«Я СТАРАЮСЬ УВИДЕТЬ ТО, ЧТО НЕ ВИДЯТ ДРУГИЕ»
— Ральф, очень приятно встретиться с тобой в Самаре, ведь ты легендарная личность в индустрии модных очков и общение с тобой всегда очень интересное! Ты добился успехов и как дизайнер, и как бизнесмен. Но кем ты сам себя считаешь и что самое важное для тебя в жизни?
— Пожалуй, в первую очередь я – реализатор своих интересных идей. Мне нравится воплощать в своих творениях необычные замыслы, совмещать в своем дизайне казалось бы несовместимое. При этом я еще и визионер, предвосхищающий тренды, смотрящий на мир своими глазами, с необычного ракурса. Я стараюсь увидеть то, что не видят другие, разрушить навязываемые табу. Вообще, любое табу меня вдохновляет и пробуждает во мне живой интерес. Как раз поэтому из Европы я приехал именно в Россию.
ОТКРЫТАЯ ЭНЕРГИЯ САМАРЫ
— Значит, поездка в Самару тоже должна вдохновить тебя на что-то новое?
— Несомненно, ведь у вас есть то, чего нет во многих европейских странах, например в Германии. Здесь люди более открытые и эмоциональные, им важно встречаться друг с другом, чтобы обсуждать разные вопросы, петь, танцевать. А в Европе многие замкнуты, они изолируются от окружающих. Впрочем, и в Европе есть страны, похожие на вашу: например, испанцы тоже открытые и веселые. Так что ваша атмосфера меня воодушевляет и побуждает создавать очки для России.
ПРОСТОТА ФОРМЫ И ИДЕАЛ КАК ЦЕЛЬ
— Что для тебя самое притягательное в дизайне очков? Можно ли в нем придумать что-то принципиально новое?
— Отвечу так, как я обычно отвечаю на подобные вопросы: человек как имел, так и продолжает иметь два глаза, один нос и два уха. И вряд ли стоит в ближайшее время ждать появления людей с тремя глазами. Так что я в каком-то смысле за консерватизм и простоту в дизайне очков. При этом полезно помнить, что абсолютное совершенство недостижимо, но стремиться к нему необходимо.
О ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
— Новые технологии, искусственный интеллект… – они изменят профессию дизайнера или вытеснят ее?
— Если бы я был программистом, то вместо искусственного интеллекта я создал бы «искусственную глупость». Наверно, от нее было бы меньше вреда. Дело в том, что искусственный интеллект лишает нас не только креативности, но и отчасти человеческой природы. Возьмем, к примеру, лингвистику: изучение другого языка помогает вам не только определять смысл того, что говорят носители этого языка, но и проникаться их культурой, лучше понимать то, как они мыслят. Если же иностранную речь вам переводит искусственный интеллект, общение становится формальным, жизнь теряет яркость, глубину. Это похоже на то, как если бы вы заказали себе еду домой, используя интернет, вместо того, чтобы пойти в ресторан и поесть там с друзьями.
Так что мое мнение здесь однозначно: искусственный интеллект лишает людей человечности и креативности, заменяя их механическими процессами. За всем этим явно стоят определенные круги, на которых работают все гениальные айтишники и которые заинтересованы в создании социальной изоляции.
ПРОВОКАЦИЯ КАК ИСКУССТВО
— Ты известен своим перформансом на Берлинской неделе моды, когда вышел на подиум в «костюме Адама». Что ты хотел этим сказать?
— Да, помню, это было давно – в 2010 году. Я действительно появился на подиуме совсем голым, только в очках, а затем пришла женщина и связала меня черной лентой. Я хотел этим поступком указать на несколько проблем современного общества, молодых людей. У нас есть большой выбор вещей, еды, автомобилей и так далее, из-за чего люди теряются и даже сходят с ума от такого многообразия. Но в определенных культурах есть, напротив, очень строгие стандарты в отношении одежды. Там людей насильно помещают в эти рамки, ограничивают ими, как сделала та женщина, которая связала меня черной лентой. И в таком полном отсутствии креативности тоже нет ничего хорошего.
РАЗРУШАЯ БАРЬЕРЫ МЕЖДУ СТРАНАМИ
— Как ты оцениваешь нынешние отношения между Россией и Германией?
— Они очень непростые. Многие немцы считают Россию виновной в текущих проблемах, но есть и такие, кто понимает, что не все так просто. Даже некоторые из моих друзей каждый раз, когда узнают, что я был в России, очень удивляются: для них такое путешествие просто немыслимо, похоже на катастрофу, абсолютное табу.
Я же такое табу разрушаю и считаю очень глупым, что отношения между Россией и Германией так сильно испортились, ведь если бы мы могли объединить свои знания и возможности, можно было бы достичь потрясающих результатов. Кстати, вспоминается, что Путин говорил в Бундестаге на немецком языке.
— Как тебе этот приезд в Россию?
— Всё прошло замечательно. В аэропорту – вай-фай, переводчик… И главное – я чувствую здесь энергию. Уверен, что вернусь. И кто знает, возможно, этот визит – только начало чего-то большего. Думаю, вместе с теми, с кем мы уже начали общаться в России, включая команду Luxury Eyecon, у нас есть шанс создать проект, который станет по-настоящему международным.
Этот захватывающий диалог завершился так, как, пожалуй, мог бы завершиться только разговор с человеком, который всегда смотрит на мир иначе, — танцами на полусогнутых ногах и импровизированной фотосессией, где Ральф, по традиции, встал на голову под бурные аплодисменты гостей ресторана «Небо». В его позе — вызов обыденности, а в танце — осторожное, но смелое видение будущего, открытого для тех, кто, как и он, не боится разрушать табу и мыслить шире стандартных рамок. И похоже, Luxury Eyecon сыграет в этом будущем не последнюю роль.
Беседовал Сергей Клён