Как привыкнуть к новым очкам?
Судя по обсуждениям на интернет-форумах, вопрос, как адаптироваться к новым очкам, не теряет своей актуальности для конечных потребителей. О том, чем обусловлена необходимость привыкания к ним, а также какие типы очков являются в этом плане наиболее и наименее проблематичными, мы побеседовали с Тамарой Давыдовной Абуговой — кандидатом медицинских наук, главным врачом «Оптик Сити», и Татьяной Марковной Самойловой — врачом-офтальмологом одного из многочисленных оптических салонов, работающих под маркой этой сети.— Скажите, пожалуйста, действительно ли каждый, кто приобретает новые очки, должен быть готов к тому, что ему понадобится какое-то время для того, чтобы к ним привыкнуть? Если да, то какое именно время? И чем обусловлена необходимость привыкания к новым очкам?
Татьяна Марковна Самойлова, врач-офтальмолог «Оптик Сити»
— Интересно, а какие типы очков и почему являются наиболее и наименее проблематичными с точки зрения адаптации?
Т. С.: Наиболее проблематичными являются астигматические и прогрессивные очки, наименее – простая «сфера» с небольшими диоптриями – при условии точного определения рефракции.
— С какими именно проблемами пользователь может столкнуться во время адаптации к новым очкам? Как ему следует себя вести, для того чтобы нивелировать неприятные ощущения, и о каких именно ощущениях может идти речь?
Т. С.: Если человек впервые адаптируется к очкам, то ему нужно привыкнуть больше поворачивать голову, а не водить глазами в сторону, чтобы избежать периферических искажений и головокружения. Обычно это проявляется при подборе очков или в процессе пробного ношения, в этом случае специалисту нужно проинформировать пациента о возможности уменьшения этих искажений при использовании индивидуальных очковых линз. Проблемы искажения размеров или пространства могут возникать при близорукости и дальнозоркости высокой степени, высоком астигматизме, что также предполагает желательность использования индивидуальных очковых линз. В противном случае привыкание может быть длительным, тяжелым или не произойти совсем.
— Какие пациенты наиболее подвержены проблемам адаптации?
Тамара Давыдовна Абугова, главный врач «Оптик Сити»
— Скажите, пожалуйста, справедливо ли утверждение, что если пресбиоп начинает носить прогрессивные очки, то он должен носить их постоянно? И если это так, то чем чревато ношение прогрессивных очков от случая к случаю?
Т. А.: При пресбиопии многие пациенты стараются как можно дольше не носить очки. Чтобы прочесть текст, они отодвигают его от глаз и обращаются к врачу, только когда «длины руки не хватает». Это неправильно, так как такое чтение приводит к напряжению глаз, «срыву» и без того ослабленной аккомодации, требует нередко назначения более сильной коррекции и лечения. Прогрессивные очки представляют собой своего рода оптическую замену ослабленной аккомодации, создавая как бы ступеньки для разных расстояний. В отличие от бифокальных очков, которые часто применялись раньше, они имеют плавный переход от зоны для зрения вдаль к зоне для зрения вблизи и в них комфортно читать, используя среднюю зону, которая нужна для работы за компьютером. В них удобно идти по улице и иметь возможность различать надписи на телефоне или планшете, читать книгу в транспорте. Поэтому ношение прогрессивных очков постоянно при их хорошей переносимости – это даже не требование для здоровья, а удобство и возможность использовать только одни очки вместо трех для разных расстояний. Представьте, например, что вы пришли к врачу-офтальмологу – пресбиопу, а он, разговаривая с вами, каждые одну-две минуты меняет очки… Не только ему, но и вам это будет неприятно.
— Согласна с вами. Но что если время, отведенное на адаптацию, прошло, а пользователь так и не привык к очкам?
Т. С.: Если попытка адаптации была предпринята, но оказалась неудачной, то в «Оптик Сити» принято предлагать пациенту другие варианты коррекции, к которым он сможет адаптироваться.
— Как часто вы в своей практике сталкиваетесь со случаями недовольства клиентов новыми очками? Что необходимо делать, чтобы этого избежать?
Т. С.: По нашим данным, недовольны новыми очками примерно пять процентов клиентов, причем в четырех процентах случаев удалось предложить другие варианты очковой коррекции и сохранить этих людей в качестве клиентов. Думаю, что полностью избежать случаев недовольства новыми очками невозможно, а вот уменьшение их количества прямо зависит от времени, потраченного на подбор очков. Если провести полное исследование рефракции с выяснением характера зрения, ведущего глаза, бинокулярного баланса и дополнить его 10–15 минутами ношения пробных очков, то таких случаев стало бы очень мало. Но врач ограничен во времени условиями своей работы, а зачастую и пациент «забежал» на 10 минут.
— Увы, порой это так. Скажите, пожалуйста, если мы все же говорим о непереносимости очков, то что может быть ее причиной?
Т. С.: Причиной непереносимости любых очков может быть нарушение привычного зрительного стереотипа: в случае однофокальных очков – максимальная коррекция при привычке к ослабленной, полная коррекция при большой разнице в диоптриях между глазами; если речь об очках для коррекции астигматизма, то могут присутствовать пространственные искажения, при бифокальной коррекции непереносимость очков может вызвать отсутствие средней зоны, при прогрессивной – наличие сложного профиля, ограничение полей зрения. Многие из этих проблем решаются назначением соответствущего характеру зрения дизайна очковых линз, но не всегда пациент может или хочет следовать рекомендациям врача.
— Скажите, пожалуйста, могут ли заболевания общего характера осложнять адаптацию пациента к новым очкам?
Т. А.: Да, конечно. Врач всегда должен интересоваться общими заболеваниями пациента, должен выявить у пациента патологию глаза, если она имеется. Из общих заболеваний чаще всего у взрослых пациентов адаптацию к очкам и сложность их подбора вызывают сахарный диабет, гипертония, энцефалопатии и другие заболевания мозга, состояния после инсульта и черепно-мозговых травм, вегетососудистая дистония. В этих случаях рефракция бывает нестабильной, в процессе привыкания к очкам могут возникать головокружения или двоение в глазах, связанные с основным заболеванием. Если говорить про заболевания глаз, то наибольшие трудности вызывает подбор очков при центральных дистрофиях сетчатки, когда приходится выбирать не коррекцию с наилучшей остротой зрения, а наиболее комфортную коррекцию с наименьшими искажениями текста. При начальной катаракте, неправильном астигматизме, кератоконусе врач старается подобрать максимально возможную и переносимую очковую коррекцию, но пациенту следует разъяснить, что острота зрения у него будет непостоянной в течение дня. При уменьшении поля зрения в случаях глаукомы, пигментной дегенерации сетчатки, периферических дистрофиях сетчатки, последствиях кровоизлияний в сетчатку пациент должен понимать, что очки не смогут увеличить его поле зрения.
— Слабовидение, или низкое зрение, должно быть, тоже вызывает немало проблем при подборе очков?
Т. А.: В этом случае как у детей, так и у взрослых очковая коррекция должна быть дополнена специальными средствами для коррекции слабовидения. Они могут применяться вместе с очками и при другой патологии, например при возрастной макулярной дегенерации сетчатки и других центральных дистрофиях.
— Вы заговорили о детях. Существуют ли какие-то дополнительные сложности c адаптацией к очкам у их юных пользователей?
Т. А.: Очки, даже хорошо подобранные офтальмологом, могут не удовлетворить детей с трудностями обучения. Только в последние годы в нашей стране начали ставить диагнозы «дислексия», «дисграфия». В этих случаях невозможность чтения и письма связана не со снижением остроты зрения, а с нарушением обработки мозгом зрительной и зрительно-пространственной информации, а также с нарушением межполушарного взаимодействия. И потому здесь после подбора очковой коррекции может быть рекомендован индивидуальный подбор специальных цветных светофильтров, который проводится в нашей компании, а также коррекционная работа с пациентом нейропсихолога и дефектолога.
Мы благодарим Тамару Давыдовну и Татьяну Марковну за интересное интервью, желаем им дальнейших успехов в работе и надеемся, что опыт, которым они с нами поделились, окажется полезным нашим читателям.
БЕСЕДОВАЛА ЕЛЕНА ЧУЛАНОВА