его свободу самовыражения никто не ограничивал. «Только на небольших предприятиях можно еще создать свой собственный стиль», – уверен Заллони, который с самого начала поставил перед собой задачу разработать уникальный запоминающийся дизайн. Стильные, броские, роскошно декорированные и вместе с тем очень качественные очки из Пассау стали идеальными для американцев и азиатов, желающих громко заявить о своем успехе. Уже первые модели стоили порядка 500 долларов. А вот в родных пенатах Заллони поначалу сочли сумасшедшим. Местным оптикам потребовалось время, чтобы понять и принять его коллекцию. Однако со временем марка получала все большую известность в Европе*****, ее целевая группа, основу которой составляли люди притязательные, финансово независимые, отличающиеся оригинальным вкусом и нестандартным мышлением, постепенно увеличивалась.

И все же самыми ярыми поклонниками Cazal стали американцы. Компания даже открыла свое отделение в Майями. Солнцезащитные очки Cazal быстро стали символом богатства и успеха. Перед ними не устояли чернокожий боксер Майк Тайсон и певец Стив Уандер, Майкл Джексон и Джек Николсон, Энтони Квин и Аль Пачино, а также джазовый трубач Диззи Гиллеспи, что является предметом особой гордости Заллони – большого любителя джаза.

О принципах работы

Сегодня над созданием коллекции Cazal трудится международная команда из пяти талантливых дизайнеров. «Мы – добрые друзья, но при этом абсолютные конкуренты. Ведь борьба подстегивает, не дает остановиться. А эта опасность подстерегает даже опытных дизайнеров», – говорит Заллони. При этом обязательным условием является то, что характерный, узнаваемый стиль Cazal, столь любимый и почитаемый клиентами, должен быть сохранен. Это, конечно, существенно затрудняет задачу дизайнерам, которые должны учитывать, что от Cazal всегда ожидают ярких экстравагантных оправ крупных размеров, с обязательным участием металла и роскошным, предпочтительно золотым декором.

Немеркнущая популярность очков CazalВпрочем, являясь профессионалами своего дела, дизайнеры мастерски справляются с поставленной задачей, сохраняя стиль и при этом не останавливаясь на достигнутом. Специально для всех поклонников культовых моделей прошлого столетия компания создает серию винтажных очков, в настоящее время включающую в себя восемь моделей. Среди них – модель 951, получившая огромную популярность сразу же после того, как ее увидели на известном певце Стиве Уандере на одной из ежегодных музыкальных церемоний. В новом исполнении эта модель предусматривает замену солнцезащитных линз на рецептурные, имеет специальную прокладку- перекладину, предотвращающую запотевание линз, а также регулируемые заушники и съемные боковые щитки. Присутствует в этой серии и уже упомянутая нами модель 607.

Примечательно, что автором многих интересных идей по-прежнему является Заллони – человек, увлечения которого выходят далеко за рамки одной отрасли. Его занятия росписью по фарфору акварельными красками нашли продолжение в создании декоративных картин со строгими орнаментами, причем некоторые из них заимствованы для украшения заушников оправ. «Символы», по мнению Заллони, – второй визуальный язык дизайнера, и этим языком в Cazal владеют в совершенстве.

О спадах и подъемах

Девяностые годы прошлого века ознаменовались для Cazal некоторым затишьем. Модная публика, увлеченная эстетикой минимализма, на время потеряла к Cazal интерес. Но несмотря на веяния времени, марка Cazal, всегда противостоявшая мейнстриму, осталась верна себе (ну а многие ее постоянные клиенты остались верны ей).

Забвение Cazal длилось недолго. В начале XXI века дела компании снова пошли в гору. Так, в Японии, являющейся наряду с США ключевым рынком сбыта продукции Cazal, оборот компании в период с 2003 по 2008 год увеличился вдвое. Стабильно высокие результаты продаж очков марки Cazal отмечаются и в России. Лавры первооткрывателя бренда для российского потребителя принадлежат компании «Интероптика», которую с Cazal связывают 18 лет плодотворного сотрудничества.

Фотограф Джеймл ШабаззСегодня Cazal охотно выбирают для модных фотосъемок глянцевые издания. Именно очки Cazal (модель 907) украшают лицо певицы Бейонс – обладательницы девяти премий «Грэмми» – в новом клипе Upgrade U; именно Cazal (модель 905) мы видим на обложке нового диска Sweet Escape, выпущенного певицей Гвен Стефани. Это свидетельствует лишь об одном: марка Cazal остается культовой, а что касается ее создателя, то он, несмотря на свой, скажем так, преклонный возраст, в настоящее время реализует самые разные проекты, начиная от дизайна верхней одежды и заканчивая созданием люстр. «В конце концов, я остался верен очкам лишь потому, что постоянно изменял им», – с лукавой улыбкой говорит Заллони, вызывая восхищение и уважение одновременно.

В чем причина популярности Cazal? Безусловно, залогом успеха является и уникальный дизайн моделей очков этой марки, и их великолепное качество, отвечающее самым высоким стандартам. А еще очки Cazal способны мгновенно излечить от плохого настроения и депрессии — достаточно лишь их надеть. Проверено на себе.

** Казаль – это еще и творческий псевдоним дизайнера (от первых букв имени и фамилии). – Прим. ред.
** Именно в Бронксе в среде афроамериканцев зародилась молодежная субкультура хип-хопа.
*** Здесь и далее цит. по: «Mords»-Brillen made in Passau // Passauer Neue Presse. 2007. Aug. 20. S. 3.
**** Своеобразной одой модели Cazzy является книга «Назад, в те времена» (Back in the days) фотографа Джеймла Шабазза (Jamel Shabazz), буквально поймавшего своей камерой период раннего хип-хопа.
***** В настоящее время основными европейскими рынками сбыта для компании являются рынки Германии и Франции.


ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ PASSAUER NEUEN PRESSE (20.08.2007), ЖУРНАЛА MODE & BRILLE И САЙТА WWW. CAZAL-EYEWEAR.COM

Е.Чуланова "История бренда" 
Узнавайте больше по темам:
Сервисы