- Данте из Бергамо
- Время больших перемен
- Новая жизнь палаццо Марино-алла-Скала
- «Он был гением»
- «Царит над нами рок бесчеловечный»
- Наследники по прямой
- Кадровая перестановка
- Стиль большого города
- Очки Trussardi
«У кого нет прошлого, у того нет и будущего», - гласит народная мудрость. Итальянской же компании Trussardi беспокоиться на сей счет абсолютно не приходится: ее традиции были заложены задолго до того, как созданием бренд-историй занялись маркетологи. Прошлое и настоящее марки Trussardi и стали объектом нашего пристального внимания.
Данте из Бергамо
В 1911 году некий Данте Труссарди (Dante Trussardi) открыл в итальянском городке Бергамо, что к северу от Милана, мастерскую по изготовлению кожаных перчаток. В отличие от наших дней, когда усилием хитроумных маркетологов в ранг обязательных для приобретения могут быть возведены вещи довольно посредственные, в начале XX века определяющее значение для покупателя имело качество товара. Так вот, качество кожаных изделий Trussardi было настолько великолепным, что слава о них распространилась вплоть до Британской империи, и Труссарди стал даже поставщиком британского королевского двора, что было, конечно же, очень почетно и престижно. Однако это не сказалось существенно на узнаваемости марки, и в 1960-е годы она чуть было не ушла в забвение.
Время больших перемен
Все изменилось после того, как в конце 1960-х годов семейный бизнес перешел к 28-летнему внуку Данте - Николе Труссарди (Nicola Trussardi), к тому времени уже успевшему окончить Миланский католический университет (Università Cattolica del Sacro Cuore), получить профессию экономиста и даже некоторый опыт практической деятельности. Отдавая себе отчет в том, что главным преимуществом компании Trussardi является ее богатый опыт работы с кожей, он решил пойти по пути диверсификации производства. Первое, что сделал Никола Труссарди, - обзавелся собственной кожевней и, заручившись поддержкой технических специалистов, погрузился в изучение передовых технологий выделки и обработки кож.
Инвестиции средств и времени оправдали себя с лихвой. Мягкая и эластичная кожа, выделываемая предприятием Труссарди, по своему качеству и внешнему виду не шла ни в какое сравнение с той, что предлагали другие кожевенные фабрики, да и изготовить из нее теперь можно было все что угодно.
В 1973 году Никола Труссарди представил миру свою первую коллекцию кожаных аксессуаров, включающую в себя сумки, чемоданы и мелкую кожгалантерею. Рядом с надписью «Trussardi» покупатели заметили логотип в виде мордочки любимца семьи Труссарди - собаки породы английская борзая, олицетворяющей собой динамизм, энергию и элегантность.* Эти качества как нельзя лучше соответствовали тому духу марки Trussardi, которым ее наделил Никола Труссарди.
Несколькими годами позднее на свет появилась коллекция кожаных пиджаков (их, кстати, очень любил бывший президент США Рональд Рейган), ставшая первым шагом к созданию полной линии готовой одежды (ready-to-wear). В 1976 году в Милане открылся первый бутик Trussardi, где были представлены кожаная одежда и аксессуары с уже известным нам логотипом, а также коллекция украшений. В 1983 году состоялся показ дебютной женской коллекции готовой одежды Trussardi Donna**, который проходил в фойе знаменитого оперного театра «Ла Скала». Примечательно, что Никола Труссарди всегда придавал большое значение месту проведения дефиле, выбирая для этого самые известные площадки Милана. В 1984 году он даже устроил показ напротив миланского кафедрального собора, свидетелями которого стали 3 тыс. человек. Лучшей декорации, чем кажущийся воздушным средневековый Миланский собор (Duomo di Milano), для показа элегантной коллекции Trussardi, казалось, нельзя и вообразить. Однако Труссарди все-таки кое-что придумал.
Новая жизнь палаццо Марино-алла-Скала
В конце 1980-х годов Никола Труссарди приобрел старинный шестиэтажный дворец - особняк XIX века - палаццо Марино-алла-Скала. Сеньора Труссарди подкупила не только историческая ценность здания, но и его месторасположение. Палаццо находится в двух шагах от театра «Ла Скала», в центре бурлящего событиями города, тесная связь с которым предопределила урбанистический характер марки Trussardi. Здание было куплено за несусветные деньги. Не меньшие средства были вложены и в его грандиозную реконструкцию. Первый этаж сделали прозрачным, линию огромных витрин прерывают лишь тонкие простенки. Такое решение оказалось весьма выгодным для горожан: показы коллекций Trussardi во время миланских недель моды теперь проходят именно здесь, и снаружи за ними могут наблюдать все желающие. Кстати сказать, модный дом Trussardi был первым, кто покинул святая святых - закрытые выставочные павильоны, в которых традиционно проходят знаменитые модные дефиле, и сделал свои показы достоянием широкой публики.
Однако же вернемся к палаццо. На первом его этаже находится флагманский бутик Trussardi 1911, изысканная атмосфера которого производит впечатление даже на самых тонких ценителей прекрасного. На втором этаже расположен фирменный ресторан, принадлежащий семье Труссарди и отмеченный двумя мишленовскими звездами - знаком, свидетельствующим об исключительном качестве кухни и обслуживания. Выше размещены офисы и художественная галерея - еще одно детище Николы Труссарди, который, будучи истинным итальянцем, был убежден, что мода тесным образом связана с искусством. Здесь он регулярно устраивал выставки, предлагая посетителям полюбоваться полотнами великого Пикассо или произведениями современного поп-арта. Здесь же проходили концерты Фрэнка Синатры и Лайзы Минелли.
«Он был гением»
Казалось, гению Николы Труссарди, в котором талант бизнесмена удивительным образом сочетался с талантами художника и дизайнера, было подвластно все. Он создавал костюмы для театральных постановок, одевал олимпийскую сборную Италии, занимался дизайном велосипедов, телефонов, мебели и даже вертолетов, интерьерами самолетов авиакомпании Alitalia и автомобилей Alfa-Romeo. В 1991 году он представил в Риме первую коллекцию одежды Trussardi Couture, в 1994-м состоялся его кинодебют в фильме «Prêt-à-Porter», где он сыграл самого себя. Он мог бы сделать еще очень много, если бы внезапная смерть не прервала его высокий полет...
В апреле 1999 года на дороге из Милана в Бергамо автомобиль Николо Труссарди попал в аварию, в результате которой он скончался, так и не приходя в сознание. Италия, за два года до этого потерявшая Джанни Версаче, который, кстати сказать, был близким другом Труссарди, вновь погрузилась в скорбь и траур. Тогдашний премьер- министр Италии Массимо Д'Алема, находившийся во время трагедии в Брюсселе, не замедлил выразить семье Труссарди свои соболезнования. «Он был гением», - сказали в тот черный день по итальянскому телевидению, и это несомненно.
«Царит над нами рок бесчеловечный»***
После смерти Николы Труссарди наследником модной империи стал его старший сын Франческо, представитель четвертого поколения семьи, которому на тот момент было 25 лет. Он с детских лет сопровождал отца в рабочих поездках, но создание модных коллекций занимало его куда меньше, чем финансовая составляющая бизнеса. Ответственной за стиль марки стала его старшая сестра Беатриче. В 2002 году группа компаний, принадлежащих семье Труссарди, заработала 125 миллионов евро, улучшив предыдущие показатели на три процента. В этом была немалая заслуга Франческо, успехами которого отец, будь он жив, непременно гордился бы.
14 января 2003 года брат и сестра, трогательно держась за руки, вышли на подиум в конце показа мужской коллекции. А в том же месяце, 26 января, Франческо Труссарди не стало. Он разбился на своем гоночном автомобиле Ferrari 360 на подъезде к Бергамо, по сути повторив судьбу своего отца.
Наследники по прямой
После ухода Франческо у руля семейного бизнеса впервые за его столетнюю историю встала женщина - Беатриче Труссарди, старшая дочь Николы и Марии-Луизы Труссарди. Оптический мир узнал ее в лицо после того, как в 2010 году отраслевые издания опубликовали фотографию, на которой белокурая Беатриче запечатлена с топ-менеджером японской оптической компании Charmant Group по случаю заключения лицензионного договора. Впрочем, к этому событию мы еще вернемся.
До того как Беатриче стала президентом Trussardi Group, ее жизнь была тесно связана с искусством. Сеньорита Труссарди - обладатель ученой степени магистра истории нового и новейшего искусства, а также магистр бизнес-администрирования в области искусства. Она осуществляла совместные проекты с Музеем Гуггенхайма, Метрополитен-музеем и Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Сегодня Беатриче Труссарди - не только президент компании, но и глава некоммерческого фонда имени своего отца (Fondazione Nicola Trussardi), который поддерживает современных деятелей искусства, организует выставки, публикации, спецпроекты.
Остальные же члены семьи Труссарди, воспитанные в понимании того, что семейное дело - это святое, также принимают самое активное участие в деятельности дома. Бизнес-направлением занимается младший брат Беатриче Томазо, за разработку стиля несет ответственность их младшая сестра Гая. Наиболее же важные решения, например те, что касаются стратегии и тактики дома, семья принимает совместно, как того всегда хотел Труссарди-старший.
Кадровая перестановка
Одним из коллегиально принятых решений стало решение о смене креативного директора дома Trussardi. В 2011 году в СМИ появилась информация о назначении на эту должность 31- летнего дизайнера турецкого происхождения Умита Бенана (Umit Benan), выпускника лондонского Центрального колледжа искусств и дизайна имени святого Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design), который, как должно быть, помнят наши постоянные читатели, в свое время заканчивали Джон Гальяно, Александр Маккуин и Рикардо Тиши. Кроме того, Бенан также с успехом прошел обучение в нью- йоркской Парсонской новой школе дизайна (Parsons the new school for design). В его послужном списке - разработка коллекций одежды марок Marc Jacobs, Sophie Theallet и Pollini, а также создание собственного бренда, которому дизайнер дал свое имя. Владельцы дома Trussardi выделили его среди других претендентов на высокую должность не только за дизайнерское мастерство и богатое воображение, а прежде всего за основательный подход к делу. Отнюдь не удивительно, что, получив назначение, Умит Бенан в первую очередь занялся изучением архива, который воспринимает как бесконечный источник вдохновения для своего творчества.
Стиль большого города
В чем же особенность стиля Trussardi? У одних он ассоциируется с ручной работой высочайшего качества и вековыми традициями ремесленного производства, у других - с мультикультурным подходом к моде, высокотехнологичными решениями и новаторством. Удивительным образом этот стиль сочетает в себе и то, и другое. Еще он утонченный, элегантный и естественный, а потому прекрасно подходящий к жизни в большом городе.
Сегодня предложение модного дома Trussardi включает в себя три линии одежды и аксессуаров: Trussardi 1911, Trussardi Jeans и Tru Trussardi. Tru Trussardi - основная линия марки, которая была запущена в 2006 году. Она адресована взыскательным жителям мегаполисов. Утром эти люди спешат на работу, а сразу после нее - на романтическое свидание, выставку, деловую встречу или ужин с друзьями. Понимая, что они часто испытывают дефицит времени, Trussardi создает для них одежду, комфортную в любой ситуации и позволяющую выглядеть элегантно, но при этом не слишком формально. Большое значение имеет и практический аспект. Дом Trussardi предлагает своим клиентам лишь изделия элитного качества, усомниться в котором нет ни малейшего повода.
Очки Trussardi
В 2010 году на миланской выставке MIDO состоялось официальное подписание лицензионного соглашения между модным домом Trussardi и компанией Charmant Group, согласно которому японскому производителю были вверены производство и дистрибуция оправ и солнцезащитных очков коллекции Tru Trussardi, а также коллекции класса люкс Trussardi 1911. Очевидно, что семья Труссарди не искала легких путей, иначе заключила бы контракт с одним из крупных итальянских производителей, однако она выбрала японцев, так же, как и эта семья, трепетно относящихся к традициям ремесленного производства и умеющих находить идеальное равновесие между ними и использованием новейших технических разработок. В 2011 году, как раз в год столетия присутствия марки на рынке, появилась первая совместная коллекция Charmant Group и дома Trussardi, в которой вневременная элегантность и шик великолепно адаптированы к требованиям динамичного стиля городской жизни, то есть нашей с вами.
По словам Беатриче Труссарди, очки есть неотъемлемый атрибут индивидуального стиля, и в компании гордятся новыми оптическими коллекциями, которые, «балансируя между классикой и современностью, дают пользователю возможность подчеркнуть его индивидуальность»****. Мы охотно присоединяемся к мнению сеньориты Труссарди - женщины, умеющей управлять столетним наследием, этим драгоценным и хрупким сокровищем, без суеты, но в то же время инновационными методами.
* Семейный герб, на котором также можно увидеть собак породы английская борзая, был придуман Николой Труссарди в том же 1973 году и сразу же стал символом дома моды Trussardi.
** Через год, в 1984 году, на суд общественности была представлена мужская коллекция Trussardi Uomo, спустя несколько лет - коллекция джинсовой одежды Trussardi Jeans. В конце 1980-х годов были выпущены спортивные линии Trussardi Sport и Trussardi Action.
*** Из «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.
**** Mrositzki A. Excellence in Fashion // Optic und vision. 2011. N 1. S. 98.
Елeнa Чуланова, «Веко», 8/2012
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ BE-IN.RU, SPIEGEL ONLINE, THE FASHION EZINE, WIKIPEDIA, ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ», ЖУРНАЛОВ OPTIC UND VISION И EYEBIZZ